Педагогическая практика в Региональный атлас образовательных практик
методическая разработка
Педагогическая практика в Региональный атлас образовательных практик . Уровень - продвинутый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
1. *Территория
Г. Канск 2.1. *Полное наименование образовательной организации (согласно Устава)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 «Сибирячок»
2.2. *Краткое наименование образовательной организации (согласно Устава) МАДОУ №15
2.3. *Почтовый адрес (для позиционирования на карте):
- почтовый индекс
663614
- населенный пункт
г. Канск
- улица (без указания ул., просп., пер. и т.п.)
м-он Северный
- № дома
28
- строение/корпус -
3. *Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации
4. *Ф.И.О., должность лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику
Левочкина Светлана Алексеевна, старший воспитатель
Кирюшина Анна Николаевна, старший воспитатель
5. *Контактные данные лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику:
- рабочий телефон с кодом
(839161) 3-42-47
- е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой)
- мобильный телефон (желательно)
8-983-155-41-49
6. *Ф.И.О. авторов/реализаторов практики
Ленешмидт Татьяна Геннадьевна
7. *Укажите тип представленной образовательной практики (выбрать один из предложенных):
- педагогическая практика
8. *Укажите направление представленной практики (выбор одного варианта):
- Современные практики реализации региональной Концепции развития дошкольного образования
9. *Название практик
«Детская универсальная Steam–лаборатория, как средство развития познавательной активности и научно-технического творчества дошкольников»
10. *Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую)
Программирование, геймифицированные технологии, STEAM-лаборатория, деятельностный подход, предпосылки инженерного мышления
11. *На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)
- дошкольное образование
12. *На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)
- воспитанники;
- родители.
13. *Масштаб изменений
- уровень образовательной организации
14. *Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов
В практике представлена система организации образовательной деятельности старших дошкольников, направленная на формирование у дошкольников основ технического и научного мышления благодаря реализации практико-ориентированных STEAM- и исследовательских проектов.
Детская исследовательская и проектная деятельность организуется посредством геймифицированных технологий, которая включает в себя основы программирования, математики, картографии, астрономии, криптографии. Геймификация придает практико-ориентированный характер детской деятельности через сюжетно-ролевые обучающие игры, эксперименты, творческую активность. Сочетание технических дисциплин с творчеством повышает мотивацию к обучению; оживляет некоторые факты и события, пробуждая креативный подход и критическое мышление.
Практика осуществляется через реализацию программы Беляк Е.А «Детская универсальная STEAM-лаборатория». В содержании практики включены модули: «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности», «Основы картографии и астрономии», «Основы криптографии». Каждый модуль состоит из 18 занятий.
Практика рассчитана на 2 года обучения:
- 1 год обучения реализуются модули «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности» (старшая группа);
- 2 год обучения реализуются модули «Основы картографии и астрономии», «Основы криптографии» (подготовительная к школе группа).
Каждый модуль направлен на решение специфических задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей Steam-образования.
14.1. *Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика
Современные дети живут в эпоху цифровых технологий. Достижения техники проникают во все области человеческой жизнедеятельности, в том числе и в жизнь детей. Их окружают сложные технические объекты, современные интерактивные игрушки. На сегодняшний день, современные дети имеют большое количество вариантов подобных игрушек-роботов, которые одновременно обучают и развивают.
Порой, придя в детский сад, дошкольникам уже не интересно просто рассматривать картинки, играть со статичными игрушками. Использование геймифицированных технологий позволяет повысить интерес дошкольников к образовательной деятельности и в игровой форме познакомить детей с основами элементарного программирования.
В связи с этим актуальной становится задача формирования у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно-конструкторских навыков.
Цель: организация исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования «Детской универсальной STEAM-лаборатории» для развития предпосылок инженерного мышления, исследовательских, конструкторских навыков дошкольников.
Задачи:
Для дошкольников:
- Повысить познавательный интерес дошкольников к научно-техническому творчеству, развитие исследовательских навыков, через деятельность в Steam-лаборатории.
- Развивать потребность в активном познании окружающей действительности.
- Развивать навыки сотрудничества у дошкольников с участниками образовательного процесса.
Для родителей:
1. Заинтересовать родителей в совместном детско-родительском исследовательском творчестве.
14.2. *Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?
Основная идея практики – создание условий для формирования у старших дошкольников теоретических знаний и практических навыков в области начального программирования, развитие научно-технического и творческого потенциала через организацию исследовательской деятельности в STEAM-лаборатории.
Образовательные модули реализуются «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности», начиная со старшего возраста (5-6 лет); «Основы картографии и астрономии», «Основы криптографии» реализуются в подготовительной к школе группе (6-7 лет) 1 раз в неделю и рассчитаны на подгруппу детей до 12 человек.
Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением деятельности в регламент образовательной деятельности, но реализация проекта может переносится и продолжаться в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Принципы отбора содержания:
- систематичности и последовательности;
- доступности;
- наглядности;
- взаимодействия и сотрудничества;
- комплексного подхода
Образовательная практика основана на базовом принципе - деятельностный подход и отражает особенности организации детской деятельности:
- ролевая смена позиции педагог-воспитанник: дети-коллеги, исследователи;
