Мастер - класс по теме «Формирование устойчивых культурно гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни»
методическая разработка (младшая группа)

Карасева Юлия Семеновна

обмен опытом педагогической деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста через игровые ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс по теме

«Формирование устойчивых культурно гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни»

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста через игровые ситуации.

Задачи:

  • Продемонстрировать методы и приемы работы с детьми: дидактические игры и дидактические пособия.
  • Прокомментировать эффективность применения.
  • Отработать приемы в деятельностно-имитационном режиме.

Оборудование:  разрезные картинки с изображением последовательности алгоритмов «Моем руки», «Сервировка стола», «Одевание на прогулку», карточки с названиями алгоритмов, дидактическая игра «Одень Катю на прогулку», дидактическая игра «Что, чем едят?».

Основные этапы

  • организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса);
  • демонстрационный (демонстрация приемов работы, комментарии, отработка приемов в деятельностном режиме);
  • заключительный (подведение итогов, рефлексия).

Этапы

Содержание

Организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса)

Вводное слово.

- Добрый день уважаемые коллеги. Предлагаю вам принять участие в мастер-классе. Надеюсь, что тема, которую мы затронем, будет для вас интересной, а материал будет полезным.

Чистота – залог здоровья –

Это точно знаем мы,

Потому и гигиене деток обучать должны!

- Как вы думаете, какая тема моего мастер-класса?

(Культурно-гигиенические навыки дошкольников)

Постановка проблемы

Демонстрационный

(демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарии)

Алгоритмы

Игра «Одень куклу на прогулку»

Дидактическая игра «Что чем едят?»

Решение педагогических ситуаций.

Художественное слово

Комментарии

Художественное слово

Заключительный (подведение итогов, рефлексия)

Как нам известно, основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, где важное значение, приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Как вы думаете, какие условия нужны для успешного формирования культурно-гигиенических навыков?

(рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых)

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных моментов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

В дошкольном возрасте основные формы мышления наглядно – действенное и наглядно – образное. Как вы думаете, в связи с этим, какими методами мы будем пользоваться для обучения дошкольников культурно-гигиеническими навыками?

(наглядные, словесные, игровые и практические методы).

К приемам формирования культурно – гигиеническим навыков можно отнести:

·          Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;

·          Пример взрослого;

·          Приучение, упражнение;

·          Создание воспитывающих ситуаций;

·          Поощрение помогает ребенку утвердиться, поверить в свои силы.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях.

Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. Видное место отводится при этом дидактическим играм.

А теперь давайте с вами поиграем.

- Посмотрите, у каждого на спинке стула наклеена карточка (2 участника).

Я предлагаю вам карточку с названием алгоритма. Вам необходимо выбрать из предложенных картинок, те, которые соответствуют вашему алгоритму, собрать его последовательно их разложить.

(предложить педагогам 2 карточки: алгоритмы «Моем руки», «Одевание на прогулку»).

(После выполнения задания педагоги демонстрируют и комментируют свой алгоритм).

-А теперь проверим, верно ли вы выстроили последовательность ваших алгоритмов.

- Всем известна игра «Одень куклу на прогулку», я вам предлагаю превратиться в детей и тоже поиграть в эту игру .  Игра заключается в следующем: на куклу нужно одеть одежду по выбору детей. Можно усложнить задание, одевать куклу по временам года. Вся одежда прикрепляется на липучки, магниты или зажимы.

В процессе игры дети осваивают названия одежды, последовательность её надевания, даётся понятие детям, что одежда нас защита от холода, жары и других природных факторов, а также игра помогает развить мелкую моторику пальчиков.

А теперь предлагаю вам с играть в игру «Что чем едят?» И приглашаю 3-х человек.

В процессе игры у детей формируются представления о том, что, как и чем едят; знания правил этикета за столом.

Игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. В конверте карточки с изображением руки, ложки, вилки с ножом, а также изображения различных блюд. Необходимо подобрать блюда, соответствующие тому или иному виду употребления пищи.

