Проект "Русская изба и традиции русского народа"
проект (подготовительная группа)

Галкина Светлана Петровна

Для приобщения детей к русской культуре,  к её истокам, традициям, обычаям и был разработан мной проект на тему: "Русская изба и традиции русского народа". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_-_dlya_sayta_kopiya.docx51.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Тема: «Русская изба и традиции русского народа»

Актуальность.

        Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).  Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

          Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решила организовать проект   Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа».

  1. Целевая группа –дети подготовительной группы.
  2. Тип проекта:

- по доминирующему методу – информационно -  познавательный,         творческий;                                                                                                                         - по характеру содержания –дети и родители;                                                             - по характеру участия ребенка в проекте – участники;                                             -по характеру контактов – в контакте с семьей;                                                          - по количеству участников – коллективный;                                                       - по продолжительности – краткосрочный.

  1. Цель проекта

Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей, героями и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.  

4.     Задачи

Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей, героями и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.                                                                          

5.    Основные содержания проекта

5.1 Ресурсы

5.2 Временный: 10 дней

5.3 Информационный: иллюстрации, фотографии по теме проекта, презентация

5.4 Кадровые: воспитатель, дети, родители

5.5 Материально-технические: Ноутбук, магнитофон, проектор, альбомные листы, картон, глина, бумага, гуашь…

 

План реализации проекта.

  1. Подготовительный этап
  • Определение целей и задач
  • Сбор информации, материала, создание условий для организации работы
  • Составление плана мероприятий по организации детской деятельности (разработка дидактических игр, подготовка фотографий, иллюстраций, костюмов, атрибутов к настольным играм, презентаций).
  1. Практический этап

Дата проведения

Совместная деятельность с детьми

07.02.22

08.02.22

09.02.22

10.02.22

11.02.2022

Беседа об истории русского народа

 Занятие «Знакомство с бытом и традициями на Руси»

Беседа об истории русской одежде

Беседа «Как строили дом на Руси»

Итог недели: Чаепитие.

Беседа об истории самовара, о традициях чаепития.

:

«Слава русской старине» Чтение стихов об истории России («Где теперь Москва – столица, жили раньше зверь да птица», «У Московских древних вод поселяется народ»

Экскурсия в школьный музей «Русская изба»

Рисование «Народная праздничная одежда»

Изготовление макета «Русская изба»: из бумаги-  трубочки-бревна, предметы быта: кровать, печь. Плетение коврика из ниток

Сюжетно –ролевая игра «Встречаем гостей» -приглашение к столу.

Чтение сказки «Лисичка со скалочкой»

Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора

(песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Обыгрывание песни «Где был Иванушка»

Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду»

Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехника.

Настольный театр «Заюшкина избушка»

Взаимодействие с предметами русского быта: рассматривание прялки и веретена

Показ презентации «История русского самовара»

Загадывание загадок и рассказывание потешек

Сюжетно – ролевая игра

«Русская изба»

Показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители

Совместная работа с родителями

Выставка детских рисунков для родителей

"Народная праздничная одежда

Консультация: «Русские народные  игры».

Выпечка  хлебобулочных изделий для чаепития

Дата проведения

14.02.22

15.02.22

16.02.22

17.02.22

18.02.22

Экскурсия в ДК «Родник».

Лепка из глины дымковской игрушки.

Беседа об истории русской матрешки.

Театрализованная деятельность. Показ сказки

(«Волк и семеро козлят»)

Итоговое мероприятие

«Этой ярмарки краски»

Познакомить детей с предметами русской избы-светник, утюг, лапти, колыбель (люлька для малыш), сундук, крынка, черепушка

Беседа «Глиняные игрушки – не простые безделушки»

Рассматривание альбома «Русская матрешка»

Изготовление атрибутов к сказке для самостоятельной игровой деятельности.

. Разучивание песни «Во поле березка стояла» (придумывание движений к хороводу)

Дидактическая игра «Найди элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

Украшение узором игрушки-матрёшки.

 Раскраски Разукрашивание разных видов матрешек картинок с изображением известных матрёшек (Загорская, Семеновская, Тверская)

Игра «Угадай мелодию»   1. «Валенки»   2. «Жили у бабуси….»     3. «Ах вы сени мои сени»  

4. Во поле береза стояла»

Совместная работа с родителями

Буклеты на тему: «Пословицы, поговорки, русские народные игры»

Консультация «Добро пожаловать в мастер-класс! Путешествие в Дымково

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей

Проведение ярмарки совместно с родителями и детьми.

  1. Заключительный этап
  • Презентация проекта – оформление папки
  • Создание с детьми макета «Русской избы»
  • Театрализованное представление сказки «Волк и семеро козлят»
  • Совместное проведение мероприятия подготовительной группы и родителей «Ярмарка»

в детях, любовь к родному краю, своей стране. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

Ожидаемый результат:

Данный проект пополнит знания детей  о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

1.Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2.Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.

4.Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.

5.Узнают русские народные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Плетень», «Шишки, желуди, орехи»; хороводные: «Как на тоненький ледок»,», «Где был Иванушка»,  и др.

6.Формировать традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

7.Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.

8.Положительная динамика взаимодействия с родителями.

9.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

10.Создать макет «Русская изба».

11.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.

12.Дети покажут театрализованный спектакль по сказке «Волк и семеро козлят».(по выбору детей)

13.Итогом проекта проведем «Русскую ярмарку»

Результат:

        Дети познакомились с историей и особенностями жизни русских людей в   старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством   уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на

бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность

Перспективы дальнейшего развития:

Реализация проектной деятельности в рамках других тем «Из истории русской кухни», «Русские народные праздники», «Русские народные промыслы (хохлома, городецкая роспись, гжель)», «Русские народные песни»

Презентация проекта.

 

Используемая литература:

1. Бурухина А.Ф. «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал «Воспитатель ДОУ» 2012г.

2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013г.

3. Тихонова М.В., «Красна изба», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 200г

4. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.

5. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002г.

6. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006.

7. О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.

8. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.

9. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.

10. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.

11. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004г.

12.Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003г.

Интернет - ресурсы:

http://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L2RldHNraXktc2FkL2FwcGxpa2F0c2l5YS1sZXBrYS8yMDE0LzA2LzE0L3Byb2VrdC1ydXNza2F5YS1pemJh

http://text.ru/rd/aHR0cDovL3huLS0tLS03a2NhYmxlZmNkbDRoMWF2b2JmZS54bi0tcDFhaS8%2FcD0xMjI4

http://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L2RldHNraXktc2FkL2FwcGxpa2F0c2l5YS1sZXBrYS8yMDE0LzA2LzE0L3Byb2VrdC1ydXNza2F5YS1pemJh

Мероприятия осуществления проекта

Воспитатель: Галкина С.П.                

Познавательное развитие (формирование целостной картины).                                                                              

  1. Занятие «Знакомство с бытом и традициями на Руси»

Цель: Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы.                                                                                                                                          Расширить словарный запас по теме, обогатить словарь детей словами: горница, изба, сундук, самовар, ухват, ларь, ложки, чугун, крынка, и т. д.  Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, к истокам русской культуры. Совершенствовать умение детей украшать изделие (Каравай) в нетрадиционной технике художественного творчества: аппликация из круп и макарон.

  1. Экскурсия в ДК «Родник»:

Цель: Продолжать знакомить со свойствами глины (твердая в сухом состоянии, пластичная и мягкая во влажном). Обогатить представления детей об использовании глины человеком.

Воспитывать трудолюбие.

  1. Беседа: "Народная праздничная одежда":

Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом, его особенностями.

Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане. Активизировать словарь детей словами: сарафан, рубаха, кокошник, порты. Воспитывать интерес к жизни наших предков, уважение к ним.

  1. Беседа: «Как строили дом на Руси»

Цель: Формировать представления о строении избы (о частях русского дома, о процессе строительства). Расширить словарь: изба, кровля, плотник, сруб, венец, матица, клеть, причалена, красное окно, ставни, амбар.

  1. «Беседа об истории самовара, о традициях чаепития»   

Цель: Ознакомить детей с историей появления самовара и его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином. Познакомить с традициями чаепития на Руси. Расширить общий кругозор.

  1. Беседа: «Народная праздничная одежда»                                                        

Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей, дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности. Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане

  1. «Глиняные игрушки – не простые безделушки».                                                                            

Цель: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

  1. «Беседа о русской матрешке»                                                                    

Цель: Рассказать ребятам об истории русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки. Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла.

   

Художественное творчество:

  1. Рисование "Народная праздничная одежда

Цель: Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма, показать красоту вышитых изделий, узоров, учить рисовать русскую народную одежду, передавая её характерные особенности. Воспитывать любовь к народному творчеству.

  1. Рисование. «Разукрашивание дымковской игрушки»

Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки.

Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием). Воспитывать интерес к декоративному искусству.

  1. Рисование. «Русская матрешка»

Цель: Показать характерные особенности игрушки- матрешки, показать росписи силуэта матрешки. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры, приобщать к русскому народному прикладному искусству.

  1. Лепка. «Дымковская игрушка»

Цель: Закреплять умение детей лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать

пропорции фигуры. Развивать творческое воображение.

