Главные вкладки

    Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»
    проект (средняя группа) по теме

    Грачева Надежда Викторовна

     Актуальность

      Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметно – пространственной  развивающей среды.

      В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

              Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

         Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

    Проблема

    Проанализировав среду группы, я пришла  к выводу, что наша предметно – пространственная  среда не соответствует ФГОС. Это проявилось в таких вопросах как:

    - недостаточная насыщенность ППРС группы для организации разных видов детской деятельности;

    - не в полном объёме реализуются принципы построения развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС к ООП ДОУ.

              Цель: Разработка проекта предметно-пространственной развивающей среды в средней группе для решения задач образовательной области " Художественно - эстетическое развитие".

     

    Задачи:

    1.     Изучение литературы.

    2.     Изучение принципов построения ППРС (в приложение принципы из ФГОС).

    3.     Привлечение родителей к организации ППРС.

    4.    Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

     

              Стратегии и механизмы реализации проекта

     

    I этап - Подготовительный (сентябрь-ноябрь 2014г.)

    - изучение литературы

    - изучение принципов построения ППРС (в приложение принципы из ФГОС)

    - формулировка проблемы, цели и задач проекта

     

    II этап - Основной (декабрь 2014г. - апрель 2015г.)

    - проектирование ППРС (таблица с задачами по возрасту и обр. области в приложении)

    - работа по проекту ППРС

    - привлечение родителей к организации ППРС

     

    III этап - Заключительный  (май 2015г.)

    - презентация ППРС на педагогическом совете

    - презентация для родителей

    - обобщение опыта на уровне город и выше

    - оформление паспорта группы

     

    Планируемые результаты реализации проекта

    сообщение на педагогическом совете.

    Перспективы развития проекта

               Продолжать работу в оборудовании  «Театральной студии», центра ряженья, музыкальной гостиной.

         

     

              Список литературы:

     

    1.     Закон «Об образовании  РФ»  №273 – ФЗ от 29.12.2012г.

    2.     Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации  №1155  от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

    3.     Комментарии к ФГОС дошкольного образования.

    4.     «Программа воспитание и обучение в детском саду»  под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

    5.     Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 

    6.     Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003

    7.     7.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_po_razvivayushchey_srede.docx38.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении

    «Детский сад № 49»

    Проект

    «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней  группе»

     

          Разработала:

    Воспитатель первой

    квалификационной категории

    Грачева Н.В.

    г. Березники, 2015

    Участники проекта – воспитатели, дети средней группы и их родители.

    Тип проекта – педагогический

    Масштаб – долгосрочный (сентябрь 2014 – май 2015)

     Актуальность

      Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметно – пространственной  развивающей среды.

      В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

              Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

         Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

    Проблема

    Проанализировав среду группы, я пришла  к выводу, что наша предметно – пространственная  среда не соответствует ФГОС. Это проявилось в таких вопросах как:

    - недостаточная насыщенность ППРС группы для организации разных видов детской деятельности;

    - не в полном объёме реализуются принципы построения развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС к ООП ДОУ.

              Цель: Разработка проекта предметно-пространственной развивающей среды в средней группе для решения задач образовательной области " Художественно - эстетическое развитие".

    Задачи:

    1. Изучение литературы.
    2. Изучение принципов построения ППРС (в приложение принципы из ФГОС).
    3. Привлечение родителей к организации ППРС.
    4. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

              Стратегии и механизмы реализации проекта

    I этап - Подготовительный (сентябрь-ноябрь 2014г.)

    - изучение литературы

    - изучение принципов построения ППРС (в приложение принципы из ФГОС)

    - формулировка проблемы, цели и задач проекта

    II этап - Основной (декабрь 2014г. - апрель 2015г.)

    - проектирование ППРС (таблица с задачами по возрасту и обр. области в приложении)

    - работа по проекту ППРС

    - привлечение родителей к организации ППРС

    III этап - Заключительный  (май 2015г.)

    - презентация ППРС на педагогическом совете

    - презентация для родителей

    - обобщение опыта на уровне город и выше

    - оформление паспорта группы

    Планируемые результаты реализации проекта

    сообщение на педагогическом совете.

    Перспективы развития проекта

               Продолжать работу в оборудовании  «Театральной студии», центра ряженья, музыкальной гостиной.

