Проект по самообразованию "Хлеб-всему голова"
проект (подготовительная группа)

Проект по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_hleb_vsemu_golova.doc481 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

 (Детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)

ПРОЕКТ для детей подготовительной группы «Неваляшки и Ромашки»

«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»

Структурного подразделения детский сад «Вишенка»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Алтайская средняя общеобразовательная школа№2»                          

им. Почетного гражданина Алтайского края И.А. Яркина,

на 2020-2021 уч.г.

Разработал: воспитатель  

Медведева И.И.

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" –

В поле, в доме, в державе!

Алтайское 2021

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------1

Актуальность---------------------------------------------------------------------1

Цель проекта----------------------------------------------------------------------1

Задачи проекта--------------------------------------------------------------------1

Модель трех вопросов-----------------------------------------------------------2

Этапы реализации проекта------------------------------------------------------3

Ожидаемые результаты----------------------------------------------------------4

Реализация проекта---------------------------------------------------------------4

Список литературы--------------------------------------------------------------10

Введение

Наименование проекта: «Хлеб – всему голова».

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный: ( дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы), долгосрочный.

По количеству участников: групповой.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: 2020-2021г.

Актуальность

Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.

Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;

Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;

Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;

Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;

Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;

Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;

Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;

Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;

Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями

Оформить мини музей « Хлеб всему голова».

Прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов:

Рисунок «Колосья»;

Аппликация «На мельницу»;

Лепка из соленого теста;

Конструирование из конструктора «Мельница»;

Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе;

Разыгрывание сценки «Колосок», составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий;

Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» .

Для создания данного проекта использовалось: презентация, в результате которой дети узнали, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, речевое развитие.

Вопросы к детям по проекту «Хлеб - всему голова»:

Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

Как люди выращивают хлеб?

Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?

Этапы реализации проекта

1 . Подготовительный этап ( разработка проекта ).

-    определение проблемы, постановка цели и задач;

-    определение методов работы;

-    подбор методической , научно- популярной и художественной литературы,

     иллюстративного материала .

2 . Основной этап.

-    уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба;

-    познакомить детей с профессиями людей, выращивающих и производящих хлеб,  

-    создать условия для развития поисково - исследовательских способностей;

-    формировать социально- личностные качества: коммуникативность, любознательность,                             самостоятельность,  наблюдательность.

3.  Заключительный этап.

-  собрать и систематизировать информационный материал ( на основе литературных,    электронных и других источников ) по теме;

-   формировать представления детей о том, как выращивали хлеб раньше и как сейчас;

-   формировать представления детей о разнообразии хлебобулочных изделий;

-   уточнить представления о свойствах муки и теста;

-   развивать умение обследовать и сравнивать колоски разных злаковых культур            

    ( пшеницы, ржи, овца, ячменя).

- учить различать и называть колосья разных злаковых культур;

-учить детей узнавать хлеб по вкусу, запаху, на картинк

I Подготовительный этап

  • Модель трех вопросов

Что мы знаем?

Хлеб делают из муки.

Муку делают из зерен.

Хлеб покупают в магазине.

Хлеб бывает белый, черный.

Мама дома печет хлеб в хлебопечке.

Что мы хотим узнать?

Когда появился хлеб?

Как раньше выращивали хлеб?

Как выращивают хлеб в наше время?

Какие машины помогают людям выращивать и изготавливать хлеб?

Какие профессии у людей, которые выращивают и изготавливают хлеб?

Как сделать тесто?

Что можно сделать из муки еще?

Почему говорят: Хлеб всему голова

Что можно приготовить из черствого хлеба?

Смогли бы вы прожить без хлеба?

Какие пословицы, стихи, песни вы знаете о хлебе?

Как нам найти ответ?

Сходить на экскурсию

Спросить у родителей

Спросить у воспитателя

Провести опыт, получить муку .

Посмотреть в книгах, энциклопедиях, в Интернете

Ожидаемые результаты:

  • Сформировать у детей представления о ценности хлеба;
  • Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
  • Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнёра и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
  • Научить делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи  по результатам своих экспериментов.

II  Основной этап

Реализация проекта

Сентябрь

Познавательное развитие

Совместная

деятельность

Самостоятельная деятельность

Художественно - эстетическое развитие

С родителями

1. Беседа «Откуда хлеб пришёл»  2.«Хлеб всему голова»

Экологическая игра «что    

зачем».

2.д\и «Золушка», посчитать зерна, выложить  цифры

Рассматривание альбома «Как к нам хлеб пришел». Рассматривание колосков, зерен.

Рисование на тему: «Золотистый колосок». Выставка рисунков.

Консультация: «Хлеб всему голова».

Октябрь

Познавательное развитие

Совместная

деятельность

Самостоятельная деятельность

Художественно - эстетическое развитие

С родителями

Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь, кондитер, продавец.

1.Д/И: Какие машины помогают людям выращивать хлеб.

Рассматривания иллюстраций сельскохозяйственной техники.

Рисование: Сельскохозяйственной техники.

Прочитать с родителями А.Букалов «Как машины хлеб берегут»

Ноябрь

Познавательное развитие

Совместная

деятельность

Самостоятельная деятельность

Художественно - эстетическое развитие

С родителями

1.Рассказ воспитателя: Как выращивали хлеб в старину.

2.«Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением).