Трудовая деятельность.

  1. Конструирование. «Макет русской избы» (из бумаги)

Цель: Закреплять умение использовать обобщенный способ действий с бумагой «закручивание прямоугольника в цилиндр». Формировать умение создавать образ конструкции на основе ее словесного описания. Развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление, развивать моторику рук, глазомер.

Коммуникация.

1. Чтение: Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Цель: Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы по ее содержанию. Понимать и оценивать характер и поступки героев. Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Воспитывать положительное отношение к русским народным сказкам.

  1. Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехники.

Цель: Формировать умение заучивать стихи с помощью мнемотаблицы. Развивать внимание, память, связную речь у детей путем заучивания стихотворения наизусть, используя приемы мнемотехники. Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, активизировать чувственное восприятие художественного слова,

  1. «Заучивание потешек, пословиц, поговорок»

Цель: Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками. Развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос. Воспитывать интерес к народному фольклору.

Игровая деятельность.

1.Сюжетно ролевые игры: «Русская изба», «Встречаем гостей» (чаепитие с самоваром

Задачи: 

  • Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре. Прививать любовь к русскому народному фольклору;
  • Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях;

Продолжать развивать внимание, память, логическое мышление

2. Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери предмет», «Найди элементы дымковской росписи».

Задачи: Продолжать учить соблюдать правила игры; развивать внимание и логику, мышление.

3. Подвижные игры: «Золотые ворота», «Плетень», «Жмурки»», «Шишки, желуди, орехи», «Ровным кругом».

Задачи:

  • Развивать внимание, ловкость, быстроту движений.
  1. Хороводные: «Где был Иванушка», «Как на тоненький ледок»,                          

Цель: Приобщение детей к народному поэтическому творчеству, развитие выразительности движений, музыкального слуха, воображения.

5. Совершенствование двигательных навыков: Итоговое мероприятие «Ярмарка»

Цель: Приобщать детей к русской традиционной культуре. Поддержать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры.


Приложение

Конспект занятия в подготовительная группе дошкольного возраста на тему:

«Знакомство с бытом и традициями Руси»

Воспитатель: Галкина С.П.

Задачи

Познание:

•   развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы.

Интеграция с образовательными областями

Речевое развитие:

•  расширять словарный запас по теме. Обогащать словарь детей словами: горница, сундук, самовар, ухват, ларь, ложки, чугун, и т. д.   

Социально-коммуникативное развитие:

• воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;

•  приобщать к культуре своего народа.

Художественно-эстетическое развитие: 

• совершенствовать умение детей украшать изделие (Каравай) в нетрадиционной технике художественного творчества: аппликация из круп и макарон.

Физическое развитие:

• развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа: 

•  разучивание пословиц и поговорок, чтение стихотворений;

•  слушание музыкальных произведений, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций;

•  конструирование из бумаги по теме «Русская изба»;

•  пластилинография «Каравай» (заготовка).

Материалы и оборудование: предметы русского быта, презентация «Русская изба внутри», ноутбук, интерактивная доска, записи музыкальных произведений, деревянные ложки, заготовки поделок (караваи), горох, фасоль, чечевица, макароны, веник, игрушка кошка, клубок ниток, угощение для детей.

Продолжительность занятия: 30 мин.

Ход занятия

I.    Вводная часть (2 мин.)

(Звучит музыка, в группу заходят дети, встают в кружок)

Воспитатель: (приветствует детей) Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей, много и новостей. Из каких краёв будете, как страна называется в которой вы живёте?

Дети: Россия.

II. Основная часть (23 мин.)               

(показ презентации)

Воспитатель: В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью.

Ребёнок:

Русь деревянная- края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

(Дети садятся на скамейки)

Воспитатель: Приглашаю вас заглянуть в добрую избу, старину русскую, старину древнюю. 

(показ презентации)

Воспитатель: Дети, вы знаете, почему Русь деревянной называли?

Дети: Всё строили из дерева.

Воспитатель: Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. И всё-то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки. Или как раньше говорили на куты. Послушайте загадку и подумайте, что же самым главным было в деревенской избе?

Ребёнок: (загадка) Стоит Матрёна, здорова, ядрёна, пасть открывала, что дают глотала (печь).

(показ презентации)

Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Были печи с трубой, которая выходила на крышу. Такая печь топилась по белому, и в избе не было дыма. Были в избах и печи, которые топились по- чёрному. Трубы не было, и дым выходил через отверстие в потолке на чердак, а затем на улицу. Избы, в которых топились печи по- чёрному назывались «курные» или «черные», из-за копоти от дыма, и такие печи перестали делать, после того, когда научились делать русские печи.

(показ презентации)

Воспитатель: Между печью и стеной находился стряпной или бабий кут. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка – деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей)

Воспитатель: В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги. Где находился в избе «бабий кут»? (Ответы детей)

Воспитатель: В русской избе были предметы - помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем.

Ребёнок:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (Самовар)

(показ презентации)

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя.

Ребёнок: С самоваром – буяном чай важнее, беседа веселее (пословица).

Ребёнок: Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает? (Чугунок)

(показ презентации)

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи чугунок?

Ребёнок:

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идёт. (Ухват)

(показ презентации)

Воспитатель: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте кто?

Ребёнок:

Дедко коптел,

Много лет терпел,

Много душ кормил

А разбился-

Под плетнём очутился? (Горшок)

(показ презентации)

Ребёнок:

Хоть горшок один да сам себе господин, без него никуда (пословица).

Воспитатель: В горшках варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького до большого вмещавшего 2-3 ведра воды.

Следующий предмет- помощник...

Ребёнок: Всех кормлю, а сама безротая. (Ложка)

(показ презентации)

Ребёнок: Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна.

Воспитатель: У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. А ещё в старину ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Звучит музыка «Ах, вы сени мои сени». Воспитатель с детьми играют на ложках.

Воспитатель: Следующие предметы - помощники...

Ребёнок:

Чем больше я верчусь,

Тем, тем больше я толстею. (Веретено)

Ребёнок:

В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой,

Деткам пряжу отдает. (Прялка)

(показ презентации)

Воспитатель: Долгими зимними вечерами хозяйки на ней пряли пряжу - нитки. А затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Воспитатель: Мы с вами узнали, что в избе есть бабий кут, но есть ещё и мужской кут.

(показ презентации)

Он находится по другу сторону от входа – хозяйский, мужской кут, где стоял сундук и ларь. Ларь - это большой ящик из досок с навесной крышкой. Его в старину называли «закрома», потому что в нём держали зерно, муку. А сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок, использовался для хранения одежды и утвари. Здесь же стояли лавки, под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стояли на виду, чем больше сундуков, тем богаче считались хозяева.

Воспитатель:

Дети, для чего нужны были сундуки? (Ответы детей)

А что хранили в ларях? (Ответы детей)

(показ презентации)

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что это за место в избе? (Ответы детей)

Главный угол в избе назывался красным. В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница - полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.

Дети, какие предметы находились в красном углу? 

 Дети: стол, лавки.

Воспитатель: Для чего? (Ответы детей)

(показ презентации)

Воспитатель: За столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами.

Воспитатель: В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.

(показ презентации)

Освещали избы лучинами – щепками, нарезанными из осинового полена.

(показ презентации)

Воспитатель: Потом появились сальные и восковые свечи. Восковые свечи были очень дорогими – их зажигали только по праздникам.

А ещё в старину был обычай: переезжать в новые дома в определенный день. 14 сентября, в Семёнов день, праздновали новоселья. Созывал гостей на праздник сам хозяин.

Все дети выходят в приёмную и берут в руки заготовки поделок (караваи).

Сценка (показ обычая)

Выходит, мальчик, зазывает гостей: «Гости дорогие! Милости просим, заходите в избу!»

На пороге появляется девочка с кошкой: «Вот тебе хозяин мохнатый зверь на богатый двор!» - усаживает кошку на пол: «Иди, найди себе тёплое место».

Воспитатель: Теперь ты, матушка переступи порог.

Хозяйка (девочка) метёт веником, читает стих про домового:

(показ презентации)

Домового приглашаем

Нашей кашей угощаем

Чтобы дом наш охранял

Наше счастье умножал

Вот тебе дедушка соседушка

Пристанище из нашего старого дома.

Ставит веник возле печки (экран с изображением).

Затем заходят все остальные дети: «Это вам на добро в новом доме» (кладут заготовки на свои места за столами).

Воспитатель: В основном, гостями были родственники и кумовья (крестные детей), гости присылали новоселам хлеб - соль. Родители присылали молодой семье корову и коня. Гостей было принято встречать с поклоном и ласковыми словами. Все званные гости сходились в новую избу к обеду, пиршество заканчивалось к вечеру с большими проводами гостей.

Умели русские люди работать, умели, и отдыхать – пели песни, водили хороводы, играли в разные игры.

Русская народная игра «Золотые ворота»

После игры воспитатель приглашает детей за столы для украшения своих караваев.

III.      Заключительная часть (5 мин.)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с бытом на Руси. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова? Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. Начнём с меня - ухват

Дети называют по очереди старинные слова (печь, бабий кут, самовар, чугунок, горшок, ухват, деревянная ложка, веретено, прялка, мужской кут, сундук, ларь, закрома, красный угол, горница, божница, рушник, лавка, лучина).

Воспитатель:

Что нового узнали о быте крестьян на Руси? (Ответы детей)

Что вам показалось трудным в крестьянской жизни? (Ответы детей)

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей)

Воспитатель (выносит угощение) благодарит детей за занятие и приглашает всех на чаепитие.

Приложение 1

Беседа в подготовительной группе «Глиняные игрушки — не простые безделушки»

Воспитатель: Галкина С.П.

Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

ЗадачиПознакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Словарная работадымковская«свистунья».

Содержание:

На столе стоят игрушки фабричные и глиняные.

- Ребята, обратите внимание, на столе стоят разные игрушки. Посмотрите на них внимательно и расставьте их на 2 подноса, выделяя общие признаки.

Почему вы расставили их именно так, по каким признакам? (На первом подносе стоят фабричные игрушки, а на другом игрушки из глины, выполненные народом).

Сегодня мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. А как она называется, вы узнаете, отгадав загадку.

Просто диво - безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

В лесах синих зародилась

Из глины красной заводилась,

Из песочка чистой речки,

Обжигалась в жаркой печке,

Краской яркой покрывалась,

Позолотой наряжалась.

- Правильно, ребята, это дымковская игрушка. Сегодня мы узнаем о происхождении и изготовлении игрушки, об особых красках для росписи и, что значит, «сажать золото».

Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково, которое славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками. Чем знаменито Дымково?

- А почему оно так называется?

Оказывается, в старину глиняные игрушки делали и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Вначале это были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки.

- Что такое ярмарка?

- Правильно, торги, устраиваемые в одном и том же месте с увеселениями.

Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название – «Свистунья».

- А почему свистунья?

Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони.

Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью.

Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки – своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что все очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой – получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила.

Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке. Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие.

Давайте лучше присмотримся к игрушкам, полюбуемся на них. Какого цвета в них больше? (Белого). Правильно, белого. Игрушки делают из глины красного цвета, но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Белый цвет только в игрушках народов Севера. Вятка (Киров) тоже на севере нашей страны. Белый цвет игрушки, наверно, это цвет настоящего снега.

Физкультминутка

В небе плавает луна (покачивания вправо - влево)

В облака зашла она. (Хлопки)

1, 2, 3, 4, 5

Можем мы луну достать. (Руки вверх, потянулись)

6, 7, 8, 9, 10 - (Хлопки)

И пониже перевесить (руки вниз)

10, 9, 8, 7 - (ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем.

Посмотрели в окно, на кончик носа. (3 раза)

Повращали вправо, влево глазами.

Закрыли глаза, сосчитали до 10.

- А теперь посмотрите на разнообразие дымковских узоров.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы - простой узор, но отвести не в силах взор.

По форме узоры просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т. д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.

Круги означали солнце;

Волнистые линии – вода;

Маленькие кружочки – семена.

Также представленные узоры означали росточки, засеянное поле. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля. Все на своем месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Но, оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.

- С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?

- Что нового для себя узнали?

Сообщает, что на следующих занятиях дети будут лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.

Приложение 2

Подвижная игра «Плетень» с детьми подготовительной группы дошкольного возраста

                                                                

Воспитатель: Галкина С.П.

Цель: развивать координацию движения, ловкость быстроту реакции

Ход игры: дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии кажется из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге, исполняя песню, кланяется.

Тень-тень-потетень,

Сели звери под плетень,

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

        После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русская изба и традиции русского народа»

Красткосрочный проект " Русская изба и традиции русского народа" в подготовительной школе....

«Русская изба и традиции русского народа»

Тема проекта:«Русская изба и традиции русского народа» Сроки реализации: краткосрочныйВид проекта: творческийВозраст детей: подготовительная группаУчастники проекта: дети п...

Презентация "Русская изба и традиции русского народа"

В наши дни дети мало получают инфомации о русской культуре, быте. и чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, ст...

В рамках проекта "Моя Родина и я" в группе "Озорные бабочки" прошла экскурсия в группу "Подсолнухи", на которой ребятам показали и рассказали о "Русской избе и традициях русского народа, дошедшие до наших времён".

В рамках проекта "Моя Родина и я" в группе "Озорные бабочки" прошла экскурсия в группу "Подсолнухи", на которой ребятам показали и рассказали о "Русской  ...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...

Проект в подготовительной к школе группе Тема: «Русская изба и традиции русского народа»

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следу...