Проект «Зимняя лаборатория»
проект (подготовительная группа)

Кузнецова Галина Алексеевна

Проект «Зимняя лаборатория»

 

Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Вид проекта: групповой

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

                                                                                                                  «Белый снег, пушистый

                                                                                                                   В воздухе кружится

                                                                                                                   И на землю тихо

                                                                                                                   Падает, ложится…»

                                                                                                                                    И. З. Суриков

Пояснительная записка: среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особое место занимает опытническая деятельность. Дошкольники – прирожденные исследователи. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Именно в дошкольном возрасте необходимо сформировать у ребенка основы экологической культуры, познавательную инициативу, умение сравнивать предмет и явления, устанавливать связи между ними.

 

Актуальность: зима способствует изучению вопросов, связанных с таким природным явлением, как «снег, лёд, холод». Именно данное время года позволяет нам в естественных условиях провести экспериментальную деятельность. Окунуться в мир зимней природы, изучить физические явления, связанные со снегом и льдом. Развить у детей любознательность, проявление познавательной активности, коммуникативных навыков.

Объект исследования: снег, вода, лед.

 Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности (экспериментирование со снегом, водой, льдом).

Задачи:

Обучающие:

- Расширить представления детей о свойствах снега, воды, льда через познавательно-исследовательскую деятельность;

- Закрепить у детей умения определять свойства исследуемых объектов;

- Развить умение устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать результаты деятельности;

- Пробудить познавательную активность детей при проведении экспериментов.

Развивающие:

- Обогатить и активизировать речь детей;

- Развить психические процессы (умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, выдвигать гипотезы, делать выводы).

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к совместной познавательно-экспериментальной деятельности участников проекта.

 

Предполагаемый результат проекта:

- приобретение детьми опыта в познавательно-исследовательской деятельности;

- повышение познавательной активности;

- усвоение необходимых знаний по теме проекта;

- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

 

Этапы реализации проекта:

 

Подготовительный этап:

- выбор темы;

- создание необходимых условий для реализации проекта;

- подготовка материалов и оборудования для проведения экспериментально-исследовательской деятельности;

- создание развивающей среды;

- чтение художественной литературы;

- беседы с детьми по данной теме;

- наблюдения за погодными условиями изменениями в природе во время прогулок.

 

Основной этап:

- наблюдение в природе;

- проведение бесед;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- дидактические, подвижные игры;

- чтение художественной литературы.

Мероприятия по реализации проекта

«Удивительные снежинки»

Опыт  «Какие снежинки?»

Чтение художественной литературы: Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»

Дидактические игры: «Было - будет», «Когда это бывает?», «Расставь по порядку»
Подвижная игра «Два мороза»

Рисование «Снежинки»

«Сколько в снеге воздуха и сколько воды?», «Можно ли есть снег?» Опыт: «Равен ли литр снега литру воды?», «Чистый ли снег?»

Чтение художественной литературы: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Дидактические игры: «Какой лёд?», «Назови зимние слова»,          

«Кто как из зимующих птиц голос подает?»

Подвижная игра «Цепи кованные»

Рисование «Мороз Иванович»

«Состояние воды»

Опыт «Разноцветные льдинки»

Чтение художественной литературы: рассказ С. Иванова «Каким бывает снег»

Дидактические игры: «Скажи, какой?», «Продолжи предложение», «Где снежинка?»

Подвижная игра «Заморожу!»

Рисование «Снеговик»

«Мыльные пузыри на морозе»

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Двенадцать месяцев»

Дидактические игры: «Большой – маленький», «Исправь ошибки», «Что зимой бывает?»

Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз»

Рисование «Поснежники»

«Польза снега для живой природы», «Определение вида снега»

Опыт «Снежное одеяло»

Чтение художественной литературы: Н. Некрасов «Мороз-воевода»

Дидактические игры: «Что будет, если лепить из…», «Подбери логические пары», «Подбери слово»

Подвижная игра «Не будите медведя»

Рисование «Зимушка-зима»

 

           

Заключительный этап:

Подведение итогов проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimnyaya_laboratoriya.docx112.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Зимняя лаборатория»

C:\Users\1\Desktop\zimniekartinki1.jpg

Проект «Зимняя лаборатория»

Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Вид проекта: групповой

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

Дата проведения: 17.01.2022г. – 21.01.2022г.

