Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ
статья по теме

Имамутдинова Надежда Равильевна

Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания  предметно – пространственной  развивающей среды» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Имамутдинова Надежда Равильевна

старший воспитатель

 высшей квалификационной категории

МБДОУ Алексеевского детского сада № 1 "Ромашка"

Алексеевского муниципального района РТ

Статья на тему:

 "Речевое развитие дошкольников посредством создания  предметно – пространственной

развивающей среды»

из опыта работы ДОУ

Актуальной темой в дошкольном образовании на сегодняшний день остается тема билингвального образования детей. Основными задачами в области билингвального образования являются совершенствование методов обучения родному языку на основе современных методических и программных продуктов, а также  внедрение и реализация новых методов билингвального обучения.

Педагогический коллектив нашего детского сада  в 2013 году стал победителем Республиканского конкурса МО и Н РТ «Лучший билингвальный детский сад» и обладателем  гранта  и смог продемонстрировать систему работы по реализации УМК по обучению детей татарскому языку.

Деньги, полученные за счёт гранта,   были направлены на оснащение развивающей предметно - пространственной среды. Так как правильно организованная развивающая среда способствует  быстрому  и эффективному формированию речевых умений и навыков. Именно в этих условиях речевые навыки и умения становятся более прочными и гибкими.

Роль предметной среды в ДОУ очень велика, т.к. ребёнок находится с ней в постоянном контакте. Ребёнок  берёт то, что ему нужно и интересно. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском  языке в рамках предметной среды.

В нашем  ДОУ создан  кабинет для занятий татарским языком,  музей «Культура и быт татарского народа». Материально – техническая база пополнилась мультимедийной и проекционной техникой. Что повысило эффективность образовательного процесса.

Развитию предметно – пространственной развивающей среды нашего ДОУ  предшествовала и сопутствовала координация усилий педагогов и родителей. Воспитателем  по обучению татарского языка каждый четверг проводились занятия по татарскому языку с русскоязычными педагогами. Сейчас такие занятия проходят в индивидуальной форме.100% русскоязычных педагогов  нашего ДОУ прошли обучение  на сайте http://anatele.ef.com и получили сертификаты. Мы также рекомендовали родителям «Уроки татарского языка онлайн»; советовали посещать официальный сайт Министерства Образования и Науки РТ http://mon.tatarstan.ru/ в разделе «Дошкольное образование», где были размещены для ознакомления новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях и другая необходимая информация. На сайте детского сада имеется вся необходимая информация для родителей.

В средней, старшей и подготовительной группе оформлен стенд «Татарча сөйләшәбез». В группах все центры развития, а также в родительских уголках вся информация имеет заголовки на двух языках.

Все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она также является и методом обучения татарскому языку.

Воспитатели нашего ДОУ  сделали  множество дидактических и интерактивных  игр, в том числе и авторских. Наши педагоги являются победителями и лауреатами муниципального конкурса «На лучшую разработку авторской  дидактической и интерактивной игры по УМК по обучению детей двум государственным языкам». В каждой группе оформлен коллаж для закрепления татарской речи. Имеются уголки «Мой край родной – Татарстан», в которых содержатся сюжетно – ролевые, настольные игры, лото, тематические таблицы, куклы, герои татарских литературных произведений, фотографии, открытки с изображением главных достопримечательностей Казани и других городов Татарстана. Материал педагоги используют как на занятиях, так  и в режимные моменты для закрепления татарского языка.

По результатам работы приказом районного отдела образования наше учреждение  является в Алексеевском муниципальном районе базовой площадкой по  внедрению информационных технологий по обучению детей двум государственным  языкам. Мы проводим консультативную работу среди педагогов ДОУ нашего района. А также в течение 2015-2016 учебного года провели на базе детского сада 4 заседания в форме семинаров, круглого стола, на которых педагоги делились опытом работы.

На заседаниях педагогического совета мы заслушиваем результаты проделанной работы. У нас прошёл педсовет, на котором воспитатели каждой возрастной группы представили творческие отчёты «Использование воспитателями групп дидактических, сюжетно-ролевых игр по УМК для закрепления с детьми пройденного материала». Проводим открытый просмотр НОД с применением УМК.

  Был проведён тематический контроль на тему: «Организация работы по реализации УМК по татарскому и русскому языкам» по итогам контроля  были выявлены положительные стороны и проблемы, над решением которых мы работаем.

        Благодаря созданной в ДОУ предметно – пространственной развивающей среды наши дети демонстрируют свои знания и умения, участвуя в конкурсах детского сада, проводимыми воспитателем по обучению татарскому языку: «Жырлыйк әле”, «Длинная коса»,  «Переведи», «Я ведь всё – таки татарин». В этом году наши дети заняли 1 место в муниципальном этапе Республиканского театрального фестиваля - конкурса «Сайяр» среди дошкольных театральных коллективов образовательных организаций Алексеевского муниципального района РТ.

         Педагоги также принимают участие в конкурсах. В 2014 и 2017 годах воспитатели нашего ДОУ занял 1 место в муниципальном этапе Республиканского конкурса «Я говорю и работаю на татарском языке». Они также приняли участие в зональном этапе конкурса.

Родители наших воспитанников являются активными участниками мероприятий, проводимых дошкольным образовательным учреждением: дни открытых дверей, развлечения, досуги, соревнования, конкурсы рисунков и поделок. На родительских собраниях они получают информацию о достижениях своих детей, рекомендации, памятки по закреплению с детьми татарского языка дома.

Таким образом, создание предметно – пространственной развивающей  среды обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в процессе образования детей дошкольного возраста. Также направлена на взаимопонимание с семьей в целях осуществления речевого развития детей.  

Использование разнообразных методических приемов способствует развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА Г. УРАДОВСКИХ

Опираясь на опыт Г. Урадовских, разработали рекомендации по применению универсального конструктора в образовательной области: познавательное развитие. Поставили перед собой следующие задачи.- фо...

Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)

В статье рассказывается о работе над формированиемнавыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, прилагается картотека игр по данной теме....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы (обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)

Данная статья содержат обобщение опыта по реализации плана по самообразованию педагога во второй младшей группе в 2020/2021 учебном году по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников поср...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Гражданское воспитание дошкольников посредством взаимодейсвия с социумом"( из опыта работы).

Социальное партнерство в ДОО – современная эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности...

Выступление из опыта работы Королёвой Ирины Александровны, воспитателя МДАОУ детского сада №11 МО Кореновский район Тема «Формирование познавательной активности в математическом развитии дошкольников посредством партнёрской деятельности»

По требованию ФОП ДО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр.Партнерство не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между...

Материалы из опыта работы по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности с использованием кейса «Фетровые фантазии»

Материалы из опыта работы по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности с использованием кейса «Фетровые фантазии»...