Игры с песком как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
методическая разработка

Михайлова Анна Олеговна

Мастер-класс для педагогов ДОУ посвящен знакомству с песочной терапией. В ходе проведения мероприятия педагоги узнают о преимуществах данного направления, о его истории, об условиях проведения игр с песком. Педагоги знакомятся с играми и упражнениями, которые используются в песочной терапии, и применяют их на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_-_igry_s_peskom_v_razvitii_detey.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Игры с песком как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в развитии дошкольников.

Задачи:

  • дать определение песочной терапии, кратко изучить историю ее возникновения;
  • познакомить с преимуществами песочной терапии, её содержанием;
  • способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность;
  • познакомить педагогов с упражнениями, которые применяются в песочной терапии;
  • способствовать снятию психоэмоционального напряжения, созданию доверительной атмосферы, расслаблению.

Материалы и оборудование: световые столы с песком, песочница с мокрым\кинетическим песком, презентация к теоретической части, музыка для релаксации, музыка со звуками моря, набор мелких предметов (ракушки, фасоль, макароны, бусинки и др.).

Упражнение «Ассоциации»

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

- Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

- Сейчас я предлагаю так и поступить.

Участники подходят к песочницам.

- Но, чтобы нам открылся таинственный песочный мир, надо прочитать заклинание: «Песочная страна, откройся нам сполна». /световые столы зажигаются/

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Психолог просит «нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка:

  • Участники дотрагиваются до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
  • Участники легко/с напряжением сжимают кулачки с песком, затем медленно высыпают его в песочницу.
  • Участники дотрагиваются до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной ее стороной.
  • Участники перетирают песок между пальцами, ладонями.

Далее участники описывают и сравнивают свои ощущения: тепло – холодно, приятно – неприятно, колючее, шершавое и т. д.

- Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Упражнение «Песочный дождик»

- В песочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит:

Участники медленно/быстро сыплют песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь соседа, на свою ладонь.

Упражнение «Необыкновенные следы»

  • «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  • «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • «Ползут змейки» – ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
  • «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, – «жучки здороваются»).
  •  «Пианино» – "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Немного истории

Песочная терапия - метод психотерапии, возникший в рамках «аналитической психологии». Это один из способов общения с миром и самим собой на бессознательно- символическом уровне. С помощью упражнений и игр с песком можно снять внутреннее напряжение, повысить самооценку и открыть новые пути развития эмоционально-волевой сферы ребенка.

Впервые в качестве «средства лечения» песок открыл швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг. Он утверждал, что «часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».

В 1920-х годах детский врач Маргарет Ловенфельд в институте детской психологии в Англии стала использовать так называемую «Технику Мира», это расположение игрушек в сухом песке для создания какой- то «картины мира». А фигурки и замки, созданные из песка это те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное. Они дают установку разуму на возможность самоисцеления, которая заложена в психике ребенка с рождения.

А автором метода «Sandplay» песочной терапии является, швейцарский юнгианский аналитик Дора Калфф. Которая считала главный принцип в работе с песком- «создание пространства», в котором ребёнок может выражать и исследовать свой внутренний мир. Превращать какие-то свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калфф, 1980).

Игра «Картина из загадок»

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.                                                                                       

Жёлтая тарелка всем тепло дарит.  (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.                                                              

Собрались овечки у небесной речки.    (облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной.    (радуга)

 

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит.     (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда.    (трава)

Преимущества песочной терапии

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К.Д. Ушинский.

Бывает, что ребенок расстраивается и плачет от того, что не смог выразить то, что хотел. Не смог сказать словами или нарисовать то, что его беспокоит. А в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых.

Ребенок, играя, создавая мир, всегда показывает, что его волнует на данный момент. Для детей песочная терапия – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность. Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.

В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.

А самое главное, ребенок «приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде "концентрата" попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке ребенком может и не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт!