                                                                                                                  «Белый снег, пушистый

                                                                                                                   В воздухе кружится

                                                                                                                   И на землю тихо

                                                                                                                   Падает, ложится…»

                                                                                                                                    И. З. Суриков

Пояснительная записка: среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особое место занимает опытническая деятельность. Дошкольники – прирожденные исследователи. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Именно в дошкольном возрасте необходимо сформировать у ребенка основы экологической культуры, познавательную инициативу, умение сравнивать предмет и явления, устанавливать связи между ними.

Актуальность: зима способствует изучению вопросов, связанных с таким природным явлением, как «снег, лёд, холод». Именно данное время года позволяет нам в естественных условиях провести экспериментальную деятельность. Окунуться в мир зимней природы, изучить физические явления, связанные со снегом и льдом. Развить у детей любознательность, проявление познавательной активности, коммуникативных навыков.

Объект исследования: снег, вода, лед.

 Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности (экспериментирование со снегом, водой, льдом).

Задачи:

Обучающие:

- Расширить представления детей о свойствах снега, воды, льда через познавательно-исследовательскую деятельность;

- Закрепить у детей умения определять свойства исследуемых объектов;

- Развить умение устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать результаты деятельности;

- Пробудить познавательную активность детей при проведении экспериментов.

Развивающие:

- Обогатить и активизировать речь детей;

- Развить психические процессы (умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, выдвигать гипотезы, делать выводы).

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к совместной познавательно-экспериментальной деятельности участников проекта.

Предполагаемый результат проекта:

- приобретение детьми опыта в познавательно-исследовательской деятельности;

- повышение познавательной активности;

- усвоение необходимых знаний по теме проекта;

- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

- выбор темы;

- создание необходимых условий для реализации проекта;

- подготовка материалов и оборудования для проведения экспериментально-исследовательской деятельности;

- создание развивающей среды;

- чтение художественной литературы;

- беседы с детьми по данной теме;

- наблюдения за погодными условиями изменениями в природе во время прогулок.

Основной этап:

- наблюдение в природе;

- проведение бесед;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- дидактические, подвижные игры;

- чтение художественной литературы.

Дата проведения

Мероприятия по реализации проекта

17.01.2022г.

«Удивительные снежинки»

Опыт  «Какие снежинки?»

Чтение художественной литературы: Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»

Дидактические игры: «Было - будет», «Когда это бывает?», «Расставь по порядку»
Подвижная игра «Два мороза» 

Рисование «Снежинки»

18.01.2022г.

«Сколько в снеге воздуха и сколько воды?», «Можно ли есть снег?» Опыт: «Равен ли литр снега литру воды?», «Чистый ли снег?»

Чтение художественной литературы: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Дидактические игры: «Какой лёд?», «Назови зимние слова»,         

«Кто как из зимующих птиц голос подает?» 

Подвижная игра «Цепи кованные»

Рисование «Мороз Иванович»

19.01.2022г.

«Состояние воды»

Опыт «Разноцветные льдинки»

Чтение художественной литературы: рассказ С. Иванова «Каким бывает снег»

Дидактические игры: «Скажи, какой?», «Продолжи предложение», «Где снежинка?» 

Подвижная игра «Заморожу!»

Рисование «Снеговик»

20.01.2022г.

«Мыльные пузыри на морозе»

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Двенадцать месяцев»

Дидактические игры: «Большой – маленький», «Исправь ошибки», «Что зимой бывает?» 

Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз»

Рисование «Поснежники»

21.01.2022г.

«Польза снега для живой природы», «Определение вида снега»

Опыт «Снежное одеяло»

Чтение художественной литературы: Н. Некрасов «Мороз-воевода»

Дидактические игры: «Что будет, если лепить из…», «Подбери логические пары», «Подбери слово»

Подвижная игра «Не будите медведя»

Рисование «Зимушка-зима»

        

Заключительный этап:

Подведение итогов проекта.

Отчет по реализации проекта «Зимняя лаборатория»

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

                                                                                                                       В. А. Сухомлинский.

В ходе проекта дети закрепили знания о зимних природных явлениях, о свойствах снега, воды, льда через познавательно-исследовательскую деятельность; детям понравилось участвовать в экспериментах. Для закрепления полученных знаний было создано много красивых работ.

