Проект «Русская изба и традиции русского народа»
проект (подготовительная группа)

Долгорукова Татьяна Николаевна

Красткосрочный проект " Русская изба и традиции русского народа" в подготовительной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proekt.docx54.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

«Русская изба и традиции русского народа»

Сроки реализации: краткосрочный

Вид проекта: творческий

Возраст детей: подготовительная группа

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители. 

Цель: создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста  через знакомство с историей и культурой  России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.

 Задачи:

  • способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
  • Продолжать знакомство  детей с народным декоративно - прикладным искусством (с  предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
  • Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
  • Создать условия для активации  творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).
  • Способствовать развитию памяти детей  дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок (приобщить детей  к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
  • Расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс).

Направление проекта: воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

 

Актуальность проблемы:

Проблема педагогическая:  Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим  детям следует  хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Для повышения уровня знаний организован проект   Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Проблема детская: Как жили люди на Руси?

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие.

 Методы проектной деятельности:

  • игровые: дидактические игры, подвижные игры, русские народные игры, хороводные игры.
  • словесные: чтение и рассказывание  стихотворений, песен, отгадывание загадок, составление словаря, картотеки пословиц и поговорок, беседы с детьми.
  • наглядные: рассматривание старинных предметов домашнего быта, просмотр альбома «Старинная одежда» и др.

Метод трех вопросов:

Что знаем? - Что люди раньше жили не так как мы.

Что хотим узнать? - Как жили, что изменилось с течением времени.

Как будем узнавать? - Спрашивать у старших, рассматривать альбомы и фотографии.

Ожидаемый результат:

1.Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2.Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.

4.Научится изготавливать матрешку.

5.Узнают русские народные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.

6.Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.

7.Положительная динамика взаимодействия с родителями.

8.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

9.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.

10. Итогом проекта дети покажут театрализованный спектакль по русской народной сказке «Репка» для детей младшей группы.

Этапы проекта:

1.     Подготовительный этап.

- подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику.

2.     Практический этап.

Поиск ответов на поставленные вопросы  разными способами , через практическую деятельность детей. Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательной активности).

Реализация мероприятий перспективного тематического планирования (ООД по теме проектной деятельности, творческая деятельность).

3.     Заключительный этап.

Подведение итогов проектной деятельности. Обобщение результатов работы, анализ, закрепление результатов работы, формулировка выводов.

Театрализованное представление русской народной сказки «Репка». Самооценка результатов реализации проекта.

Краткое содержание проекта:

 

1.                 Подготовительный этап.

  • Постановка проблемы «Как жили люди на Руси?».
  • беседа «Что такое русская изба?»
  • рассказ «Как строили дом на Руси»
  • виртуальная  экскурсия в музей «Мир русской деревни».
  • изготовление картотеки песен и стихотворений
  • изготовление папки «Обычаи и традиции русской народной культуры».

 2. Практический этап.

  • Беседы с детьми: «Как жили раньше?», «Как строили дом на Руси», об обычаях и традициях русского народа;
  • русские народные игры: «Ручеёк», «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок»;
  • Экскурсия в музей « Русская изба»;
  • Просмотр альбома «Старинная одежда»;
  • ООД   « Познавательное развитие» ««Слава русской старине»;
  • Отгадывание загадок по теме;
  • Заучивание стихотворения « Матрешка»;
  • Рассматривание старинных предметов домашнего быта; 
  • Составление словаря, картотеки пословиц и поговорок;
  • ООД « Художественно-эстетическое развитие» Рисование "Народная праздничная одежда";
  • ООД « Художественно-эстетическое развитие» Лепка из соленого теста «Русская матрешка»;
  • Чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы;
  • д/и «Построй избу», «Помоги плотнику»,  «Укрась избушку узором», «Составь узор» и др.;
  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери», «Встречаем гостей» и др;
  • Заучивание песни « Калинка»;

3. Заключительный этап

Театрализованная деятельность. Показ русской народной сказки «Репка»

Взаимодействие с родителями: Совместное с детьми чтение книг об  обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве, Оформление выставки детских рисунков для родителей "Народная праздничная одежда", консультации для родителей «Подготовка детей к русским посиделкам», «Игры детей с дымковской игрушкой»,  «Советы для родителей, что нужно к посиделкам».