1.Опытно- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка)         2.Д/И « Что сначала, что потом»

Конструирование из конструктора «Мельница»

Аппликация из цветной бумаги «Мельница»

Предложить воспользоваться сетью интернет для расширения знаний детей о многообразии сельскохозяйственной техники;

Декабрь

Познавательное развитие

Совместная

деятельность

Самостоятельная деятельность

Художественно - эстетическое развитие

С родителями

Опыт по

выращиванию семян ржи,

пшеницы.

1.Д/И «Сложи правильно». «Как хлеб на стол попадает».

Сюжетно – ролевая игра «Булочная» , Рассматривание  альбома разных видов хлеба.

Чтение: П. Коганов «Хлеб - наше богатство» Коллективная аппликация на тему «Хлебное поле»

Предложить детям вместе с родителями найти и выучить, пословицы и поговорки о хлебе

Январь

Познавательное развитие

Совместная

деятельность

Самостоятельная деятельность

Художественно - эстетическое развитие

С родителями

Беседа: «Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»

Д/И «Четвертыйлишний».

П/И « Что мы делали-не скажем, а как делали  покажем».

«Семья», «Ярмарка»

Дидактический материал: «Набор хлеба»,  «Продукты»

Просмотр презентации «Как хлеб попал на стол»

Памятка для родителей правила обращения с хлебом.

Февраль

Познавательное развитие

Совместная

деятельность

Самостоятельная деятельность

Художественно - эстетическое развитие

С родителями

1. Экскурсия на кухню «Как готовится тесто».

1.Д/И« Что из какой муки испекли?»    

2.  Д/И «Как сделать тесто?»

         

Сюжетно-ролевая игра: «Хлебный магазин».

1. чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб»  

2.Лепка

из соленого теста. «Что можно слепить из теста».

Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» , как результат совместной деятельности родителей и ребенка.

Март

Познавательное развитие

Совместная

деятельность

Самостоятельная деятельность

Художественно - эстетическое развитие

С родителями

Рассказ воспитателя           «Чем полезен хлеб»

1. С/Разговор: «Любимые хлебобулочные изделия» .

2.Индивидуальная работа «Назови хлебобулочные изделия».

1. С/Р игра «Уборка урожая»

Стихотворения:

  «Хлебушек душистый» С. Погореловский.

2. Аппликация «Паровозик с урожаем» (работа с крупой).

Предложить родителям составить фоторепортаж      «Семейной выпечки»

Апрель

Познавательное развитие

Совместная

деятельность

Самостоятельная деятельность

Художественно - эстетическое развитие

С родителями

Рассказ воспитателя: «Что можно приготовить из черствого хлеба »

1. Д\И« Как превратить муку в тесто?»;

2.Д/И «А какой он, хлеб?»

1. С/Р игра « Кулинария», «Пекарня»

                       

Лепка : « Пироги»

Поделись интересными рецептами.

Май

Познавательное развитие

Совместная

деятельность

Самостоятельная деятельность

Художественно - эстетическое развитие

С родителями

1.Рассказ воспитателя: Бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

1.Д/И «Что с чаем, что с супом».

2.Игра        « Назови профессию»

Раскрашивание раскрасок на тему:        «Хлеб, хлебобулочные изделия

1.Чтение: Константин Ушинский «Два плуга».

      

Итоговое мероприятие «КВН»

III Заключительный этап

Итоговое мероприятие «КВН – Хлеб всей жизни голова!»


 Список литературы

  1. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. Страны. Народы, Цивилизации.
  2. Том 13. – М.: Аванта+, 2002.-704с.
  3. Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2003.- 255с.
  4. Кузнецов С.А.Современный толковый словарь.- Санкт-Петербург,Издательство:Норинт,2007. -960стр.

Лауро М.Энциклопедия. Хочешь знать почему?– М.: Махаон, 2006. - 256с.

  1. Подшибякина С.Ю. Хоровод круглый год .- Волгоград .Учитель, 2004.112стр.
  2. Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт- Петербург, Издательство: Детство-Пресс 2001 г. -400стр.7. Мишина К., Зыкова А. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? – М.: ЭКСМО, 2004.- 512с.
  3. Тихонова М.В., Н.С. Смирнова Н.С. Красна изба. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000.-89с.
  4. Интернет ресурсы:
  5. http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба
  6. http://www.antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь
  7. http://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd063234 ФОМ>Хлеб
  8. http://mults.spb.ru/mults/?id=1836 Посмотреть онлайн, скачать мультфильм «Хлеб»
  9. http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...
  10. http://www.genialnee.net/poslovicy-i-pogovorki/hleb/ Пословицы и поговорки про хлеб
  11. http://www.hlebushek.info/posl.php О хлебе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Хлеб - всей жизни голова"

Образовательный проект в подготовительной группе "Хлеб - всей жизни голова"...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Авторский проект. Мюзикл "Хлеб - всему голова!"

Работа написана в формате мюзикла, поскольку являет в себе синтез всех музыкально-драматических жанров: Это и хоровое пение, и сольные арии и драматическое искусство и жанр хореографии. Кроме тог...

Комплексный проект "Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой"

Проект по воспитанию бережливости.К настоящему времени во всём мире произошло обострение экологической ситуации, во многом обусловленной увеличением энергопотребления , истощением невозобновляемых...

проект тема,, Хлеб всему голова,,

Проблема.Как помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба;осознание значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе;ненавязчиво подвести детей к выводу, ч...

Проект Тема: «Хлеб - всему голова».

Тема: «Хлеб - всему голова».Возрастная группа: средняя.Тип проекта: детско-взрослый, познавательный, игровой, творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность: краткосрочный (2 недели)....