Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
статья

Игра - это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольность поведения, подчинение требованию «надо», а не «хочу», ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности, развивается знаковосимволическая функция сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Рудакова М.Г., воспитатель

                                              ГБДОУ детский сад №23 Василеостровского района

                                                  Санкт-Петербурга

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Игра - это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольность поведения, подчинение требованию «надо», а не «хочу», ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности, развивается знаковосимволическая функция сознания.

Первые формулировки теории игры стали появляться под влиянием эволюционной теории во второй половине 19 века, обычно её связывают с двумя немецкими мыслителями – Шаллером и Лазарусом, написавших книги об игре. Шаллер считал, что игра возвращает силы организма. Лазарус рассматривал игру, как противоположность и работе, и безделью, считая активный отдых в форме игры тонизирующим лекарством, способом уменьшения напряжения. Однако этот подход не может объяснить активность малышей.

З.Фрейд предположил о том, что поведение человека зависит в конечном итоге от «удовольствия» или «страдания», человек стремится к переживаниям, приносящим удовольствие, избегает огорчений. Если поведение человека не сдерживается действительностью или требованиями окружающих, то они мотивируются личными желаниями, как это происходит в игре. Ребенок отделяет игру от реальности, но при этом использует предметы и ситуации из реального мира, для того, чтобы создать свой собственный мир, в котором он мог бы повторить приятные переживания по своей воле. Ребенок хочет быть взрослым и делать то, что делают они. В игре это возможно.   Вероятно, значительная часть игры является проекцией, не сам ребенок, а куклы злобные ведьмы и волшебники ведут себя дурно, это они - другие люди не слушаются или советуют сделать плохо.  Теория Фрейда больше связана с изучением  взаимоотношений между образной игрой и эмоциями.  (Эмоции -непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности) .  

Пиаже проводит различие между игрой, как повторение уже усвоенных действий и повторением действий с целью их осмысления, которые включают в себя                                                                            функцию приспособления к реальности и адаптируется к собственным потребностям ребенка.

 Пиаже полагает, что игра необходима для закрепления нового навыка. Даже взрослые долго возятся с новым телефоном или автомобилем. Насыщение наступает, когда получена вся информация. Пиаже рассматривает игру как часть интеллектуального  развития.

Сторонники теории обучения заинтересовались игрой, но игрой, включающей обучение и индивидуальную реакцию на раздражительность.

Вопросы эмоционального возбуждения, особенностей восприятия, обучения и взгляд, с точки биологии и развития, не могут быть больше полностью изолированы друг от друга.

Таким образом, на любом этапе развития, в любой своей форме игра способствует нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность, которая позднее становится ведущей в развитии ребенка. Игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения, потому что, играя, ребенок подчиняется правилам. Через игровые отношения ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей и приобретает основные навыки общения и самосознания. В игре формируются новые мотивы и потребности: соревновательные, игровые; зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
В процессе развития ребенка происходят изменения и в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т.д.

 Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка.

В наше время телевидение, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека. Ребенок в семье чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь еще и компьютеру и другим гаджетам. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других, а эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Задача педагогов помочь ребенку-дошкольнику войти в этот сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно выстраивать основные направления для того, чтобы сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии, эмоциональной саморегуляции и поможет педагогу ИГРА!

Литература:

  1. Психология игры. Сюзанна Миллер .Университетская книга.1999
  2. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития // Дошкольное воспитание, №3, 2010 г.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2000 г.
  4. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982 г.
  5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986 г.
  6. https://favicon.yandex.net/favicon/superbot.smfy.rusuperbot.smfy.ru 
  7. https://moluch.ru/archive/138/38773/
  8. https://psy.systems/post/ona-vyrastet-kapriznoj-ili-kak-borotsya-s-isterikami

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать....

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды деятельности, которые вызывают яркую эмоциональную реакцию. Именно поэтому в современных подходах...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

"Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане.Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на ...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Статья на тему : Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды ...

Игры с песком как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Мастер-класс для педагогов ДОУ посвящен знакомству с песочной терапией. В ходе проведения мероприятия педагоги узнают о преимуществах данного направления, о его истории, об условиях проведения игр с п...