Пришло время перейти к решению педагогических ситуаций.

Ситуация 1: «Представьте - к вам в группу пришел ребенок, который не умеет держать ложку. Как Вы это будете делать? Продемонстрируйте пожалуйста».

Правильно: «Ваш прием нам понятен. Вы тоже делаете правильно, я просто хотела уточнить где зеркальное отражение не используется. Я подхожу сзади ребенка, беру его руку в свою, правильно расставляя его пальцы,  и направляю его движения. Вы оказали физическую помощь   для выработки мышечной памяти, используя прием «рука в руке».

То же самое с умением правильно держать карандаш. 

Навыки одевания более сложны для ребенка, так как здесь необходима согласованность  движений  двух рук и координация.

Ситуация 2: «Перед вами ребенок, который не умеет застегивать пуговицы и обувать ботинки. Как вы поможете помочь  ему справиться с этим?»

Правильно Подходим сзади ребенка, берем его руку  и кладем свои руки поверх руки ребенка, направляя его движения до тех пор, пока ему не удастся выполнить действие самостоятельно.

Ситуация 3:Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное задание! Наконец, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш этого не замечает и продолжает их натягивать. Воспитатель,видя это, быстрым движением старается натянуть ребенку колготки. Малыш кричит: «Я сам!». Взрослый отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Правильно ли поступил воспитатель? К чему это может привести?

Правильное решение ситуации.)

В детском возрасте «Я сам!» проявление стремления к самостоятельности. Оно появляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам!» — это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые.

А сейчас хотелось бы Вам дать несколько рекомендаций:

-Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать.

-Закреплять навыки одевания на другом материале (игровой материал: застегивание/расстегивание пуговиц,  молний – без него нельзя).

- Если окажется, что ребенок не может выполнить некоторые действия даже с помощью взрослого (не держит равновесия, плохая мелкая моторика), то выполнить их самостоятельно ему тем более будет не под силу. В этом случае целесообразно облегчить ребенку задачу. Распишите, в каком порядке обычно мы выполняем ту или иную процедуру и в каком порядке это легче делать ребенку.

- Огромный эффект имеет показ деятельности педагога, например умывание, с художественным словом.

Например, воспитатель, при умывании после прогулки, набирает в ладошки воду,  сопровождает действия художественным словом.

Наши щечки умываем,
Глазки наши закрываем –
Их водичкой моем тоже – 
На принцессу ты похожа. 
(строчка для девочки)
(Ты такой теперь пригожий!) 
(строчка для мальчика)

-А какие вы потешки знаете?

- Хочу предложить подборку стихов и потешек (раздать воспитателям)

Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки постепенно совершенствовались и становились привычными.

- А теперь подведем итог. Вы согласны, что формирование культурно-гигиенических навыков, одна из важнейших задач деятельности педагога и необходимо и целесообразно развивать это направление в детском саду?

 Я рада, что мы сошлись с вами в едином мнении. Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация – практикум для воспитателей на тему: "Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков»

Повысить компетентность молодых педагогов в вопросах организации режимных моментов дошкольников...

Семинар на тему: "Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы)".

В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипо...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование здоровьесберегающих технологий как основное условие приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Данный мастер класс может быть полезен педагогам, работающим по  здоровьесберегающим технологиям для детей. Педагоги, использующие здоровьесберегающие технологии в своей работе, найдут для себя ч...

Мастер-класс для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков детей во 2 младшей группе.

Конспект мастер-класса для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков во 2 младшей группе...

Памятка для родителей на тему "Формирование у детей культурно - гигиенических навыков"

Культурно—гигиенические навыки—это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взро...

Памятка для родителей на тему "Формирование у детей культурно - гигиенических навыков" (часть 2)

Культурно—гигиенические навыки—это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взро...

Памятка на тему "Формирование у детей культурно - гигиенических навыков".

Культурно—гигиенические навыки—это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взро...