"Роль сказки/сказкотерапии в коррекции детских страхов. "
статья (старшая группа)

Галина Александровна Аксаментова

Сказкотерапия и её роль в коррекции детский страхов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazkiskazkoterapii_v_korrektsii_detskih_strahov.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказки/сказкотерапии в коррекции детских страхов.

«Сказка – ложь, да в ней намек»,

 

Хочется начать с того, что наш детский сад Образовательного комплекса «Точка будущего» работает по авторской разработке, выстроенной вокруг сказочной метафоры, этим я и руководствовалась при выборе темы данного материала.

Сказочная метафора помогает ребёнку развивать самосознание, выстраивать отношения с окружающим миром, усваивать модели поведения и реагирования, даёт новые знания о себе.

Подумайте, ведь сказка входит в жизнь человека с младенческого возраста и сопровождает всю жизнь: сначала дети слушают, затем сами читают сказки, а когда становятся взрослыми - сами рассказывают и читают их своим детям.

Сказка сопровождает жизнь ребенка с самого рождения, ею можно отвлечь ребенка, дать ему задуматься над своим поведением, заинтересовать, дать повод сделать хороший поступок, разрядить напряженную обстановку.

Итак, страх! Для начала попробуем разобраться что же это такое…

Мне кажется достаточно нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Страх древний спутник человечества. И некоторые страхи старше нас самих. Страхи бывают разные объяснимые и иррациональные, оправданные и надуманные, и даже полезные. Но в большинстве своем наши страхи портят нам жизнь. Порой от них трудно бывает избавиться без помощи психотерапевта, например в случаях, когда страх перерос в фобию невротическое расстройство.
Подавляющее большинство детских страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

В младшем дошкольном возрасте, а иногда и в раннем у детей начинают появляться первые страхи. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Изучив понятие страха, я пришла к выводу, что страх является продуктивной эмоцией. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Однако существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх делает из ребенка невротика.

Углубившись в причины появления страхов, мною было выявлено, что существуют различные причины появления страха. Порог возникновения страха, так же, как и пороги возникновения других фундаментальных эмоций, находится под влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. И если оставить без внимания ребенка, страдающего от каких-либо страхов, то это может привести к сложным психологическим и психическим заболеваниям. Поэтому вмешательство специалистов необходимо.

Я уверена, что одним из способов не допустить развитие детских страхов в болезнь и помочь таким детям преодолеть их является сказка.

Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими и является одним из лучших способов борьбы с детскими страхами.

Перечислю положительные аспекты сказкотерапии:

  • персонажи в сказках универсальны, и ребенок может легко представить себя в роли главного персонажа.
  • сказка создает чувство защищенности. Можно принимать ее настолько близко к сердцу, насколько хочешь. И еще очень важно отметить, что в сказках всегда побеждает добро.
  • ребенку дается возможность проявить себя, самому придумать сказку, актуализировать творческое мышление.
  • преодолевая трудности в сказочном мире, ребенок обретает механизмы, способы продуктивного реагирования и, самое важное, он переносит весь этот положительный опыт в реальную жизнь.

Придумывая сказки, решая сказочные задачи, помогая главному герою преодолеть трудности, ребенок чувствует себя настоящим Волшебником супергероем, да он может быть кем угодно в своих фантазиях, который может справиться с любыми сложностями жизни. Таким образом, повышается самооценка ребенка, развивается его креативность, ребенок чувствует себя уверенней.

Метафоричность сказки обеспечивает контакт между левым и правым полушариями мозга ребёнка. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, извлекающее логический смысл из сюжета, в то время как правое полушарие свободно фантазий, воображения и творчества.

Мною отмечено, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.  

Терапевтическая функция сказки предполагает совершение положительных перемен в состоянии и поведении ребенка. Такая функция сказки применяется с целью того, чтобы посодействовать ребёнку заметить, понять его личные давние, может быть разрушающие его психику и состояние здоровья воздействия, и лично создать новые, более удобные ему самому в этот период времени, гармонично встраивающийся в его формирование.

Сказка дает возможность сформировать свежий взгляд на ситуацию и переключиться на новый уровень ее осознания, моделируя наиболее плодотворное отношение и действие.

Сказка инициирует возможные части личности ребенка, которые могут помочь отыскать ему собственный выход из проблемного состояния.   Простое рассказывание сказок может оказать положительный эффект при детских страхах и различных детских тревогах.

Я считаю, что принципиальное отличие сказкотерапии и других проективных методик заключается в том, что результат невозможно предсказать, он всегда индивидуален.

Можете выбрать одну из готовых историй, но я склоняюсь к тому, чтобы придумать свою, ведь она наиболее полно будет соответствовать поставленной задаче. Придайте особое значение подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними. В терапевтические сказки необходимо включать героев с теми особенностями поведения и психологическими трудностями, которые соответствуют особенностям поведения и психологическим трудностям ребенка, который нуждается в психологической помощи.