День первый «Удивительные снежинки»

Опыт «Какие снежинки?»

Цель: Закрепление знаний о том, что такое снежинки, как они появляются,

какие имеют свойства и внешний вид.

Материалы: картон или кусок ткани темного цвета, лупа.

Дети, с помощью лупы рассматривают хлопья снега, которые падают на темный картон; определяют цвет, форму снежинок, описывают их. После снежинки перекладывают на ладонь.

Замечают, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Выводы:

- Снежинки белого цвета.

- Снежинки не похожи друг на друга.

- Снежинки тают от тепла, превращаясь в воду.

В беседе дети уточняют, что снежинки – это очень маленькие кристаллики льда, которые образуются высоко-высоко в небе зимой из водяного пара, который всегда есть в окружающем мире. Маленькие кристаллики падают вниз на землю и в полете увеличиваются в размерах. Снежинки не похожи одна на другую, у каждой своя неповторимая форма, свой рисунок из столбиков, веточек, палочек и иголок. У каждой снежинки по шесть сторон. Снежинки тяжелее воздуха, поэтому они медленно кружась, падают на землю.

Белый цвет снежинкам придает воздух, который заключен внутри. Его очень много в снежинках (и в снежном покрове соответственно) - 95%, благодаря этому снежинки очень легкие и падают на землю довольно медленно, а выпавший слой снега выглядит толстым, ведь плотность снега из-за воздуха внутри очень низкая.

Когда сильный мороз и нет ветра, то снежинки медленно падают на землю. Они крупные и их можно хорошо рассмотреть, если они упадут на варежку, шарф или пальто. При слабом морозе снежинки превращаются в плотные белые шарики. Такое явление природы называется крупа.

А когда дует сильный ветер, то хрупкие снежинки ломаются и превращаются в снежную пыль.

Падая на землю, снежинки прилипают друг к другу и образуют снег, который укрывает землю, будто одеялом.

В группе детям предлагают нарисовать снежинку, которую рассмотрели на улице через лупу.

День второй «Сколько в снеге воздуха и сколько воды?», «Можно ли есть снег?»

Опыт «Равен ли литр снега литру воды?»

Цель: Продолжить знакомить детей со свойствами снега.

Материалы: Две одинаковые по размеру прозрачные емкости с отметкой; линейка.

На улице, в прозрачную емкость, набирается снег до отметки. В группе сравнивают по весу емкость со снегом и емкость с водой. После оставляют снег таять. Как только снег растает, линейкой измеряют количество получившейся воды. Теперь сравнивают количество воды в двух емкостях с обычной и талой водой.

Выводы:

- Литр снега не равен литру воды.

- Литр снега легче литра воды.

- Снег легкий, потому что почти весь состоит из воздуха.

Этот простой и наглядный опыт ярко демонстрирует насколько много в снеге воздуха. И не так уж много воды, как, возможно, казалось до окончания опыта.

Опыт «Чистый ли снег?»

Цель: Определение чистоты талой воды.

Материалы: Пустая прозрачная емкость, емкость с растаявшим снегом; марлевый фильтр.

Дети определяют чистоту растаявшего снега на глаз. Затем талую воду процеживают через фильтр. Рассматривается фильтр, на котором осталась грязь и соринки от процеженной талой воды.

Вывод: Снег грязный, его есть нельзя.

День третий «Состояние воды»

Опыт «Разноцветные льдинки»

Цель: Знакомство с двумя состояниями воды (жидкое, твердое);

Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде; принимать форму емкости, в которой находится; теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Материалы: Стаканчики с водой, гуашь, палочка для размешивания, формочки для замораживания, веревочки.

Дети изготавливают цветные льдинки, рассматривают и обсуждают свойства льда. Обсуждают, как была сделана льдинка; как получилась такая форма; как держится веревочка. Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Украшают участок разноцветными льдинками.

Выводы:

- вода-растворитель, она не имеет форму.

- лед – это твердое состояние воды.

- лед холодный, гладкий, скользкий, прозрачный.

День четвертый «Мыльные пузыри на морозе»

Цель: привлечь внимание и интерес к изменению состояния шара из мыльной воды на прогулке в морозный день.

Материалы: Мыльные пузыри, соломинка.

Эксперимент проводится в морозную погоду.