         

              Список литературы:

    1. Закон «Об образовании  РФ»  №273 – ФЗ от 29.12.2012г.
    2. Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации  №1155  от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
    3. Комментарии к ФГОС дошкольного образования.
    4. «Программа воспитание и обучение в детском саду»  под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
    5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009  
    6. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
    7. 7.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.

    Приложения 1.

    Принципы построения ППРС

    (в соответствии с ФГОС ДО)

    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

    • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
    • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
    • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
    • возможность самовыражения детей.

    Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

    2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

    3) Полифункциональность материалов предполагает:

    • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
    • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

    4) Вариативность среды предполагает:

    • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
    • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    5) Доступность среды предполагает:

    • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
    • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
    • исправность и сохранность материалов и оборудования.

    6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

    Приложение 2.

    Проект ППРС в средней группе по решению задач образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

    № п/п

    Центры

    Пособия и материалы для работы с детьми

    Материалы для родителей

    Принципы

    1.

    Изостудия «Веселый карандаш».

    Мольберт, различные краски, кисти тонкие, средние и толстые, бумага разного формата, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, фартуки, баночки - непроливайки для воды, материалы для лепки.

    Картины, портреты художников, скульптуры малых форм, изделия декоративно – прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и др.);

    Дидактические игры по ознакомлению: с жанрами – натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой;  цветами и их оттенками;

    Наглядно-дидактическое пособие в картинках декоративно – прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и др.);

    д/и «Домино «Гжель»;

    -Консультации для  родителей: «Мама я хочу рисовать», «Природа в рисунках детей», «Как научить ребенка рисовать «Изостудия», «Порисуй со мной», «Взял я в руки карандаш»;

    -Памятки для родителей:  «Правила рисования краской», «Правила рисования карандашом»;

    -Игры и упр-ия по рисованию;

    -Игры и упр-ия с глиной и пластилином;

    -картотека дидактических игр.

    - Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    - Доступность среды  в группе  свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

    - Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества.

    Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.

    Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

    -Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);

    2.

    Центр ряженья.

    театр настольный;

    ширма;

    наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;

    театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);

    персонажи с разным настроением;

    материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);

    готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;

    атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;

    уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);

    для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

    -мастер – класс «Юбочки для уголка ряженья»

     - Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    - Доступность среды  в группе  свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

    - Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества.

    Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.

    Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

    -Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);

    3.

    «Театральная студия».

    1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних, маски театральных персонажей.
    2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
    3. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
    4. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
    5. Картотека театрализованных игр.
    6. Сюжетные картины «Расскажи сказку»
    7. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

    - картотека театрализованных игр

    - папка - передвижка «Правила поведения в театре»

    - консультации для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Как организовать театр дома»

    - памятка для родителей «Виды театров, используемые в работе с детьми нашей группы»

    - Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    - Доступность среды  в группе  свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

    - Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества.

    Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.

    Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

    -Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);

    4.

    «Музыкальная гостиная».

    Не озвученные музыкальные инструменты;

    Озвученные музыкальные инструменты: шумовые (ложки, бубны, погремушки); с фиксированной мелодией (органчики, шарманки);

    с хроматическим и диатоническим рядом (металлофоны, детское пианино, аккордеон);

    музыкальные игрушки (неваляшка,заяц-барабанщик);

    самодельные шумовые и ударные инструменты;

    музыкально-дидактические игры;

    Картотека этюдов по эмоциям;

    Технические средства, аудио- и видеозаписи;

    Наглядно-дидактическое пособие «Музыкальные инструменты»;

    - консультации для родителей «Музыкальное воспитание в семье», «Музыкальная терапия», «Целебные звуки музыки».

    - беседа для родителей «Формы организации музыкальной деятельности детей в семье».

    - картотека дидактических игр.

     - Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    - Доступность среды  в группе  свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

    - Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества.

    Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.

    Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

    -Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на V педагогической конференции работников ДОУ г. Канска и округа. Тема выступления: " Создание предметно - пространственной развивающей среды в направлении реализации национально – регионального компонента основной образовательной программы"

    1 СлайдЗдравствуйте , уважаемые коллеги. Вашему вниманию предоставляется доклад на тему: «Создание пространственной предметно- развивающей среды в направлении реализации национально-регионального комп...

    Комплексно – тематический план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 2 – 3 лет

    Рабочая программа разработана для работы с детьми  младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад «Сказка» в соответствии с Фе­дер...

    Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание развивающей предметно - пространственной среды в средней группе»

    Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательн...