ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ"
проект по развитию речи (средняя группа)

Актуальность:

         В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей раннего и дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии - попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

В связи с этим, воспитатели дошкольного образовательного учреждения озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми на этапе раннего возраста является один из актуальных в психологии, педагогике сегодня.

 

Проблема:

           Ослабевающий интерес к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_knigi_srednyaya.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

План проекта «Юные Читатели» в средней группе

Подготовили воспитатели:

Лазушина Мария Федоровна

Чечко Ирина Евгеньевна

Актуальность:

         В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей раннего и дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии - попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

В связи с этим, воспитатели дошкольного образовательного учреждения озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми на этапе раннего возраста является один из актуальных в психологии, педагогике сегодня.

Проблема:

           Ослабевающий интерес к художественной литературе.

Гипотеза:

          Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение детям раннего возраста литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Цель проекта:

Способствовать формированию устойчивого интереса  дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.

Задачи проекта:

  • Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации;
  • познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами;
  • повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей; зарождению традиции семейного чтения;
  • повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;
  • воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей;
  • способствовать развитию речи, памяти, внимания.

Ожидаемые результаты по проекту

  • Для детей:

Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.

Повышение уровня развития речи детей. 

  • Для воспитателя:

Улучшение работы по взаимодействию с родителями.

  • Для родителей:

Активное участие родителей в жизни детского сада.

Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.

Возрождение чтения в кругу семьи.

Этапы реализации проекта с целями и задачами:

  1. Подготовительный этап:
  • Изучение методической литературы о работе по воспитанию у детей интереса к книге.
  • Начальный мониторинг по ОО «Чтение художественной литературы»   ПРИЛ. 1.
  • Разработка перспективного плана к проекту.
  • Информирование родителей о текущем проекте с последующим привлечение к совместной работе.

  1. Практический этап:
  • Реализация проекта согласно плану

  1. Заключительный этап
  • Контрольный мониторинг по ОО «Чтение художественной литературы»  
  • Подведение итогов работы в рамках проектной деятельности (отчет)

Перспективный план работы в рамках проектной деятельности на 2021-2022 уч.год

Период

Содержание совместной деятельности

детей и педагога

Содержание работы педагога с родителями

сентябрь

  • Беседа: «Девчонки и мальчишки очень любят книжки»

Цели: познакомить детей с историей создания книги; воспитывать бережное отношение к книгам.

  • Беседа: «Такие разные книжки»

Цель: расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении).

  • Беседа о сказках

Задачи: расширение знаний детей о сказках, увеличение интереса детей к книге.

  • Беседа «В руку книгу я беру».

Задачи: стимулировать детей бережно обращаться с книгой: рассказать сколько людей трудятся, создавая для нас это чудо - книгу, обсудить правила работы с книгой

  • Выставка книг с русскими народными сказками

Цель: Поддерживать устойчивый интерес к устному народному творчеству, учить выражать свое отношение к сказочным персонажам.

  • Чтение сказки « Лисичка-сестричка и волк» обр. М. Булгакова

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, формировать навык выделять основных персонажей, рассказывать о их поступках, характерах.

  • Рассматривание альбома «Сказочная страна».

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

  • Д/и «Из какой сказки герой»

Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.

  • «Сказки-раскраски»

Задачи: использовать различные средства выразительности.

  • Игра-драматизация «Лисичка-сестричка и волк»

Задачи: учить детей передавать образы персонажей, используя различные выразительные средства, точно передавать черты героев сказки.

  • Анкетирование «Семейное чтение»

ПРИЛ. 2.

Цель: Определить роль родителей в развитии интереса семейного чтения детей.

октябрь

  • Рассматривание обновленного книжного уголка.

Задачи: Научить детей правильно расставлять книги в уголке, воспитывать аккуратность, Прививать любовь к художественной литературе.

  • Опытно экспериментальная: «Волшебница бумага»

Цели: обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т.п)

  • Рассматривание книжек,  принесенные из дома

Цель: формировать у детей интерес и любовь к художественной литературе, книгам.