- смещение понятия субъект-объект обучения: дети обучают инопланетного робота Микибота, знакомят его с нашим миром. Это важная роль для ребенка, которая повышает его статус и наделяет ответственностью;
- единая сюжетная линия всех образовательных ситуаций.
14.3. *Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется Ваша практика?
Главный девиз деятельности «Минимум теории, максимум практики». При реализации практики идет смена ролевой позиции: дети-коллеги, исследователи, экспериментаторы. Организуем образовательную деятельность дошкольников через развитие познавательной, исследовательской активности дошкольников, основанную на интегрированном подходе Steam-образования: S – науки, T – технологии, E – инженерия, A – искусство, M – математика, с акцентом на исследовательскую деятельность, геймифицированные технологии через практическую деятельность дошкольников, проблемное обучение.
При реализации данной практики используются такие формы работы с дошкольниками:
- занятие-путешествие;
- игра; игра - соревнование;
- разработка и реализация творческих проектов;
- квест – игра;
- творческие задания, решение задач;
- работа по схемам;
- познавательные игры;
- опытно-экспериментальная работа.
Методы работы:
- словесные: рассказ, беседа, инструктаж;
- наглядные: демонстрация;
- репродуктивные: применение полученных знаний на практике;
- практические: конструирование, моделирование, программирование;
- поисковые: поиск способов решений поставленных задач и проблем.
Формы работы с родителями:
- мастер-классы;
- открытые занятия;
- совместные проекты;
- анкетирование;
14.4. *Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?
Для дошкольников:
1. Повысился познавательный интерес к научно-техническому творчеству: задают вопросы, интересуются темами из «мира техники».
2. Развиты навыки исследовательской деятельности: выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, делать выводы, фиксировать результаты практической деятельности.
3. Умеет выстраивать взаимодействие со сверстниками и взрослыми: договариваться, работать в паре, микрогруппах.
4. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца.
Для родителей:
1. 75% родителей являются активными участниками совместных детско-родительских мероприятий.
2. 95% родителей удовлетворены организацией занятий в STEAM-лаборатории.
15. *Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики
В каждом образовательном модуле: «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности», «Основы картографии и астрономии», «Основы криптографии» предусмотрена система мониторинга освоения дошкольниками его содержания, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения в ходе:
- познавательной, игровой деятельности;
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.); https://xn--90anbitld6c0d.xn--24-6kc3bbr2a.xn--p1ai/index.php?option=com_content&view=article&id=286&Itemid=270
16. С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?
При реализации практики столкнулась с материальными трудностями:
- методическое обеспечение программы состоит из дорогого оборудования.
Например, гемифицированная мышь - Микибот в комплекте одна и в связи с повышенным интересом детей к Микиботу, одной мыши не хватает на подгруппу детей.
Разрабатывая детские проекты различной тематики, дети придумывают свои проекты и не хватает оборудования имеющееся в методическом обеспечении.
17. Что Вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (Ваши практические советы)?
Педагоги которых интересует данная практика, рекомендую изучить особенности реализации практики и использования оборудования.
18. *Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся Вашей образовательной практикой (выбор одного или нескольких вариантов)
- консультационное сопровождение;
- провести мастер-класс с демонстрацией практических приемов работы;
- распространение опыта работы;
- организовать стажерскую площадку;
19. Есть ли рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательной организации)
https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2022/09/Spisok-finalistov-doshkolnoe-1.pdf
20. Есть ли организация или персона, которая осуществляет научное руководство/кураторство/сопровождение практики? (Укажите название организации или ФИО, звание и должность)
Заведующая отделением «Дошкольное образование» КГА ПОУ "Канский педагогический колледж" Диденко Людмила Павловна осуществляет научное сопровождение инновационного проекта «Первые шаги юных инженеров» (в рамках двухстороннего договора), в содержание которого, как перспектива развития проекта входит образовательный модуль «Детская универсальная STEAM-лаборатория».
21. *При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники (иначе – «Нет»)
22. При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите ссылку на них
https://nsportal.ru/user/1149763/video
23. Для повторно заявленных практик:
Нет значения
24. Укажите, является ваша образовательная организация:
Региональная инновационная площадка, реализующая инновационный проект «Первые шаги юных инженеров», Приказ министерства образования Красноярского края №116-11-05 от 19.03.2021 года. https://сибирячок.канск24.рф/images/Proba/116-11-05_compressed.pdf
25. Укажите, использовали ли вы при работе над содержанием и описании практики:
1. Центр развития Steam-образования https://labsteam.ru/
2. Федеральный институт развития образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональная практика по формированию сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования в Ямало-Ненецком автономном округе
Данный опыт предложен к рассмотрению и дальнейшему изучению в качестве позитивной практики формирования региональных программ развития и территориального планирования сети образовательных организаций,...

Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ
Презентация для педагогов ДОО по теме "Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ"...

Успешные практики в региональный образовательный Атлас
Успешные практики в региональный образовательный Атлас...

Педагогический проект «Эколята–Дошколята» социально-образовательный, практико-ориентированный, долгосрочный для детей дошкольного возраста (4-7 лет)
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следс...

Смарт практика в региональный "Атлас" Гостиная для родителей с детьми с ТНР. Сценарный план.
Сценарий проведения Гостиной....

СБОРНИК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ по итогам Региональной конференции «Эффективные практики социокультурной и языковой адаптации детей мигрантов в образовател
СБОРНИК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ по итогам Региональной конференции «Эффективные практ...