По итогам проекта:

Повысился уровень осведомленности дошкольников  об устройстве русской избы. Дети познакомились  с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

  В результате проектной деятельности дошкольники приобщились  к истокам традиционной культуры,  стали  лучше понимать  и принимать  народные игры, обычаи, традиции.

Ближе познакомились с культурой  и бытом наших предков.

Продукты проектной деятельности:

Создание альбома: «Обычаи и традиции русской народной культуры». Создание картотеки песен и стихотворений, картотеки пословиц и поговорок.


Приложение 

«Рассказ  педагога

«Как строили дом на Руси»

Задачи:

Образовательные: Формировать представления о строении  избы. Рассказать о том, как строили на Руси (о частях русского дома, о процессе строительства).

Развивающие: Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка. Расширить словарь: изба, кровля, плотник, клеть, сруб, венец, матица, причелина, красное окно и т.п.;

Воспитательные:  Воспитывать патриотические чувства.

Материалы и оборудование: таблицы - схемы: строение дома, инструмент плотника, части дома, виды русских домов и т.д.; слайды о строительстве дома и его частей -  «Древнерусский дом», «Народоведение»; заготовки из бумаги: бревна, крыша дома и основа дома – каркас из картона для моделирования русской избы; писчая бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеенка для стола.

Историческая справка:  Русское слово изба происходит от древнеславянского слова «истьба». Истьбою, истопкою называли жилой сруб, в котором топили печь, в отличие от клети, которая не отапливалась.

Дома для больших семей составляли из нескольких срубов, в два-три этажа, с двухэтажными рублеными дворами. Строили дома и с внутренними рублеными стенами. Если такая стена делит дом пополам, то он называется пятистенок; дом шестистенок, – как бы два сруба под одной крышей. Строили дом из сосны. Это самое лучшее дерево, смолистое, дождей и снега боится меньше других деревьев, а значит, и дольше не загнивает. Из ели заготавливали кровлю, а покрывали кровлю чаще всего осиновой щепой или фигурными дощечками (наподобие черепицы), которые назывались лемехом.

Начиналась любая стройка из дерева со складывания дома из огромных бревен с пазами понизу, чтобы каждое следующее бревно очень плотно ложилось на нижнее. На концах брёвен делались ещё и особые вырубки, чтобы брёвна намертво сцеплялись друг с другом. Вся эта работа называлась «вязать сруб», т.е. связывать прямоугольник. Сруб - это основа любого строения на Руси.

Никаких гвоздей, как правило, никогда не использовали, но ни одно бревно в таком срубе невозможно было двинуть – так накрепко они соединялись. Основа у всех деревянных строений была одна – клеть или сруб, из четырёх стен. Клеть состоит из уложенных друг на друга венцов из бревен. Венец на венец – так растёт сруб в высоту. Самый нижний, первый и самый важный венец в срубе назывался  окладной. Его клали на четыре камня, вкопанных по углам в землю или на смоляные и обожженные комли – толстые деревья, которые почти не гниют. Их называют стульями.

Каждый следующий венец складывали из огромных бревен с пазами понизу, чтобы каждое следующее бревно очень плотно ложилось на нижнее. На концах бревен делались ещё и особые вырубки, чтобы они уже намертво сцеплялись друг с другом. На последний, верхний, венец поднимали и укладывали поперек со стены на стену матицу – мощную балку, к которой крепится потолок. Матица в доме имеет важное значение: она скрепляет отдельные потолочные бревна в дружную семью. В народе существует много сочиненных загадок про матицу, например: Мать – в избе, рукава – на дворе.

