Программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот»
методическая разработка (старшая группа)

Костюкова Надежда Юрьевна
Программа кружка – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину. Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка. Цель кружковой работы: Формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному посёлку, республике, стране; приобщение детей к культуре русского народа. Задачи: • Формирование чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, городу; • Формирование бережного отношения к природе и всему живому; • Воспитание уважения к труду; • Развитие интереса к народным традициям и промыслам; • Усвоение элементарных знаний о правах ребенка и человека; • Расширение представлений о городах России; • Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном); • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Участники: воспитатель, дети, родители. Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность с детьми старшей группы составляет 25 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_patriot.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Шаминский филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение Д/с «Теремок».

Программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию

«Юный патриот»

для детей старшей-подготовительной группы «Непоседы»

                                           Срок реализации: сентябрь 2021г.- май 2022г.

       Подготовила воспитатель: Н. Ю. Костюкова

                                                                  Х. Шаминка

2021 г.

Расписание работы

Кружок работает в течении учебного года (сентябрь-май-включительно),             один раз в неделю – пятница. План кружка рассчитан на год. Кол-во детей посещаемых кружок «Юный патриот» - 10 человек. Возраст детей: от 5 до 7 лет.

Пояснительная записка

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, Родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

Ф. И. Тютчев

Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать семье и вместе с семьёй приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в дошкольном детстве, получают своё развитие в начальном звене образования. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Высокое чувство любви к Родине конкретизируется у ребенка дошкольного возраста, прежде всего в чувстве любви к матери, отцу, к родным и близким. «Патриотизм начинается с колыбели, - отмечал В. А. Сухомлинский. – Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Программа кружка – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Цель кружковой работы:

Формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному посёлку, республике, стране; приобщение детей к культуре русского народа.

Задачи:

• Формирование чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, городу;

• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• Воспитание уважения к труду;

• Развитие интереса к народным традициям и промыслам;

• Усвоение элементарных знаний о правах ребенка и человека;

• Расширение представлений о городах России;

• Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Участники: воспитатель, дети, родители.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность с детьми старшей группы составляет 25 минут.

Ожидаемые результаты:

• Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;

• Расширятся знания и представления о труде разных профессий;

• Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;

• Сформируется интерес к народным традициям и промыслам;

• Расширятся представления о городах России;

• Сформируются чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям;

• Дети будут проявлять чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;

• Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.

Учебный план на 2021-2022 учебный год.

I БЛОК: «Человек и общество»

Сентябрь

1. Беседа с детьми на тему «Моя семья» (создание родословного дерева)

Цель: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей, о заботе и поддержке

2. Рассматривание альбома «Что я знаю о себе»

Цель: Формировать представления детей о частях тела и их предназначении

3. Сюжетно – ролевая игра с элементами беседы на тему «Страна вежливости»

Цель: Воспитывать культуру общения, правила хорошего тона, таких как вежливость и приветливость.

4. Ситуативная беседа «Что такое дружба?» (продуктивная деятельность из пластилина)

Цель: Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них

Октябрь

1. Тематическая беседа – досуг «Моя улица»

Цель: формировать интерес к малой Родине, улицам, жилым домам.

2. Воображаемая прогулка по достопримечательностям хутора Шаминка.

Цель: закрепить название посёлка, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему посёлку

3. Просмотр презентации «Москва - столица России»

Цель: развивать чувства патриотизма, формировать представления о главном городе нашей страны, в которой мы живём.

4. Беседа на тему «Городские здания» (с элементами конструирования)

Цель: познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и нежилые.

II БЛОК: «Моя страна – Россия»

Ноябрь

1. Досуг «День народного единства»

Цель: Формировать первичные представления о данном празднике, познакомить с историей его возникновения

2. Рассматривание презентации «Народы России»

Цель: Познакомить детей с народами, проживающими в нашей стране, их культурой и народными особенностями

3. Заучивание стихотворения В. Степанова «Российская семья»

Цель: Продолжать развивать память детей, навыки выразительного чтения, умение выступать публично

4. Беседа на тему «Россия – наша Родина»

Цель: Расширить знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России, познакомить детей с понятиями большая и малая Родина

Декабрь

1. Рассматривание иллюстраций «Государственные символы»

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – гербе, флаге, гимне

2. Рисование на тему «Флаг России»

Цель: Сформировать уважительное отношение к государственным символам, помочь запомнить флаг России

3. Беседа «Москва – столица России»

Цель: Формировать представления детей о Москве как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России

4. Рассматривание альбома «Достопримечательности Москвы»

Цель: Познакомить детей с достопримечательностями Москвы, историей возникновения

Январь

1. Конструирование «Московский Кремль»

Цель: Продолжать учить создавать конструкцию из строительного материала по заданной тематике

2. Чтение стихотворений о Москве

Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать, отвечать на задаваемые вопросы

3. Чтение книги «Города – Герои»

Цель: Формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны

4. Итоговая НОД – викторина «Что мы знаем о России»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов.

