«Создание предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ, обеспечивающей развитие внимания дошкольников»
статья

Буюкли Наталья Владимировна

Внимание детей дошкольного возраста как зеркало отражает, что именно в окружающем мире интересует ребёнка, и как он взаимодействует с окружающими его вещами. Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в познавательные процессы или практическую деятельность. Поэтому очень важна в развитии внимания организация предметно – пространственной развивающей среды ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ, обеспечивающей развитие внимания дошкольников»

Воспитатель первой категории:

Буюкли Н.В.

Ноябрь 2020г.

Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуются наиболее фундаментальные способности, определяющие его дальнейшее развитие.

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и тоже. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее, как необходимое условие окружающей действительности. Внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.

Отмечая роль внимания в психической деятельности, вспомним слова великого русского педагога К. Д. Ушинского: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Проблема развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. Ведь для того, чтобы ребёнок успешно учился в школе, ещё в дошкольном возрасте необходимо начинать развивать его внимание. Очень многие дети, придя в школу, испытывают трудности именно из-за того, что они рассеяны, а их внимание не развито.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. (далее – ФГОС ДО), ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая, продуктивная и познавательная деятельность.

Но, тем не менее, конечно, правильным остается, то положение, что на протяжении дошкольного возраста, дети еще в очень слабой степени владеют своим вниманием. Поэтому воспитатель должен тщательно работать над организацией предметно – пространственной развивающей среды, иначе ребенок окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Внимание детей дошкольного возраста как зеркало отражает, что именно в окружающем мире интересует ребёнка, и как он взаимодействует с окружающими его вещами. Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в познавательные процессы или практическую деятельность. Поэтому очень важна в развитии внимания организация предметно – пространственной развивающей среды ДОУ.

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-пространственной среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.

При организации предметно – пространственной среды в ДОО обеспечивающей развитие внимания дошкольников, важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

Так, для детей третьего года жизни необходимо свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

В среднем и старшем дошкольном возрасте у дошкольников проявляется потребность в игре со сверстниками, желание создавать свой мир игры. Кроме того, в предметно - пространственной среде педагог должен учитывать формирование психологических новообразований в разные годы жизни детей.

Важным условием является многофункциональность предметно - пространственной среды: во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно- пространственной среды должно периодически изменяться и обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОО. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Для этого в группах детей дошкольного возраста развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

-содержательно-насыщенной, включающей средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей дошкольного возраста, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

-трансформируемой, обеспечивающей возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

-полифункциональной, дающей возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

-доступной, обеспечивающей свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

-безопасной, где все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками при организации, развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, педагоги используют несколько вариантов ее построения:

1.Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2. Использование помещений спальни.

3. Создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Благодаря этому, предметно – пространственная развивающая среда позволяет развивать детей по пяти образовательным областям:

1) социально-коммуникативное развитие,

2) познавательное развитие,

3) речевое развитие,

4) художественно-эстетическое развитие,

5) физическое развитие.

Центры активности ДОО организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности дошкольников по данным направлениям. В группе создаются различные центры активности:

 «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

«Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;

«Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность детей.

Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды и степень ее влияния на развитие усидчивости, памяти, внимания детей.

Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.

Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.

Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие нормативные документы:

Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию  на июль 2011 года)

Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Подведя итог вышесказанного мы видим, что развитие внимания в дошкольном возрасте — это закладывание фундамента всего школьного будущего ребенка. Если в возрасте 4-5 лет он способен выполнять определенные действия под руководством взрослого человека, то к 6-7 годам он должен уметь самостоятельно осознанно концентрировать свое внимание на совершении определенных действий. У старшего дошкольника, готового сеть за парту, явно выражены навыки самоорганизации. Он должен быть способен руководствоваться самоинструкциями. Ведь в школе преднамеренное внимание станет одним из базовых условий организации учебной деятельности.

          Следует помнить, что этот результат невозможен без правильно созданной предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ.

           Умение подчинять свое внимание требованиям воспитателя, а затем и понимание необходимости этого представляют собой начальную форму управления ребенком своей психической деятельности. Этому способствуют разнообразные организованные занятия, проводимые с детьми в средних, старших и подготовительных группах детского сада. Поскольку внимание не является какой-то специальной формой психической деятельности, но в той или иной мере включено в любой психический процесс, естественно, что оно и совершенствуется в разных видах психической деятельности детей, разумно организованной взрослыми.

Внимание детей дошкольного возраста как зеркало отражает, что именно в окружающем мире интересует ребёнка, и как он взаимодействует с окружающими его вещами. Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в познавательные процессы или практическую деятельность. Поэтому очень важна в развитии внимания организация предметно – пространственной развивающей среды ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "создание предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе ДОО"

данный проект  позволяет увидеть, что ППРС несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка. Она обеспечивает повышенную двигательную активность и растущую познавательную ...

Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»

Актуальность  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...

Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ

Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания  предметно ...

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16890255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"480"}}]]...

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности....

Методическая разработка: «Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей»

Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная,...

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"...