Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ
методическая разработка

Ваулина Ольга Владимировна

Презентация для педагогов ДОО по теме  "Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnye_obrazovatelnye_praktiki_1.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К раткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ

Слайд 2

Краткосрочные образовательные практики - разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, поиск и апробация новых способов и форм деятельности в целях удовлетворения самых разнообразных познавательных и прагматических потребностей.

Слайд 3

Краткосрочные образовательные практики по выбору это непродолжительный по времени (от 1 до 4 академических часов ) курс совместной образовательной деятельности педагога и детей, направленный на решение задач образовательной программы и имеющий своим результатом продукт деятельности или навык ребенка, выбранный на определенный отрезок времени ребенком и (или) его семьей.

Слайд 4

Необходимость и целесообразность внедрения краткосрочных образовательных практик Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 ( родитель выступает в роли заказчика, участника и ответственного лица за образование своего ребенка и вправе выбирать форму и объем получения образования из перечня предлагаемого образовательной организацией); реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основной целью которого является социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста через создание социальной ситуации развития ребенка.

Слайд 5

Концепция модели краткосрочных образовательных практик основывается на принципах дошкольного образования, заложенных в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования 1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Слайд 6

Отличие краткосрочных образовательных практик от непосредственной образовательной деятельности знания, получаемые детьми шире программных; за короткий срок дети могут научиться чему-либо (от 1 до 4 занятий); после каждого занятия дети получают готовый продукт своей деятельности; нет задачи прямого обучения.

Слайд 7

Дополнительное образование КОП В соответствие с должностной инструкцией, которая подразумевает выполнение должностных обязанностей Психологический и эмоциональный интерес, заинтересованность Выбор педагога Выбор ребенка (ребенка совместно с родителем на начало учебного года) Длительность – учебный год Длительность - один месяц ( за один учебный год – 6 – 8 образовательных практик) Одно приоритетное направление ( физкультурно – оздоровительное или, познавательное, или др.) Разнообразие выбранных направлений за учебный год Социальный заказ родителей (законных представителей) Социальный заказ ребенка. Ребенок-заказчик, исполнитель, эксперт. Постоянный характер списочного состава в течение учебного года Гибкий характер списочного состава участников Профессиональная ориентация ( навыкоумения ) Профессиональная ориентация (формирование у детей предпосылок к осуществлению самостоятельного выбора деятельности, социализация в другом коллективе) Отличие краткосрочных образовательных практик от дополнительного образования

Слайд 8

Основная цель введения КОП расширение вариативности образовательного пространства, создание условий для формирования у детей предпосылок к осуществлению самостоятельного выбора деятельности, социальной ситуации развития ребёнка, позволяющей выстроить ему индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности, взятых из социальной действительности, как из основного источника развития.

Слайд 9

Задачи построения системы КОП Создать проектную группу по разработке и внедрению КОП для детей и родителей с привлечением воспитателей и специалистов ДОУ; Разработать план сопровождения повышения педагогами ДОУ различных современных педагогических компетенций ; Разработать перечень кратковременных образовательных практик на учебный год; Расширить спектр форм взаимодействия педагогов с родителями через участие их в краткосрочных образовательных практиках; Создать банк КОП

Слайд 10

Функции КОП формирование, расширение и обогащение социокультурного, образовательного и деятельностного опыта детей; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей воспитанников, формирование широкого спектра познавательных интересов; развитие способностей к самопознанию, самоопределению, сознательному выбору; формирование культуры самоорганизации деятельности (целеполагание, планирование, организация, самоконтроль, рефлексия).

Слайд 11

КОП систематизированы в соответствие с образовательными областями социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Слайд 12

Семейный клуб «Безопасное детство» Краткосрочные образовательные практики

Слайд 13

Участники Дошкольники , педагоги ДОУ, специалисты ДОУ, родители (законные представители) воспитанников.

Слайд 14

Карта выбора для детей и родителей Прыгалки - скакалки Инструктор по физизической культуре

Слайд 15

Карта выбора для детей и родителей Педагог «Удивительная снежинка»

Слайд 16

Карта выбора для детей и родителей Педагог «Разноцветные палочки»

Слайд 17

Новизна Созданная система краткосрочных образовательных практик позволит обеспечить реализацию права выбора всех участников образовательного процесса через оказание избыточного спектра образовательных услуг и использование современных форм отношений с родителями. КОП имеет практико-ориентированный характер с выходом на конкретный результат или продукт.

Слайд 18

Ожидаемый результат создания системы КОП Часть ООП ДО скорректирована с учетом реализации КОП; развивающая предметно-пространственная среда ДОУ преобразована с учетом выбранных направлений; Создан банк КОП с использованием современных конструкторов; Создан банк видеоматериалов с КОП для детей и родителей для трансляции в сети Интернет на сайте ДОУ ; Сформирована активная образовательная позиция у родителей (законных представителей) по отношению к своему ребенку и дошкольному образовательному учреждению; Реализован принцип индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора деятельности.

Слайд 19

Создание системы КОП позволит использовать единые подходы к формированию спектра образовательных услуг и его расширению, что обеспечивает реальный выбор участниками образовательных отношений объема, качества услуг в условиях реализации ФГОС ДО и быстро меняющейся социально-экономической ситуации; удовлетворить запрос родителей на профессиональное выявление интересов и способностей детей в условиях детского сада; эффективно использовать имеющийся опыт педагогического сообщества; поддерживать индивидуальность и инициативу детей через создание условий для свободного выбора деятельности.