Песочная терапия вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Преимущества песочной терапии:

  • существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта»;
  • в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;
  • дает уникальную возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения;
  • песок, как и вода, способен «заземлять» негативную энергию, стабилизировать его эмоциональное состояние, успокаивать и расслаблять, снимать напряжение;

Недаром у некоторых народов перед храмом стоят чаши с песком и водой, чтобы человек перед тем, как общаться с высшими силами, очистился духовно и телесно.

Упражнение «Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Злое настроение заставляет делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, бывает грустно или неприятно. Открою секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр нам подарит мокрый песок. Смотрите, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке. 

Как проводить игры с песком?

Для организации песочной терапии понадобится:

1. ящик для песка (песочница) стандартного размера (50см х 70см х 8см). Данные размеры были установлены не просто так. Именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т.е. весь "песочный мир" видно одним взглядом, не перемещая глаз. Дно и борта песочниц чаще всего выкрашены в голубой цвет – это напоминают модель мира: голубое дно символизирует воду, а борта - голубое небо. Кроме того, насыщенный голубой цвет способен оказывать на человека умиротворяющее воздействие. Песочница представляет собой деревянный ящик.

2. песок, он может быть любой: речной, морской, кварцевый и т.п. Он может иметь желтоватый или сероватый оттенок, однако обязательное его качество - чистота. Необходимо хотя бы один раз в месяц просеивать и прогревать песок (можно в духовке, под лампой или под лучами солнца).

3. вода. Не забудьте поставить рядом с песочницей емкость с чистой прохладной водой, чтобы вызывать в игрушечном мире дождь, без труда сооружать постройки, создавать моря и реки.

4. коллекция миниатюрных фигурок и предметов (лучше не выше 10-12 см., такие габариты оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия).

В песочной терапии обычно применяют следующие предметы:

- люди - разнообразные фигурки людей - дети, взрослые, представители разных профессий, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), боги и богини разных народов, ангелы, и т.п.;

- животные - рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты), земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) – т.е. разнообразные представители животного мира;

-  растения - деревья, кустарники, цветы. Вы можете использовать искусственные и натуральные растения;

- объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;

- объекты среды обитания - заборы, ворота, дорожные знаки, мосты;

- аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, монетки;

- естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

Условия организации качественной работы с детьми в педагогической песочнице:

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий в песочнице.
  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Для игры с песком желательно взять игрушку-посредника, которая будет помогать в проведении занятий. Это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира» и т. п. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей.

Также дети с помощью Песочной феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

  • Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  • Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
  • После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
  • После игры в песке надо помыть ручки.

Структура занятия:

  • Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция: правила игр на песке, формулировка темы занятия, демонстрация песочницы и игрушек).
  • Основная часть занятия (новая игра, упражнение в соответствии с задачами занятия).
  • Релаксационное упражнение и построение песочной композиции (мира).
  • Ритуал выхода из песочного мира (Рефлексия занятия - итоги, выводы).

Упражнение «Мандала на песке»

Звучит медитативная музыка. Участники рисуют круг на песке, а после украшают его различными мелкими предметами (ракушки, фасоль, макароны, бусинки и др.).

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Отдых на море»

Психолог: Сядьте поудобнее на стуле, закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо такое голубое, светит очень яркое солнце. Вы пришли на берег моря. Подойдите к нему поближе, ещё ближе.

Чувствуете, как волны начинают докатываться до ваших ног, ласково их гладить, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми.

Воздух чист и прозрачен. У вас появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка.

Приятное ощущение свежести и бодрости начинает ощущать все тело: лоб, лицо, спина, живот, руки и ноги.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, Вы полны сил и энергии. хочется встать и подвигаться.

Психолог: Потянулись и на счет три открываем глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе на берегу моря? Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

Рефлексия занятия (беседа)

-Спасибо вам большое за работу, мне было с вами интересно.

1. Что вы чувствовали при работе с песком?

2. Вам было приятно работать с песком или нет?

3. Что вам понравилось в занятии, что вынесли для себя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать....

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды деятельности, которые вызывают яркую эмоциональную реакцию. Именно поэтому в современных подходах...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Игра - это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольность поведения, подчинение требованию «надо»...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

"Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане.Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на ...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Статья на тему : Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды ...