Педагогическая практика в Региональный атлас образовательных практик
методическая разработка

Ленешмидт Татьяна Геннадьевна

Педагогическая практика в Региональный атлас образовательных практик . Уровень - продвинутый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raop_madou_15_leneshmidt_t.g_2022.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

1. *Территория

 Г. Канск                                                                                                                        2.1. *Полное наименование образовательной организации (согласно Устава)      

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 «Сибирячок»

 2.2. *Краткое наименование образовательной организации (согласно Устава) МАДОУ №15

2.3. *Почтовый адрес (для позиционирования на карте):

- почтовый индекс 

663614

- населенный пункт 

г. Канск

- улица (без указания ул., просп., пер. и т.п.)

м-он Северный

- № дома

28

- строение/корпус -

3. *Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации

https://xn--90anbitld6c0d.xn--24-6kc3bbr2a.xn--p1ai/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=43&Itemid=206 

4. *Ф.И.О., должность лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику

Левочкина Светлана Алексеевна, старший воспитатель

Кирюшина Анна Николаевна, старший воспитатель

5. *Контактные данные лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику:

- рабочий телефон с кодом 

(839161) 3-42-47

- е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой)

levochkina.7676@mail.ru 

- мобильный телефон (желательно)

8-983-155-41-49

6. *Ф.И.О. авторов/реализаторов практики

Ленешмидт Татьяна Геннадьевна

7. *Укажите тип представленной образовательной практики (выбрать один из предложенных):

  • педагогическая практика

8. *Укажите направление представленной практики (выбор одного варианта):

  • Современные практики реализации региональной Концепции развития дошкольного образования  

9. *Название практик

«Детская универсальная Steam–лаборатория, как средство развития познавательной активности и научно-технического творчества дошкольников»

10. *Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую)

Программирование, геймифицированные технологии, STEAM-лаборатория, деятельностный подход, предпосылки инженерного мышления

11. *На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)

- дошкольное образование

12. *На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)

- воспитанники;

- родители.

13. *Масштаб изменений

- уровень образовательной организации

14. *Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов

В практике представлена система организации образовательной деятельности старших дошкольников, направленная на формирование у дошкольников основ технического и научного мышления благодаря реализации практико-ориентированных STEAM- и исследовательских проектов.

Детская исследовательская и проектная деятельность организуется посредством геймифицированных технологий, которая включает в себя основы программирования, математики, картографии, астрономии, криптографии. Геймификация придает практико-ориентированный характер детской деятельности через сюжетно-ролевые обучающие игры, эксперименты, творческую активность. Сочетание технических дисциплин с творчеством повышает мотивацию к обучению; оживляет некоторые факты и события, пробуждая креативный подход и критическое мышление.

Практика осуществляется через реализацию программы Беляк Е.А «Детская универсальная STEAM-лаборатория». В содержании практики включены модули: «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности», «Основы картографии и астрономии», «Основы криптографии». Каждый модуль состоит из 18 занятий.

Практика рассчитана на 2 года обучения:

- 1 год обучения реализуются модули «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности» (старшая группа);

- 2 год обучения реализуются модули «Основы картографии и астрономии», «Основы криптографии» (подготовительная к школе группа).

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/01/20/uchebnyy-plan-detskaya-universalnaya-steam-laboratoriya-belyak-e-a 

Каждый модуль направлен на решение специфических задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей Steam-образования.

14.1. *Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика

Современные дети живут в эпоху цифровых технологий. Достижения техники проникают во все области человеческой жизнедеятельности, в том числе и в жизнь детей. Их окружают сложные технические объекты, современные интерактивные игрушки. На сегодняшний день, современные дети имеют большое количество вариантов подобных игрушек-роботов, которые одновременно обучают и развивают.

Порой, придя в детский сад, дошкольникам уже не интересно просто рассматривать картинки, играть со статичными игрушками. Использование геймифицированных технологий позволяет повысить интерес дошкольников к образовательной деятельности и в игровой форме познакомить детей с основами элементарного программирования.

В связи с этим актуальной становится задача формирования у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно-конструкторских навыков.

Цель: организация исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования «Детской универсальной STEAM-лаборатории» для развития предпосылок инженерного мышления, исследовательских, конструкторских навыков дошкольников.

Задачи:

Для дошкольников:

  1. Повысить познавательный интерес дошкольников к научно-техническому творчеству, развитие исследовательских навыков, через деятельность в Steam-лаборатории.
  2. Развивать потребность в активном познании окружающей действительности.
  3. Развивать навыки сотрудничества у дошкольников с участниками образовательного процесса.        

Для родителей:

1. Заинтересовать родителей в совместном детско-родительском исследовательском творчестве.

14.2. *Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?

Основная идея практики – создание условий для формирования у старших дошкольников теоретических знаний и практических навыков в области начального программирования, развитие научно-технического и творческого потенциала через организацию исследовательской деятельности в STEAM-лаборатории.

Образовательные модули реализуются «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности», начиная со старшего возраста (5-6 лет); «Основы картографии и астрономии», «Основы криптографии» реализуются в подготовительной к школе группе (6-7 лет) 1 раз в неделю и рассчитаны на подгруппу детей до 12 человек.

Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением деятельности в регламент образовательной деятельности, но реализация проекта может переносится и продолжаться в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Принципы отбора содержания:

- систематичности и последовательности;

- доступности;

- наглядности;

- взаимодействия и сотрудничества;

- комплексного подхода

Образовательная практика основана на базовом принципе - деятельностный подход и отражает   особенности организации детской деятельности:

- ролевая смена позиции педагог-воспитанник: дети-коллеги, исследователи;

- смещение понятия субъект-объект обучения: дети обучают инопланетного робота Микибота, знакомят его с нашим миром. Это важная роль для ребенка, которая повышает его статус и наделяет ответственностью;

- единая сюжетная линия всех образовательных ситуаций.

