Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики
картотека

Шилова Ирина Николаевна

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx256.25 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики

ИГРЫ с КРЫШКАМИ

1.Дидактическая игра «Разноцветные квадратики»

Цель игры: развитие сенсорного восприятия.

Дидактические задачи:

Образовательные:

• Совершенствовать навыки порядкового счета;

• Формировать навык совместного выполнения задания;

Развивающие:

• Развивать зрительное восприятие и внимание;

• Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

• Воспитывать дружеские взаимоотношение сверстников.

Активизация словаря: ступеньки, крышка, закрутить, открутить, синий, красный, желтый, зеленый, черный, белый.

Дидактический материал: панно с прикрепленными винтами для крышек разных цветов.

Описание игры. 

Игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Игра направлена для развития сенсорного восприятия и развития мелкой моторики рук. Работу проводим индивидуально. Перед ребенком панно, на котором в виде квадратиков прикреплены винты с крышками разных цветов. В конце игры можно посчитать крышки. Ответить каких крышек больше, а каких меньше.

2.Игровое пособие из бросового материала «Сухой бассейн».

Цели: сохранять и укреплять физическое здоровье детей.

Совершенствовать закаливающие умения и навыки.

Закреплять сенсорно – моторные умения.

Отрабатывать навыки счёта в прямом и обратном порядке.

Материал: пластиковые пробки разного размера и цвета.

Способы использования:

1 способ. Массаж рук. Дети отпускают руки в ёмкость с пробками и выполняют различные движения. Например: перебирают пробки пальцами, сжимают в кулаках несколько пробок.

2 способ.  Сенсорика. Здесь можно предложить множество вариантов использования пособия. Всё будет зависеть от фантазии педагога. Например: детям раздают листы картона различного цвета и предлагают выбрать и разложить на нём пробки, соответствующего цвета.

 

3.Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: развивать у детей образное восприятие, способствовать умениям детей нанизывать бусы в определенной последовательности (желтый, желтый. красный). Развивать мелкую моторику рук.

Описание игры:

На карточках изображены бусы, детям дается образец.

Воспитатель:

Ребята посмотрите на карточке изображена кукла с бусами, но она затрудняется собрать бусы для своих друзей, давайте поможем кукле?

Дети по образцу заполняют пустые кружочки.

Игры с карандашом

Оборудование: карандаш

1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

Дидактическая игра «Веселые карандаши»

Очень нравятся детям упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворных рифмовок.

Девочки и мальчики,

разминаем пальчики.

Карандашиком потрём

и ладошки разомнём!

Карандаш в руке катаю,

между пальчиков верчу!

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу!

Игры с резинкой

Оборудование: резинка, коробка

1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях»

Игра «Чудесные превращения»


Материал: математический планшет, набор резиночек для творчества, альбом  к игре .
Цель: развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук.
Описание игры: «Оживляем» геометрические фигуры: на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или ломаная, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картина «дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые колеса, квадратные окна и получается автобус.
Дети рассказывают, во что превратилась фигура.
Вариант: Дети играют в парах. По очереди дополняют картинку с помощью изображения одного элемента. Рассказывают, что изображено на картине, какие геометрические фигуры они использовали и сколько.

Игра «Волшебный мешочек»

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

 

Игры с шариками

Дидактическая игра «Разноцветные шарики»

Оборудование: разнообразные шарики

1.     Попасть шариком в цель (в игрушку).

2.     Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

3.     Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

4.     «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута.

Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

 

Игры с бусинками

Дидактическая игра «Волшебная коробочка»

Оборудование: бусинки, ниточки

1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Дидактическая игра "Выложи узор"

Цель: развивать воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу.

Ход.

  1. Детям предлагается коробочка с разноцветными пуговицами. Они самостоятельно придумывают узор и выкладывают его.
  2. Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.

  

Дидактическая игра «Бусы»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.

Игры со шнурками

1.Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:

          • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;

          • «прошагать» по лесенке из шнурка;

2.«Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.

3.Различные шнуровки.

4.Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Дидактическая игра «Веселая шнуровка»

Цель: воспитывать у детей способность контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям.

Задачи:

Образовательные:

-повышать уровень развития ребёнка;

-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно;

-учить анализировать, сравнивать, обобщать;

-закреплять знания о цветовой гамме.

Развивающие:

-развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);

-развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».

Воспитывающие:

-воспитывать усидчивость, самостоятельность.

-воспитывать в процессе общения инициативность, сотрудничество.

Ход игры.

Ведущий (взрослый) предлагает детям «пришить» к одежде недостающие детали (платье, рубашка, брюки и т. д.).

Вариант игры:

1 вариант: игра проводится в присутствии взрослого;

2 вариант: игра проводится детьми самостоятельно.

Методические указания к игре:

Игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Эта игра является эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Кроме того, она помогает ребёнку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие категории, как «вверху – внизу», «справа – слева». Благодаря этой игре у малышей развивается глазомер, совершенствуются творческие способности, формируются навыки усидчивости, произвольного внимания, готовности руки к письму. Используя разноцветные шнурки, можно закреплять знания о цветовой гамме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики рук

Эту картотеку я создала для удобства в работе. Так например мне нужно составить конспект образовательной деятельности, я знаю какие есть у меня дидактические игры и быстренько подбираю их по теме....

Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребѐнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика явля...

Картотека дидактических упражнений для развития мелкой моторики рук посредством пластилинографии

Описываются дидактические упражнения для развития мелкой моторики рук детей 7 лет....

Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук в подготовительной к школе группе.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает...

Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Представлена подборка дидактических игр на развитие мелкой моторики, с использованием подручного материала ( клубочков ниток, прищепок, бусин, пробок от пластиковых бутылок, пуговиц, шнурков и т.д.)...