Выводы: При надувании шара он медленно замерзает и на нем появляется рисунок в виде снежных цветов. Узоры образовываются под тонким слоем мыльной пленки и постепенно увеличиваются в размере. Маленькие ледяные кристаллы на мыльном пузыре образуются при воздействии холодного воздуха на воду, которая входит в состав мыльного раствора. Когда мыльный пузырь лопается, то остается тонкая пленка изо льда.

День пятый «Польза снега для живой природы»

Опыт «Снежное одеяло»

Цель: Выяснить, как чувствуют себя растения под снегом.

Материалы: две пластиковые бутылки с теплой водой, лопата.

Две емкости с теплой водой, одну из которых ставим на снег, а другую - под снег на время прогулки.

Состояние воды в емкостях оказалось разной температуры. Под снегом вода не замерзла, значит под снегом тепло и растения не вымерзнут. Если зимой не будет снега, то растения могут замерзнуть и погибнуть.

Раскопаем снег лопаткой и увидим маленькие ростки травы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик. Что делают рыбаки на реке зимой? Ловят рыбу. Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура. Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет, но сохраняет тепло.

«Снега надует — хлеба прибудет, вода разольётся — сена наберётся»,—говорят в народе. Так оно и есть. Снег прикроет луга и поля. Под мягким снежным одеялом не страшен мороз озимым хлебам в поле и многолетним травам на лугу. А весной снег, растаяв, увлажнит почву, и растения будут хорошо расти. Уродится много хлеба, и вырастет на покосах высокая сочная трава. Чтобы снега на полях задерживалось больше, колхозники ещё с осени расставляют по лугам и полям рядами щиты, которые хорошо задерживают снег. Около них ветер наметает большие снежные сугробы.

Вывод: Снег сохраняет тепло, а, значит, имеет огромное значение в жизни живой природы и человека.

«Определение вида снега»

Беседа с детьми и определение вида снега.

Цель: дать понятие детям о видах снега.

Виды снега.

Свойства снега очень сильно зависят от температуры, давления и общей погоды. Познакомимся с основными видами снега и теми развлечениями-играми, которые больше всего подходят к такой погоде.

Пухляк.

На что похож недавно выпавший, нетронутый мягкий снег? На порошок, окутывающий пейзаж мягким и гладким одеялом. Пухляк часто спрессовывается в толстые слои, которые превращаются в настоящие подушки для всяческих падений. (Можно устроить соревнование: чей след от падения будет глубже, четче или оригинальней). Также пухляк идеально подходит для начала освоения зимних видов спорта: первый раз вставать на лыжи или сноуборд лучше именно в такую погоду. Чтобы неловкие движения и последующие падения не привели к травме и не испортили настроение.

Наст.

Так называется корка твердого снега, накрывающая мягкие пласты. Солнце плавит верхний слой пухляка, а затем холодный ветер замораживает его обратно. Такой снег идеально подходит для рисования. Создавать изобразительные шедевры можно ступнями – оставляя отпечатки в снегу. (Можно вынести баллончики с краской или брызгалки с разведенной гуашью и создавать живописные полотна).

Мокрый снег.

Если температура поднимается чуть выше нуля, снег начинает таять и наполняется водой. Отдельные снежные кристаллы слепляться в комки. Значит, самое подходящее время для скульптурных упражнений, например, лепим снеговика. Разогреемся классической игрой в снежки. А продолжим строительством снежной крепости, горки и просто снежных скульптур.

Дидактические игры

«Было - будет»

Цель:  Уточнить представление детей о прошлом и настоящем времени.

Ход игры:

Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится.

Стихотворение «Игрушки» А. Барто хорошо служит этой цели. Например:

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:

«Ой, доска кончается! Сейчас я упаду».

Дети говорят: «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет». Или:

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Дети говорят: «Уронили и оторвали» - это было, «не брошу» - это будет

 

«Когда это бывает?»

Цель:  Тренировать в классификации по различным основаниям.

Игровой материал: 4 карточки с изображением времен года, карточки с картинками природы в разное время года, карточки на темы «Труд людей в разные времена года», «Игры детей», «Одежда».

Ход игры:

Каждый ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона. Воспитатель дает детям разные задания. Одним предлагает собирать картинки по теме «Труд людей», другим – картинки по теме «Одежда» и т. д. После этого игра проводится аналогично игре «Лото».

«Какой лёд?»

Описание игры: воспитатель спрашивает детей, какой лед и они должны назвать его признаки: холодный, скользкий, мокрый, прозрачный, хрупкий, гладкий.

-Дети, а под ногами у нас есть лёд? (да)

-И где же он спрятался? (под снегом)

-А я так хотела с вами поиграть, а у нас под ногами есть лёд. Может, кто то из вас знает, как называется то когда сильно скользко (гололедица)

«Не идёт и не едется

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему никто

Не радуется!»

В. Берестов.

Что мы можем сделать, чтобы не поскользнуться по время гололедицы? (посыпать песком ледяные места)

«Назови зимние слова»
Цель: формирование активного запаса слов, обозначающих предмет, развитие фантазии и творчества.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать 10 «зимних» слов.
При затруднении можно предложить показать картинки с этими явлениями природы. За каждое названное только им слово игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого в результате будет самое большое количество фишек.
Примеры слов: мороз, снег, лед, иней, снеговик, изморозь, Снегурочка, снежная крепость, снежки, снежинки и т.д.

«Скажи, какой?»
Цель: активизация словарного запаса детей, расширение представлений о свойствах объектов неживой (живой) природы
Ход игры:
Воспитатель раздает карточки с изображением неживых объектов природы. Ребенок подбирает по 5 слов к данному объекту.
Примеры объектов природы: снег, солнце, ветер, тучи, небо, лед, снежинки.

«Продолжи предложение»
Цель: уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи.
Ход игры:
Воспитатель начинает предложения, ребенок заканчивает и поясняет свой ответ
Если зимой день короче чем весной, то весной…
Если дерево выше скамейки, то скамейка…
Если к кормушке прилетело больше синичек, чем воробьев, то синичек…
Если деревянная горка выше ледяной, то ледяная…
Если летом теплее чем осенью, то осенью…

«Большой – маленький»
Цель: закрепление использования в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие памяти.
Ход игры:
Педагог раздает детям картинки, изображающие объекты живой или неживой природы. Дети называют большие и маленькие предметы.
Можно предложить составить предложения с этими словами.
Примеры слов: снег, снежинка, снеговик, солнце, облако, дерево, варежка, шапка, шарф.

«Исправь ошибки»
Цель: формирование представлений о характерных явлениях зимой, сравнение зимы и других времен года, развитие внимания, памяти, связной речи - объяснения
Ход игры:
Воспитатель читает детям предложение и говорит, что надо слушать внимательно, а потом исправить ошибки. Ребенок, пояснивший ошибку, получает фишку. Выигрывает тот, у кого будет больше фишек.
Примеры предложений: Пришло лето, и люди надели варежки и шапки.
Пришла зима, и прилетели ласточки.
Пришла весна, и речка покрылась льдом.
Закончилось лето, и пришла весна.
Пришло лето, и перелетные птицы улетели на юг.
Пришла весна, и к кормушке стали прилетать синички и голуби.

«Что будет, если лепить из…»
Цель: закрепление знаний о материалах, из которых можно лепить; активизировать словарь детей.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям три картинки: снег, пластилин, тесто и предлагает назвать, что можно слепить из этого материала.
Каждый предмет отмечается фишкой. В конце игры можно увидеть, с каким материалом дети больше всего знакомы и какие поделки они предложили изготовить.
Примеры: пластилин: посуда, мебель, фрукты, овощи, продукты и т.д.
Снег: снежок, крепость, зайчик, снеговик, фигуры из снега и т.д.
Тесто: булочка, пирог, поделка, печенье и т.д.

«Подбери логические пары»
Цель: составление логических пар из различных предметов; развитие словарного запаса, логики и памяти.
Ход игры:
Воспитатель раздает картинки детям и говорит, что нужно найти друг с другом пары, а потом придумать с двумя словами предложения.
Примеры слов: снеговик и метла; кормушка и синичка; мальчик и варежка; медведь и берлога; клест и шишки сосны.

«Расставь по порядку»
Цель: знание процесса изготовления снеговика; умение пояснять его этапы.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что необходимо так расставить картинки по порядку, чтобы получился снеговик. Дети комментируют процесс изготовления по схеме.