  • Чтение сказки «Война грибов с ягодами» обр. В Даля

Задачи: мотивировать детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по сюжету сказки, оценивать поступки героев.

  • Д/и « Из какой сказки герой»

Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.

  • Беседа с детьми о характерах сказочных героев.

Задачи: формировать умение детей оценивать поступки героев.

  • Игровое задание: «Обведи и раскрась».

Задачи: развивать графические навыки, передавать характер героев

  • Составление рассказов по иллюстрации к сказке «Война грибов с ягодами»

Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение, внимательно слушать товарищей, дополнять их ответы..

  • Игра-драматизация «Война грибов с ягодами»

Задачи: развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений, подбирать их в соответствии с характером персонажей

  • Участие в благотворительной акции «Подари книгу в группу»

Цель мероприятия: привлечение родителей к участию в совместных с педагогами мероприятиях и созданию необходимых условий для разнообразных стремлений и потребностей детей, пополнение библиотеки группы  художественной, познавательной  литературой, согласно возрастным характеристикам детей.

  • Папка- передвижка «Зачем читать детям книги?» ПРИЛ.3.

ноябрь

  • Чтение сказки «Три поросёнка»

Задачи: развивать желание слушать сказки, понимать содержание произведения..

  • Просмотр мультфильма «Три поросёнка»

Задачи: понимать содержание произведения.

  • Беседа «Пойдем в театр!»

Задачи: формировать у детей представления о театре, работе актеров, правильно вести себя в театре.

  • Поделки из природного материала «В гостях у сказки»

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, передать характер героев.

  • Беседа с детьми о характере сказочного героя.

Задачи: формировать умение оценивать поступки героев.

  • Рассматривание альбома «Сказочная страна».

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

  • Рассказывание сказки «Три поросёнка» по цепочке.

Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение, внимательно слушать товарищей, дополнять их ответы.

  • Беседа «В мире книжных пословиц и загадок»

Задачи: Познакомить с пословицами и загадками о книге, активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник. Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.

  • Словесная игра «Незнайкин список сказочных книжек»

Цели: закрепить знания детей о сказках. Развивать внимание, память, мышление.

  • Составление творческих рассказов «Моя любимая книжка»».
  • Чтение  С. Я. Маршака «Книжка про книжки» (в сокращении).

Цель: познакомить со стихотворением; вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.

  • Консультация «Семейное чтение»

ПРИЛ.4.

  • Памятка для родителей

«Как правильно читать с детьми!» ПРИЛ.5.

Цель: Напомнить родителям, что семейное чтение это лучший вид коллективного общения.

декабрь

  • Чтение сказки «Волк и семеро козлят».

Задачи: стимулировать детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.

  • Театрализованная игра «В гостях у сказки».

Задачи: стимулировать детей четко проговаривать слова, последовательно выражать свою мысль, развивать воображение.

  • Кубики «Сказки»

Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.

  • Изготовление масок для театрализованной деятельности.

Задачи: вызвать желание сделать театр масок своими руками.

  • Д/и « Из какой сказки герой»

Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, речь, формировать умение играть в паре.

  • Рисование по сказке «Волк и семеро козлят»

Задачи: использовать различные средства выразительности, передавать характер персонажей

  • Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

Программное содержание: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре.

  • Оформление информационного стенда «Прочитайте вместе с детьми»

Цель: Повысить информационный уровень родителей.

  • Аннотированный рекомендательный список литературы

ПРИЛ.6.

«Почитай мне книжку, мама!»

Цель: Познакомить родителей с познавательной литературой для среднего дошкольного возраста, помочь выбрать для чтения лучшие художественные детские книги

  • Экскурсия в книжный магазин

Цель: Побуждать родителей принимать участие в процессе знакомства детей с книжным магазином, многообразием книг, правилами поведения в нем.

январь

  • Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Задачи: стимулировать детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.

  • Игра « Добрые слова»

Задачи: развивать связную, грамматически правильную речь.

  • Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Задачи: прививать умение детей располагать картинки с персонажами знакомой сказки в той очередности, в которой они появляются в тексте, сопровождая свои действия пересказом. Развивать связную речь, память, внимание.

  • Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций.

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, знакомить с иллюстрациями разных художников, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

  • «Сказки-раскраски»

Задачи: использовать различные средства выразительности.

  • Аппликация «Твой любимый герой сказки»

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, вызвать желание сделать папку с героями сказки своими руками

  • Настольные игры «Сказочные пазлы», «Путешествие по сказкам» - лото, «Герои сказок» - кубики

Цели: совершенствование умения группировать, составлять целое из частей (кубики, пазлы); играть небольшими группами, соблюдать правила игры.

  • Диалог-практикум для родителей: «Семейное чтение» ПРИЛ.7.

Цель: Создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка. Показать необходимость ежедневного чтения художественных произведений.

февраль

  • Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» обр. О. Капицы

Задачи: стимулировать детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.

  • Д/И «Подбери словечко»

Задачи: развивать грамматически правильную речь.

  • Изготовление настольной игры по сказкам.

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, вызвать желание сделать настольную игру своими руками.

  • Рассматривание иллюстраций к сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»

Задачи: познакомить детей с иллюстрациями к знакомой сказке.

  • «Сказки-раскраски»

Задачи: использовать различные средства выразительности.

  • Отгадывание загадок «Из какой сказки герой»
  • Игры  с мячом  «Кто знает больше сказок»

Цели: расширение словарного запаса, развитие внимания и памяти, развитие крупной моторики

  • Физминутки – сказки: «Кот, лиса и петух», «Рукавица», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»

Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.

  • Ремонт поврежденных книг

Задачи: Привлекать детей к помощи при ремонте книг; развивать необходимые для данного процесса умения и навыки; воспитывать бережное отношение к книгам

  • Беседа о библиотеках

Цель: Расширять кругозор детей, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

  • Экскурсия в детскую библиотеку

Задачи: Повысить информационный уровень родителей.

Привлечь родителей к процессу знакомства детей с детской библиотекой, ее назначением и правилами поведения при ее посещении.

март

  • Чтение сказки «Красная Шапочка» из сказок Ш. Перро пер с франц. Т. Габбе

Задачи: стимулировать детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.

  • Составление рассказа по картинкам.

Задачи: формировать умение отвечать на вопросы по сюжету сказки, использовать выразительные обороты речи.

  • Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».
  • Аппликация с элементами рисования «Из какой сказки герой» (совместно с родителями).

Задачи: использовать различные средства выразительности, передавать характер персонажей.

  • Рассматривание иллюстраций разных художников.

Задачи: познакомить детей с иллюстрациями к сказке

  • Пение и слушание песен:

«Тот, кто любит читать»  - Н. Тимофеева, Т. Копейкина, А. Войнов

«Книжкин дом» - А. Рыбников – Ю. Энтин

«Новая книжка» - слова: Т. Копейкина, Н. Тимофеева, музыка: Н. Тимофеева,

Альбом Н. Тимофеевой «Улыбайтесь, дети!»

«Книжный праздник» - слова: Т. Копейкина, музыка: Н. Тимофеева, альбом Н. Тимофеевой «Волшебная страна»

Песня  «В мире много сказок» -  музыка В. Шаинский, слова Ю. Энтин

  • Фотовыставка  

«Папа, мама, я – книжкины друзья!»

Цель: Пропагандировать широкие возможности организации семейного досуга  на основе детской литературы и привлекать родителей к их использованию.

апрель

  • Чтение сказки «Телефон», «Федорино горе» К Чуковский

Задачи: стимулировать детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.

  • Д/и «Опиши героя сказки»

Задачи: формировать умение оценивать поступки героев.

  • «Сказки-раскраски»

Задачи: использовать различные средства выразительности, передавать характер персонажей.

  • Рассматривание альбома «В гостях у сказки »

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

  • Игра-драматизация «Телефон»

Задачи: развивать у детей умение отвечать на вопросы по тексту, объяснять поступки персонажей, видеть последствия этих поступков.