В заключении смею предложить сказку, направленную коррекцию детского страха.

«Медвежонок и Баба Яга»

Рекомендуемый возраст: 5–10 лет.

Как-то раз в одном лесу, где растут высокие деревья, щебечут птицы, а солнце наполняет приятным теплом землю, гулял Медвежонок. Он шел в гости к своим друзьям, но, обойдя весь лес, никого не смог найти.

 «Как странно. Куда все могли подеваться? — подумал Медвежонок. Может быть, они играют на поляне? Пойду, посмотрю». И Медвежонок пошел дальше. Вскоре он оказался на большой поляне, но и там никого не нашел.

Вдруг с ветки дерева к Медвежонку спрыгнула Белочка и спросила: «Ты ищешь своих друзей? Я знаю, где они, — их спрятала Баба Яга. Если ты найдешь Бабу Ягу, тогда ты поможешь своим друзьям». Медвежонок не очень-то обрадовался таким словам. «Как же я встречусь с Бабой Ягой, она такая страшная и может меня съесть», — так думал Медвежонок, и от этого ему стало совсем плохо. Медвежонок уже было совсем обессилел, но вдруг понял, что, если он не спасет друзей — этого не сделает никто. «Надо, так надо, подумал медвежонок, — значит, я должен побороть свой страх и идти к Бабе Яге».

Страх, конечно, не очень-то и поддался, но ноги послушались и понесли его в самую дремучую чащу. И вот за деревьями показалась избушка, на крыльце которой сидела женщина.

Медвежонка охватил жуткий страх, и он спрятался за кустами. «Эта женщина — Баба Яга, она такая злая. Со мной может произойти что-то ужасное», — думал Медвежонок. Но затем он вспомнил про друзей. «Нет, так дело не пойдет, надо прогнать свой страх», — сказал себе Медвежонок, собрал все свои силы, вышел из-за куста и направился к сидящей на крыльце Бабе Яге. — Разве ты меня не боишься? «Ведь я могу сделать с тобой все что угодно!» —прошептала она, скрипя ужасными желтыми зубами. — Я хочу помочь своим друзьям. «Зачем ты их спрятала?» —спросил Медвежонок. — Они мне мешали спать своими шумными играми, — ответила Баба Яга. — А что же ты сейчас не спишь, ведь в лесу тихо? — спросил Медвежонок, борясь со своим страхом. — Не могу, — грустно всхлипнув, ответила Баба Яга, — все птички полетели утешать твоих друзей, а я без их песен уснуть не могу. По лицу Бабы Яги стекла самая настоящая большая слеза. А за ней еще и еще. И вот Баба Яга забыла про Медвежонка и принялась реветь в свое удовольствие.

Медвежонку уже не было страшно, ему стало жалко эту женщину. Медвежонок сказал ей: «Пойдем, отпустим моих друзей. И тогда птички снова прилетят к твоей избушке, и ты сможешь сладко засыпать». — Ты смелый и сумел преодолеть свой страх, а таким я всегда помогаю, — вытирая слезы, промолвила Баба Яга и, кряхтя и постанывая, вошла в свою избушку. А когда она снова появилась, Медвежонок вдруг увидел перед собой совершенно другую женщину. На ней было красивое платье, и она улыбалась. Теперь Баба Яга была совсем не страшной, а очень доброй. — Я отпущу твоих друзей, — произнесла Баба Яга и взмахнула руками. И сразу же около избушки появились друзья Медвежонка. Они стали танцевать и позвали в свой хоровод Бабу Ягу, которой было весело, потому что ее птички снова вернулись к ее избушке и пели вместе с ней песни. Затем Баба Яга угостила Медвежонка и его друзей конфетами, и они снова стали танцевать.

Бабе Яге это так понравилось, что она пригласила Медвежонка и его друзей к себе на следующий день. А Медвежонок думал: «Оказывается, эта женщина — Баба Яга — не всегда бывает злой и страшной. Иногда ей просто одиноко жить без друзей в лесу, и поэтому она злится и всех пугает. Я ее не боюсь, потому что теперь знаю, что Баба Яга на самом деле добрая и помогает другим. Я буду с ней дружить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция детских страхов

В материале изложены теоретические основы возникновения и диагностики детских страхов, а так же коррекционные игры, используемые для преодолнения страхов у детей дошкольного возраста....

Коррекция детских страхов (дошкольный возраст)

По мнению специалистов-психологов, занимающихся проблемой детских страхов (Захаров А.И., Ковалёв В.В.) для большенства детей дошкольного возраста характерно наличие тех или иных страхов.Часто у малень...

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

«Коррекция детских страхов».

Повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии ....

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста Коррекция детских страхов

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивным поведение...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...