Самое чудесное в деревянном доме – крыша, прочно сделанная без единого гвоздя, никакие ветры и бури ей не страшны. Делали крышу так. Подняв сруб на нужную высоту, плотники продолжали рубить переднюю и заднюю стены, укорачивая постепенно разом бревна. Получались треугольники – фронтоны, а по-русски – очелье: то, что над челом, лицо дома. Одновременно по скату очелья через бревно в самцы врубались слеги – продольные брёвна, которые несли на себя всю тяжесть крыши. Вырубались «курицы» из тонких елей. Их корчевали в лесу с корнями, которые превращались под умелым топором в птичьи головки, Головками вниз «курицы» укладывались на слеги, и шейки их держали выдолбленное бревно – потто, водотечник.

Сверху на крышу укладывались доски кровли одна на другую так, чтобы они не пропускали воду. В верхние венцы сруба врубали поперёк простое бревно, поддерживавшее брёвна потолка. Украшали избу по-особенному, неукрашенных изб почти на Руси не было. Дом-это мир человека, защита его от окружающей чужеродной среды, поэтому к украшению дома относились особенно внимательно. Передняя сторона дома – это лицо, окна – «очи дома». Узоры вокруг окна называются наличниками, т.е. украшающие лицо. Выступ над окнами украшается резной лобовой доской, т.е над челом – так в старину называли лоб. Украшение вокруг –  очелье, украшение углов – причелины, избу считали живой.

 

Ход рассказа.

Педагог знакомит детей с технологией строительства макета деревянной избы. Для этого необходимы заготовки из бумаги – брёвна, крыша дома, и основа дома – каркас из картона, писчая бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеёнка для стола, тряпочные салфетки.

Для брёвнышек лучше брать бумагу потоньше, а для крыши более плотную. Брёвнышки надо скатать, наматывая бумагу на карандаш и склеивая. Делают их двух размеров – длинные и короткие. Все брёвнышки наклеивают на каркас – основу дома для крепости и ровности строения. Так легче сложить избу, укладывая брёвна «с остатком», но делая выпуски через ряд. Чтобы не прорезать окна, наклеивают фольгу или тёмную бумагу, а затем делают узорные наличники. На верх крыши приклейте конёк и украсьте чело избы – фронтон. Верх фасада украшается узорными досками и «полотенцами», красное окно также украшается разными наличниками и ставнями. После украшения к входной двери прикрепляется крыльцо, которое также украшается по верху крыши. На верх крыши дома прикрепляются конёк и изображение образного конька.

Беседа с детьми: «Как жили раньше?»

Цель: Познакомить детей с предметами быта и традициями русского народа.

Задачи: Дать представление детям о жилище на Руси, о предметах русского быта (печь, самовар, ухват, горшок и т. д.).

Воспитатель встречает детей в русском народном костюме, обращает внимание детей на костюм.

— Я сегодня одета необычно. Что за костюм надет на мне? (Русский народный). Как называется платье без рукавов? (Сарафан). Блузка? (Рубаха). Как называется головной убор? (Кокошник). Кокошник от слова «кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины по праздникам.

— А сейчас мы посмотрим, как одевались мужчины и дети на Руси.

Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась? Косоворотка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке, создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы.

У русской традиционной косоворотки разрез с застёжкой был, как правило, смещён влево, реже вправо. Первые изображения рубахи с такой застёжкой относят к XV в.

Полотняные косоворотки традиционно широко использовались в России в гражданском обиходе, являясь синонимом русской мужской рубахи, а также в качестве нижнего солдатского белья.

Косоворотка в конце XIX века у русских была основой любого костюма. Встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.

Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.

Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т. д.) косоворотки носили с жилетом.

Штаны – порты, на голове – картуз, на ногах – лапти.

Мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.