        

«Кто как из зимующих птиц голос подает?»
Цель: закрепление названия зимующих птиц и их голосов; развитие памяти и внимания.
Ход игры:
Воспитатель раздает карточки и изображением зимующих птиц, детям предлагается вспомнить, как подает голос та или иная птица, узнав ее на картинке.
Воробей – чирикает; ворона – каркает; сорока – стрекочет; голубь – воркует; синица – тенькает; сова – ухает.

«Где снежинка?»

Цель: учить детей подговаривать слова стихотворения во время чтения его педагогом, выполнять соответствующие тексту движения (собираться в кружок; « вертеться, как снежок»). Учить детей понимать инструкцию взрослого, использовать в речи предлоги.

Ход игры:

Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение. Затем он предлагает детям стать снежинками: надевает на них белые шапочки и белые платочки (это можно сделать и до занятия).

Педагог снова читает стихотворение:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

Произнося эти слова, педагог делает круговые движения кистями рук. Кружится.

Воспитатель повторяет стихотворение еще раз. Когда педагог читает последние строчки, дети начинают кружиться. Пока они кружатся, воспитатель прячет снежинку-ребенка. Спрашивает: «Посмотрите, куда залетела белая снежинка?» (Под стол – хоровой и индивидуальные ответы.)

Педагог вновь читает стихотворение. И опять прячет снежинку. Она может «залететь» за шкаф, в большой ящик для конструктора, на ковер и т.д.

«Что зимой бывает?»

Цели: Развитие представление о приметах зимы. Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

«Подбери слово»

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

Подвижные игры

«Два мороза»

Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных. «Замороженных» подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше, и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

«Цепи кованные»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построении в две шеренги, беге. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Правила игры: Количество игроков от 6 человек и более. Для игры требуется ровная площадка размером примерно 10х20 метров.

Игроки должны разделиться на две команды. На ровной площадке игроки команд встают на против друг друга (лицом к лицу) и берутся за руки, образуя цепь. Расстояние между командами 7 - 10 метров.

Игроки первой команды кричат: "Цепи, цепи кованные, разбейте нас. "Игроки второй команды спрашивают: "Кем из нас?"

Первая команда называет игрока, который, разбежавшись, должен разбить цепь. Если названному игроку удается разбить цепь противника, он забирает одного игрока по месту разрыва цепи. Если разорвать цепь не удалось, разбивающий игрок становиться "звеном" противоположной команды.

Команды меняются ролями. Игроки второй команды кричат: «Цепи, цепи кованные, разбейте нас» и так далее. Проигрывает та команда, в которой остается один игрок.

«Заморожу!»

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» — говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

«Не будите медведя»

Цель: учить бегать легко, обегая предметы, меняя направление и темп движения, увертываясь от водящего, с сохранением равновесия после внезапной остановки; формировать  волевые качества личности детей, способствовать тренировке артикуляционного аппарата.

Ход игры: Из числа играющих выбирается медведь. На одном краю площадки обозначается дом медведя – берлога, в которой он спит. На другом – встают дети. Играющие хором читают стихотворение И. Токмаковой

- Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише... Не шуметь.

Во время произнесения текста игроки идут к «берлоге», имитируя скольжение на лыжах.  По сигналу взрослого: раз-два-три – лови! Ребята стараются убежать от «проснувшегося» медведя и вернуться на линию старта. Выигрывают те дети, кому удастся большее количество раз остаться непойманными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зимняя лаборатория"

Проект «Зимняя лаборатория» Тип проекта: познавательно - исследовательский.Вид проекта: групповойУчастники проекта: дети группы, воспитатель.Продолжительность: краткосрочный (5 дней)....

Проект «Зимняя лаборатория»

развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности (экспериментирование со снегом, водой, льдом)....

проект "Зимняя лаборатория"

познавательный проект "Зимняя лаборатория" по ознакомлению с явлениями природы для детей подготовительной группы...

Проект "Зимняя лаборатория" в подготовительной группе

Цель проекта: развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности (экспериментирование со снегом, водой, льдом)....

Проект «Зимняя лаборатория"

Тип проекта: познавательно - исследовательский.Вид проекта: групповойУчастники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).Цель: развитие познаватель...

Проект "Зимняя лаборатория"

Проект расчитат на детей подготовительной группы в зимнее время года....

Проект «Зимняя лаборатория»

познавательно-исследовательский проект для подготовительной группы "Зимняя лаборатория"...