14.3. *Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется Ваша практика?

Главный девиз деятельности «Минимум теории, максимум практики». При реализации практики идет смена ролевой позиции: дети-коллеги, исследователи, экспериментаторы. Организуем образовательную деятельность дошкольников через развитие познавательной, исследовательской активности дошкольников, основанную на интегрированном подходе Steam-образования: S – науки, T – технологии, E – инженерия, A – искусство, M – математика, с акцентом на исследовательскую деятельность, геймифицированные технологии через практическую деятельность дошкольников, проблемное обучение.  

При реализации данной практики используются такие формы работы с дошкольниками: 

- занятие-путешествие;

- игра; игра - соревнование;

- разработка и реализация творческих проектов;

- квест – игра;

- творческие задания, решение задач;

- работа по схемам;

- познавательные игры;

-  опытно-экспериментальная работа.

Методы работы: 

- словесные: рассказ, беседа, инструктаж;

- наглядные: демонстрация;

- репродуктивные: применение полученных знаний на практике;

- практические: конструирование, моделирование, программирование;

- поисковые: поиск способов решений поставленных задач и проблем.

Формы работы с родителями:

-  мастер-классы;

- открытые занятия;

- совместные проекты;

- анкетирование;

14.4. *Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?

Для дошкольников:

1.        Повысился познавательный интерес к научно-техническому творчеству: задают вопросы, интересуются темами из «мира техники».

2. Развиты навыки исследовательской деятельности: выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, делать выводы, фиксировать результаты практической деятельности.

3.        Умеет выстраивать взаимодействие со сверстниками и взрослыми: договариваться, работать в паре, микрогруппах.

4.         Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца.

Для родителей:

1. 75% родителей являются активными участниками совместных детско-родительских мероприятий.

2. 95% родителей удовлетворены организацией занятий в STEAM-лаборатории.

15. *Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики

В каждом образовательном модуле: «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности», «Основы картографии и астрономии», «Основы криптографии» предусмотрена система мониторинга освоения дошкольниками его содержания, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения в ходе:

         - познавательной, игровой деятельности;

 - коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);          https://xn--90anbitld6c0d.xn--24-6kc3bbr2a.xn--p1ai/index.php?option=com_content&view=article&id=286&Itemid=270 

16. С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?

При реализации практики столкнулась с материальными трудностями:

- методическое обеспечение программы состоит из дорогого оборудования.

Например, гемифицированная мышь - Микибот в комплекте одна и в связи с повышенным интересом детей к Микиботу, одной мыши не хватает на подгруппу детей.

Разрабатывая детские проекты различной тематики, дети придумывают свои проекты и не хватает оборудования имеющееся в методическом обеспечении.

17. Что Вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (Ваши практические советы)?

Педагоги которых интересует данная практика, рекомендую изучить особенности реализации практики и использования оборудования.

18. *Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся Вашей образовательной практикой (выбор одного или нескольких вариантов)

- консультационное сопровождение;

- провести мастер-класс с демонстрацией практических приемов работы;

- распространение опыта работы;

- организовать стажерскую площадку;

19. Есть ли рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательной организации)

https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2022/09/Spisok-finalistov-doshkolnoe-1.pdf 

https://nsportal.ru/albom/2020/01/10/leneshmidt-tatyana-gennadevna/sertifikaty-i-blagodarnosti?page=0%2C1 

20. Есть ли организация или персона, которая осуществляет научное руководство/кураторство/сопровождение практики? (Укажите название организации или ФИО, звание и должность)

Заведующая отделением «Дошкольное образование» КГА ПОУ "Канский педагогический колледж" Диденко Людмила Павловна осуществляет научное сопровождение инновационного проекта «Первые шаги юных инженеров» (в рамках двухстороннего договора), в содержание которого, как перспектива развития проекта входит образовательный модуль «Детская универсальная STEAM-лаборатория».

21. *При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники (иначе – «Нет»)

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2023/01/10/proekt-detskaya-universalnaya-steam-laboratoriya-kak 

22. При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите ссылку на них

https://nsportal.ru/user/1149763/video 

23. Для повторно заявленных практик:

Нет значения

24. Укажите, является ваша образовательная организация:

Региональная инновационная площадка, реализующая инновационный проект «Первые шаги юных инженеров», Приказ министерства образования Красноярского края №116-11-05 от 19.03.2021 года. https://сибирячок.канск24.рф/images/Proba/116-11-05_compressed.pdf 

25. Укажите, использовали ли вы при работе над содержанием и описании практики:

1. Центр развития Steam-образования https://labsteam.ru/ 

2. Федеральный институт развития образования

 https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/95-partsialnye-obrazovatelnye-programmy/479-programma-stem-obrazovanie-detej-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta%203 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональная практика по формированию сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования в Ямало-Ненецком автономном округе

Данный опыт предложен к рассмотрению и дальнейшему изучению в качестве позитивной практики формирования региональных программ развития и территориального планирования сети образовательных организаций,...

Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ

Презентация для педагогов ДОО по теме  "Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ"...

Успешные практики в региональный образовательный Атлас

Успешные практики в региональный образовательный Атлас...

Педагогический проект «Эколята–Дошколята» социально-образовательный, практико-ориентированный, долгосрочный для детей дошкольного возраста (4-7 лет)

  Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следс...

СБОРНИК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ по итогам Региональной конференции «Эффективные практики социокультурной и языковой адаптации детей мигрантов в образовател

СБОРНИК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ  по итогам Региональной конференции «Эффективные практ...