2. А сейчас мы узнаем, как люди жили? Как выглядели их дома? Раньше Русь называли деревянная, как вы думаете почему?

-А почему Русь называли «деревянной»?

(Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен, называли их избами.) .

Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня». Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце – как тёплый светящийся мёд. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.

— Печь была в каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

Беседа «Обычаи и традиции русского народа»

Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое. Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа.

Россия - страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек - Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России гор. В горах добывают разные полезные ископаемые - уголь, алмазы, железную руду. Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину.

- Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали другу друга земли. Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединял к своему княжеству другие земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царём. И Россия стала большим и сильным государством.

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всёв избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда (Показ слайда). Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?

-В гостях хорошо, а дома лучше.

-Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

-Без хозяина дом – сирота.

-Домом жить – обо всём тужить.

-В родном доме и каша гуще.

Печь в старые времена была в доме очень важна. В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печки – очень редкое явление. (Показ слайда).

У каждого народа есть свои традиции. Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. (Ответы детей.) Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Как в старину отмечали на Руси именины? Раньше если ребенок родился в день рождение святого, то ему давали его имя. Считалось, что если имя ребенка выбрано удачно, то ребенок будет счастливым.

В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. (Показ слайда).

Русские люди в старину любили встречать гостей.

-Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило? В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. (Дети подходят к выставке книг русских народных сказок, называют их героев).

На Руси во все времена было много умельцев. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки», «Мастер – золотые руки». А любуясь хорошо выполненной работой,говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». Как талантлив русский народ! Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы. А то и комод смастерят, куда убирали одежду. А какая ж русская изба без скрипа половиц, без разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали своими руками. (Показ слайда).

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

Ребята осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его 23 сентября, в день святых Петра и Павла. Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи. (Показ слайда).

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю.

Благовест – благая весть! В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети. Во время Пасхальной службы всегда читали такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям прощение». (Показ слайда).

Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то, что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома. А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина, не страшна ему долгая, суровая зима, можно немного отдохнуть и повеселиться. Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение. (Показ слайда).

Его посвящали встречи осени, окончанию жатвы и началу бабьева лета! Праздновали Успение 28 августа. Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы, благодарили Бога за то, что удалось вовремя и без потерь собрать богатый урожай. На полях специально оставляли несжатыми несколько колосьев, перевязывали их красивой лентой и приговаривали.

Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай.

Хлебушко, расти!

Времечко, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Этим обрядом надеялись вернуть земле е урожайную силу, последнему снятому снопу был особый почет. Его ставили в передний угол, под икону, рядом с хлебом, солью, ему низко кланялись!

Нелегкой ценой доставался выращенный урожай, много людской силы было вложено в него! От зари до зари трудились крестьяне, не жалея ни себя, ни времени, потому что знали: Земля и напоит, земля и накормит, ты только себя для нее не жалей.

14 октября отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень почитаемый праздник в России. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей. На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили: «До обеда осень, а после обеда – зима!» К Покрову старались утеплить избу. На селе в этот день играли свадьбы. Высыпает деревенский люд полюбоваться молодыми, женихом да невестой. Празднично убраны повозки свадебного поезда, под дугой весело позванивают колокольцы, кони лихие, лишь дотронься – вскачь понесут! Очень интересен свадебный обряд на Руси. В центре его находилась невеста. Первую половину свадьбы она должна была плакать, печалиться, прощаясь с подругами, с родителями, с вольной девичьей жизнью. Постепенно на смену грустным, прощальным песням приходили песни веселые, величальные. На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.

14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый, кропотливый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами.

Внимание! Внимание! Народное гуляние!

Торопись, честной народ, Масленица всех зовет!

Пусть каждый здесь поёт частушку

И за то получит сушку или сладкий пирожок,

Приходи скорей, дружок!

Подходите, не стесняйтесь.

Сладостями угощайтесь

Есть традиции, которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. Блины обильно поливают маслом. Масляный блин – символ солнца, хорошего урожая, здоровых людей. На масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою. Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. Хоровод обозначает движение по кругу, цепью, восьмерками или другими фигурами с песнями, а иногда со сценическим действием. (Показ слайда).

Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны. Продолжается он целую неделю.

В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.

А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня.

У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или: иной стране. В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (На экране хлебные изделия). Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки).

А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Картошка, капуста, лук, морковь). Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка «Щи и каша - пища наша».

Значит, что ещё любят готовить в России? (Кашу). А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев).

В России часто зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? (Квас). А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень - это напиток из мёда, он очень хорошо согревал во время мороза.

Словарь

 Амбар - Строение для хранения зерна, муки, припасов,

Венец - четыре скреплённых брёвен, образующих              один ярус деревянного сруба.

Горница - чистая половина крестьянской избы, как гостиная

Зодчий  - строитель, архитектор.

Изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской местности России.

Изгородь - лёгкий забор, ограда (обычно из вбитых в землю кольев с поперечно укрепленными жердями).

Клеть  - отдельная нежилая постройка для хранения имущества; кладовая.

Конёк -  украшение и оберег дома, помещался на крышу избы.

Кочерга - толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи.

Коромысло  - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер

Комли - вкопанные по углам в землю смоляные и обожженные толстые деревья.

Кровля - покрытие крыши.

Лемех - фигурная дощечка (наподобие черепицы).

Лобовая доска  - крепилась над окнами на верхние бревна сруба.

Люлька  - кроватка для младенца.

Матица - мощная балка, к которой крепится потолок. Матица  скрепляет отдельные потолочные бревна.

Наличник - узоры на деревянных дощечках, расположенные  вокруг окна.

Околица  - улица в деревне и местность вокруг поселения.

Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Очелье  -  расположено в верхней  части окна, служит не только для украшения, но и предохраняет окно от осадков, т.к. немного выступает за его плоскость.

Палати на печи  -  самое теплое место в доме (спальное место детей и стариков).

Полотенце  - один из элементов украшения деревянной избы.

Плотник -  тот, кто занимается обработкой древесины, постройкой деревянных зданий.

Подызбица - нежилая нижняя часть избы (для кладовой или для содержания мелких домашних животных).

Полотенце - створка двери или окна в избе.

Порог -   деревянный брус на полу в нижней части дверного проёма.

Причелина  - доски с резным орнаментом, покрывающие края крыши.

Печь -  для приготовления пищи и обогрева помещений.

Резьба – один  из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.

Розетка - декоративный мотив в виде распустившегося цветка, применяемый в убранстве фасадов и интерьеров зданий.

Рубленая изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой.

 Сени -  пристройка к деревенскому дому.

Свётелка - небольшая светлая комната в верхней части дома.

Слеги - продольные брёвна, которые несли на себя всю тяжесть крыши.

 Сруб - стены рубленого деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен.

Самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая.

Ставня  - деревянная створка, чтобы прикрывать окна в избе.

Ухват - приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов -  железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти.

Ухожи - надворные постройки, которые располагались отдельно от жилой избы.

Хлев - Помещение для скота (коров, телят, овец), а также для крупной домашней птицы.

Чугунок  - металлический горшок для приготовления пищи в печи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русские народные пословицы и поговорки.

 

Своя избушка - свой простор.

Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

Красна изба углами, а человек добрыми делами.

Всего дороже честь сытая и изба крытая.

Мой дом  - моя крепость.

Всякий дом хозяином держится.

Без хозяина дом  - сирота.

Дом красится хозяином.

Коли изба крива -  хозяйка плоха.

Хоть худ дом, да крыша крепка.

Своя хатка - родная матка.

Изба не без крыши.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки  - изба. 

Изба детьми весела. 

Изба красна углами, обед пирогам.

Изба крепка запором, а двор - забором.

Что есть в печи, все на стол мечи

Хочешь, есть калачи, так не лежи на печи.

Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть.

 Хлебом не корми, только с печи не гони!

У холодной печи не согреешься.

Был бы лес, а топор всегда найдется!

Не бравшись за топор, избу не срубишь!

Без топора по дрова не ходят.

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сценарий инсценировки сказки «Репка» с детьми подготовительной группы

Воспитатель: Жил в одной деревне дед, вместе с бабкой много лет. Посадил он как-то репку…

(Под муз. выходит репка, танцует)

Репка:

Уважаема в народе, 
Я расту на огороде.
Вот и выросла большая.
До чего же хороша я!
Сладкая и крепкая. 
Называюсь Репкой я!

 (выходит под муз. Дед)

Дед: (восхищенно).
Что за чудо из чудес?! 
Репка — чуть не до небес!

(Подходит, хватается за репку руками, пытается ее выдернуть).

Дед: Тянем, тянем, тянем, тянем.

   Вытянуть не можем,

   Кто же, кто же

  Дедушке поможет!

 Ну-ка, Бабка, подойди, 
      Чудо-Репку погляди!

(Подходит Бабка, Дед показывает рукой на Репку.)

Бабка:  

Ухвачусь-ка я за Дедку, 
     Вместе дружно дернем Репку

Вместе:

 Тянем, тянем, тянем, тянем

Вытянуть не можем…

Кто – же, кто – же,

Кто - же нам поможет!

Бабка: Внучка идем репку тянуть!

Внучка (выбегает вприпрыжку, весело напевая).

Я бегу, спешу на помощь. 
     Где он, непослушный, овощ?! 

Вместе: Тянем, тянем, тянем, тянем

Вытянуть не можем…

Кто – же, кто – же,

Кто - же нам поможет!

Внучка: Жучка идем репку тянуть?

(выходит по муз.).

 Жучка: Гав! Помочь готова Жучка! 
                    Уцеплюсь, гав-гав, за внучку.

Вместе: Тянем, тянем, тянем, тянем

Вытянуть не можем…

Кто – же, кто – же,

Кто - же нам поможет!

Жучка: Кошка идем репку тянуть!

(под муз. выходит кошка)

Кошка:

Мяу! Муp! Помочь я рада. 
Что, скажите, делать надо? 
Поняла- ответ тут прост: 
Ухвачусь за Жучкин хвост.

Вместе: Тянем, тянем, тянем, тянем

Вытянуть не можем…

Кто – же, кто – же,

Кто - же нам поможет!

Кошка: Мышка идем репку тянуть!

(Под муз. выходит мышка)

Мышка:

Кошки я не побоюсь 
      И за хвостик уцеплюсь!

(Хватается за Муркин хвост), командует: «Пи-пи-пи!».

Вместе: Тянем, тянем, тянем, тянем 

Все дружно дергают и, выдернув Репку, падают.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русская изба и традиции русского народа»

Тема проекта:«Русская изба и традиции русского народа» Сроки реализации: краткосрочныйВид проекта: творческийВозраст детей: подготовительная группаУчастники проекта: дети п...

Презентация "Русская изба и традиции русского народа"

В наши дни дети мало получают инфомации о русской культуре, быте. и чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, ст...

Проект "Русская изба и традиции русского народа"

Для приобщения детей к русской культуре,  к её истокам, традициям, обычаям и был разработан мной проект на тему: "Русская изба и традиции русского народа"....

В рамках проекта "Моя Родина и я" в группе "Озорные бабочки" прошла экскурсия в группу "Подсолнухи", на которой ребятам показали и рассказали о "Русской избе и традициях русского народа, дошедшие до наших времён".

В рамках проекта "Моя Родина и я" в группе "Озорные бабочки" прошла экскурсия в группу "Подсолнухи", на которой ребятам показали и рассказали о "Русской  ...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...