III БЛОК: «Народная культура и традиции»

Февраль

1. Беседа на тему «Как жили люди в старину»

Цель: Познакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа

2. Рассматривание альбома «Мастера – золотые руки»

Цель: Воспитывать уважение и любовь к труду, толерантное отношение к традициям русского народа.

3. Беседа «Богатыри – защитники земли русской». Чтение былин.

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях.

4. Досуг «Госпожа честная Масленница…»

Цель: Познакомить с традициями русского народа – обрядовым праздником Масленицы

Март

1. Изготовление «Народная игрушка – кукла – самоделка»

Цель: Познакомить с народной куклой – самоделкой, способами изготовления этой куклы

2. Чтение книги К. Д. Ушинского «как рубашка в поле выросла»

Цель: Познакомить с технологией изготовления крестьянской одежды

3. Беседа «Путешествие в прошлое одежды»

Цель: Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека

4. Рассматривание альбома «Эх лапти мои, лапти липовые…»

Цель: Формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, материале, назначении, о родовидовых понятиях

IV БЛОК «Великая Победа»

Апрель

1. Беседа «Детям – о Великой Отечественной войне»

Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира.

2. Лепка барельефов «Звезда», «Самолёт», «Танк»

Цель: Продолжать развивать навыки лепки барельефа – изображение пластилина на плоский поверхности.

3. Сюжетно-ролевая игра «Пограничники»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые охраняют границы родной страны

4. Чтение книг о войне

Цель: Продолжать знакомить с произведениями о войне, развивать внимательность и слуховое восприятие детей

Май

1. Беседа «Праздник – День Победы»

Цель: дать детям представление о предстоящем празднике; знакомить с прошлым нашей страны, формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ.

2. Возложение цветов к памятнику (совместно с родителями)

Цель: воспитывать чувство благодарности ветеранам и защитникам нашей Родины за Победу!

3. Рассматривание альбома «Дети войны»

Цель: Воспитывать уважение к подвигам тех лет, к детям – героям, которые сражались во имя победы

4. Конкурс чтецов «Мы чтим и помним…»

Цель: Воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за свой народ, победивший врага

Список использованной литературы

1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2005.

3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. – М. : Мозаика Синтез, 2005.

4. Города России. – М. : «Ридерз Дайджест», 2006.

5. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России. Старшая группа / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 207.

6. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.» / авт. сост. Ю. Е. Антонов, Л. В, Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2003.

7. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции. Занятия детей 5-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.

8. Липская, Н. М. Познаю мир: родная страна (в двух частях) / Н. М, Липская. – М. : Эксмо, 2016.

9. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. М. : 2009.

10. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М. : Мозаика Синтез, 2004

11. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М. : ТЦ «Сфера», 2016.

12. Подрезова, Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание». – М. : «Айрис Пресс», 2008.

13. Сертакова, Н. М. «Патриотическое воспитание детей 5-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности» - Волгоград: «Учитель», 2015.

14. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский сад», «Мой город», «Защитники Отечества. Беседы с ребёнком», «Хлеб – всему голова», «Российская армия», «Российская геральдика и государственные праздники», «Истоки патриотизма. Беседы с ребёнком».

15. Журнал «Дошкольное воспитание»

16. Журнал «Ребёнок в детском саду»

17. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по нравственно- патриотическому воспитанию «Русские узоры»

Программа содержит тему, краткий ход занятия и предлагаемую совместную деятельность....

Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 5-6лет

Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопь...

Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 4-5лет

Реализация Программы осуществляется в рамках основной образовательной программы ДОУ на бесплатной основе.Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает нравственно-патриотическо...

Рабочая программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию «Растем патриотами» для детей 3-7 лет на 2021- 2025 г.г.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 4-5лет

Дополнительная общеразвивающаяпрограмма по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот»для детей 4-5лет...

Программа нравственно - патриотического воспитания «Юные патриоты» (возраст детей 6-7 лет, срок реализации 1 год

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО НРАВСТЕННО- ПОТРИОТИЧЕСКОМОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям р...