Слайд 20

Механизмы реализации КОП 1. Выявление образовательных интересов и потребностей участников образовательных отношений (наблюдение, беседы, анкетирование родителей) 2 . Анализ ресурсов ДОО для реализации индивидуальных образовательных практик 3 . Разработка и реализация программ КОП; 4.Мониторинг результативности КОП по показателям; 5.Создание комплекса дополнительных образовательных услуг

Слайд 21

Конструирование институциональной системы краткосрочных образовательных практик для детей по выбору организуются и проводятся как занятия или совместная деятельность педагога с детьми по пяти образовательным областям; осуществляется по выбору, что дает ребенку возможность проявить активность, и самостоятельность в выборе; реализуется в рамках вариативной части ООП ДО с учетом запросов родителей, приоритетного направления;

Слайд 22

участниками выбора являются 1.Сам ребёнок (заполнение «Экрана выбора детьми КОП На основе «Экранов выбора» педагог может сделать анализ о сформированности умения делать выбор ребенком и умении родителей понимать и принимать интересы своих детей. По окончании практики предусмотрено вручение грамоты (сертификата), который размещается в портфолио ребенка. 2.Взрослый (оценка удовлетворенности КОП осуществляется через опросник - анкету; 3.совместно ребенок с взрослым.

Слайд 23

Экран выбора детьми краткосрочных образовательных практик Имя ребёнка Обозначение КОП Обозначение КОП Обозначение КОП Обозначение КОП

Слайд 24

выбор КОП осуществляется: презентационные площадки (конференция с просмотром видеороликов с анонсом КОП и предполагаемых продуктов); для родителей посредством информационных стендов, буклетов. В последнюю неделю месяца индивидуальная работа с родителем и ребенком с использованием наглядного материала (картинок, фотографий); - осуществляется выбор одной - двух практик из четырех - пяти предложенных ежемесячно; - каждый месяц вводятся новые практики, а отработанные убираются;

Слайд 25

Время проведения практик практика 4 часа 1 раз в неделю (например, четверг) в течение месяца, в рабочее время педагога в ходе режимных моментов. Пятница – день выбора, который осуществляет ребенок и его родители. Вторая половина дня, время, отведенное на самодеятельность детей (15.30-16.00 час.). Если КОП реализуется родителями (законными представителями), время проведения-17.30 -18.00 час.

Слайд 26

Анкетирование родителей Уважаемые родители! Ваш ребенок самостоятельно и вместе с Вами будет иметь возможность в рамках образовательного процесса выбрать краткосрочные практики (цикл занятий) по образовательным областям: художественно - эстетическое развитие, речевое, познавательное развитие, физическое развитие и здоровье. Каждая практика будет проходить от 1 до 4 занятий, в зависимости от сложности выполнения. По окончанию каждой практики будет получен конкретный результат или продукт. Для нас важно адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребёнка и с учетом Ваших запросов. - Какая сфера наиболее привлекательна для вашего ребенка? (подчеркните два направления из пяти) 1) познавательная и исследовательская деятельность (опыты, эксперименты, математика, краеведение, развитие речи); 2) социально-коммуникативное направление (занятия на умение общаться, понимать другого человека, решать свои эмоциональные проблемы и др.); 3) художественное творчество (изобразительное творчество, художественный труд, театр); 4) спортивно-оздоровительная деятельность (школа мяча, спортивные командные игры и др.) 5) речевое развитие. - Развитию, каких способностей Вашего ребенка Вы хотели уделить особое внимание в процессе этой деятельности? (подчеркните две) 1) организаторские 2) творческие 3) актерские 4) импровизаторские 5) музыкальные 6) интеллектуальные Другие_____________________________ - Занимается ли Ваш ребенок в кружках или секциях вне детского сада? 1) нет 2) в спортивной секции_____________________________________ 4) в музыкальной школе_____________________________________ Другое____________________________________________________ Спасибо за участие! ____________________________________________________ ФИО родителя, № группы

Слайд 27

Уважаемые родители! Закончился первый этап реализации краткосрочных образовательных практик (КОП). Нам важно узнать о них Ваше мнение, поэтому просим ответить на ряд вопросов. 1. Вам известно о посещении КОП Вашим ребенком: - да -нет - затрудняюсь ответить 2. Понравилось ли Вашему ребенку заниматься тем делом, которое он выбрал? - да -нет - затрудняюсь ответить 3. Какая КОП понравилась более всех ребенку? ______________________________________________________________ 4. На какую КОП не смог записаться Ваш ребенок, хотя хотел? У нас есть возможность вновь запустить эту КОП, поэтому просим вас поставить значок напротив тематики… _________________________________ 5. Какие у Вас пожелания по тематике и содержанию новых КОП_______________________________________________ Анкетирование родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.

Опыт   работы  ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....

Методическая разработка представлена конспектом образовательной деятельности в форме новой образовательной практики – создания игрового занятия на тему " Печенье для Мишки в день рождения" в рамках сюжетно-ролевой игры .

Методическая разработка представлена конспектом образовательной деятельности в форме новой образовательной практики – создания игрового занятия на тему « Печенье для Мишки в день рождения...

Rратковременной образовательной практики «Пусковой механизм» для детей 6-7 лет

Знакомство с пусковыми механизмами Дети знакомятся с пусковыми механизмами из конструктора (лего). Сила человека ограничена! Простые механизмы – это устройства (приспособления), позволяющие прео...

Внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательную практику

Внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательную практику...