Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи

Ракова Елена Валентиновна

В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового  Федерального государственного   образовательного стандарта  (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

     В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Требования ФГОС ДО к  развивающей предметно-пространственной среде:

1.    предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2.    доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2.свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

    Организация предметно-развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС ДО строится  таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Известный украинский ученый Е. Кононко оценивает среду с точки ее полезности для развития дошкольника. По ее мнению, создавая развивающую среду, следует учитывать важнейшие для личного развития дошкольника параметры: мировоззрение ребенка, его самосознание, переживания, проявление волевого поведения, базовые личностные качества, интересы и потребности.

С. Новоселова определяет "предметную развивающую среду детства " как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития.

М. Полякова, определяя развивающую среду как естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, выделяет такие характеристики развивающей среды, как комфортность и безопасность обстановки, обеспечение богатства сенсорных впечатлений, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, обеспечение возможности для исследования.

Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

При создании предметно-пространственной окружающей среды учитываются принципы ее  построения, изложенных в  «Концепции по дошкольному воспитанию»:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними.

Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой в целом. Именно поэтому, педагогу необходимо помнить, что у каждого человека - и у ребенка в том числе - свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе результативной настоящей деятельности и в ходе общения самым естественным образом развивает познавательные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности ребенка. Для этих целей используются различные функциональные блоки (кухня, мастерская и т.д.). Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.

3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды.

Среда развития стимулирует детей к активной деятельности с теми предметами, игрушками, которые привлекают своей формой, цветом. Легкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

При рассматривании этого принципа следует учитывать, что он не только вплотную связан с предыдущим принципом стабильности - динамичности, но и в какой - то степени перекрывает его, особенно в той части, где представлена динамичность развивающей среды. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая, тем самым, функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давая им возможность осуществлять разнообразные движения. В то же время нужно, чтобы окружающая обстановка имела свойства тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представления об окружающем (природа, рукотворный мир, знания о человеке). Комплекты игрового и дидактического оборудования и пособий должны быть соразмерны емкостям для хранения и доступны для детей.

Учитывая, что в детском саду ребенок проводит практически весь день, необходимо создать ему условия отдыха от общения, поэтому в группе должна быть зона для отдыха, где ребенок может уединиться, рассмотреть книгу и т.д., тем самым мы создадим условия для индивидуальной комфортности каждого ребенка.

Также обязательным условием реализации данного принципа - обеспечение личного пространства ребенку (шкаф для одежды, кровать, место для хранения принесенных из дома игрушек, «реликвий»).

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Постижение детьми категории эстетического дизайна начинается с восприятия красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий. Поэтому важно разместить в интерьере группы, наравне с репродукциями картин известных художников, коллажи, аппликации, вазы, композиции из цветов, созданные руками педагогов, родителей. При этом необходимым условием созданных экспонатов является их художественная красота, чувство вкуса.

7. Принцип открытости - закрытости

Проект развивающей среды группы должен иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, к развитию. Иначе говоря, такая среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей

Построение среды с учетом половых и возрастных различий дает возможность педагогу предоставить наполняемость группы различными пособиями, оборудованием, играми, которые будут интересны как девочкам, так и мальчикам. При этом развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательными, прежде всего, для них, но по содержанию должны быть равноценными как для мальчиков, так и для девочек. Среда развития должна помогать детям реализовать свои интересы, способности, наклонности.

В процессе своего развития ребенок должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться сначала устной, а затем письменной речью. Наиболее продуктивное развитие речи происходит именно в дошкольном возрасте. У детей увеличивается словарный запас, происходит развитие смысловой стороны речи. К пяти - шести годам большинство детей овладевает правильным звукопроизношением. Полноценная речь ребенка - непременное условие его успешного обучения в школе, без этого невозможна мыслительная деятельность. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Цель речевого развития достаточно динамична. Она расширяется по мере взросления ребенка. При этом каждое новое положение не исключает предыдущее, а дополняет его.

Итак, перед взрослыми стоит цель:

* в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь;

* в дошкольном возрасте (3-7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи);

* в дошкольном возрасте (4-7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной развивающей предметно-пространственной среды.

Организация «Развивающей предметно- пространственной среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература :

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от17 октября 2013 г. N 1155 г.

«Концепция дошкольного воспитания» под редакцией В.А. Петровского, В.В. Давыдова.1989 г.

Урванова Н. Ю. Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 43-47. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3256/ (дата обращения: 29.01.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной среды группы как залог успешного развития детского творчества

Цель:повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.Задачи:- повысить свои теоретические знания в вопросах инновационного подхода к организации предметно-ра...

Презентация к пед совету:«Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»

laquo;Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности....

Педагогические условия успешного развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний....

«Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста....

«Дидактические игры, как универсальный вариативный элемент предметно-пространственной развивающей среды, непосредственно влияющий на развитие речи детей дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры, как универсальный вариативный элемент предметно-пространственной развивающей среды, непосредственно влияющий на развитие речи детей дошкольного возраста»...