  • Изготовление книжек-самоделок совместно с детьми на выставку «Книжный парад»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития речи ребёнка.

май

  • Чтение сказки «Сказка про комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост» Д. Мамин-Сибиряк

Задачи: стимулировать детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.

  • Беседы: «Добрые слова".

Задачи: развивать грамматически правильную речь.

  • Игра «Что сначала, что потом?»

Задачи: формировать умение и желание отвечать на вопросы по сюжету сказки.

  • Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

Задачи: использовать различные средства выразительности, передавать характер персонажей.

  • Викторина по сказкам «Отгадай сказку»

Задачи: развивать у детей умение и желание использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.

  • Открытое для родителей мероприятие.

Литературная викторина «Путешествие в страну любимых сказок» ПРИЛ.8.

Цель: Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Приложения к проекту:

  1. Мониторинг по ОО «Чтение художественной литературы»  
  2. Анкетирование «Семейное чтение»
  3. Папка- передвижка «Зачем читать детям книги?»
  4. Консультация «Семейное чтение»
  5. Памятка для родителей «Как правильно читать с детьми!»
  6. Аннотированный рекомендательный список литературы «Почитай мне книжку, мама!
  7. Диалог-практикум для родителей: «Семейное чтение» (КОНСПЕКТ)
  8. Литературная викторина «Путешествие в страну любимых сказок» (КОНСПЕКТ)

Список литературы:

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников. М., 2000.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русско-му языку дошкольников: Учебное пособие - 2-е издание, испр. - М., Акаде-мия, 2001.
  3. Арнольдов А.Н. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен). - М., 2000. - С. 70.
  4. Ачкасова Г.Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования: Дисс. доктора пед. наук. - СПб., 2000.
  5. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). - М., 2003. Васильева М.А. Программа обучения и воспитания в детском саду. М., 2004.
  6. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. М., 2005.
  7. Гриценко З. Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. - М., 1997.
  8. Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. - СПб., 1996.
  9. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Логиновой В.И. - М., Просвещение, 1998. .Детская литература. Учебное пособие для учащихся пед.уч-щ.-2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. Е.Е. Зубаревой.- М.: Просвещение, 1985г.-399с.
  10. Занков Л.В. О начальном обучении. М., Издательство АПН РСФСР, 1963. С. 25
  11. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 6.
  12. Купач Т.Ю, Белова О.В, Князева Е.А. Использование книг К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Хрестоматия или Детский мир в картинках» в работе по развитию художественного слова ребенка. Режим доступа: http://www.elective.ru
  13. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 603 с.
  14. Мельник Т.Г. Организационно-педагогические условия воспитания толерантности учащихся в учреждениях интернатного типа на основе диалога культур. // Автореф. дис. канд. пед. наук. - М.,2008.
  15. Программа «Детский сад - дом радости» / Н.А. Крылова, В.Т. Иванова. - Пермь, 1990; 1991.
  16. Сартр Ж.-П. Что такое литература? Слова. - Мн., 1999. - С. 20
  17. Сохин Ф.А. Задачи развития речи// Психолого-педагогические основы раз-вития речи дошкольников. М., 2002.
  18. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. - М., 2010.
  19. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 2004.
  20. Яшина В.И. Речевая среда и дети// Дошкольное воспитание. М., 2006. - №9.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по воспитанию творческого читателя "Книга-театр-ребёнок" в педагогических чтениях "Вместе с книгой мы растем"

Городской проект "Познавательно - речевое развитие детей: проблемы, поиск, решение". Педагогические чтения "Вместе с книгой мы растем" часть 1...

«Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе».

Название проекта: «Книги читать - ум и сердце развивать». по приобщению дошкольников к книжной культуре  Тип проекта: познавательный По количеству участников: групповой  (дети старших групп)...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект «День Земли» Руководитель проекта: воспитатель Варитлова З.Х. Участники проекта: дети средней группы, родители (законные представители) обучающихся, воспитатель.

Проект«День Земли»Руководитель проекта: воспитатель Варитлова З.Х.Участники проекта: дети средней  группы, родители (законные представители) обучающихся, воспитатель....