Условия для создания эффективного взаимодействия педагога с семьей
консультация
Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных и профессиональных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_dlya_sozdaniya_effektivnogo_vzaimodeystviya_pedagoga_s_semey.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия для создания эффективного взаимодействия педагога с семьей
Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных и профессиональных качеств.
Основанием для проведения консультации послужило желание помочь всем воспитателям конструктивно строить отношения с родителями своих воспитанников. Как часто мы бываем беспомощны, не защищены и неумелы в общении с родителями. Иногда неадекватное поведение педагогов, особенно в критической ситуации, провоцирует на откровенную неприязнь со стороны родителей.
Хотя, безусловно, каждый педагог знает, как важно найти подход к родителям, настроить их на совместную деятельность, в целях оказания помощи и поддержки своим детям, так как от этого зависит успех образования в целом.
Очевидно, чтобы построить с родителями конструктивно-продуктивное взаимодействие, необходимо знать и изучать психологию родителей, применять осознанно эффективные механизмы воздействия и техники общения.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит социальное рождение его личности.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" общению. Из чего же складывается успех взаимодействия с родителями в условиях детского сада поэтапно?
Предлагаем вашему вниманию алгоритм взаимодействия с семьей
I – стадия
Поиск контактов при встрече: воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искренне уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
II – стадия
Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
III - стадия
Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
IV – стадия
Упрочение сотрудничества и достижения общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
V – стадия
Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе на воспитание и коррекцию поведения ребенка.
VI – стадия
Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Эта стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.
Основные практические ориентиры и принципы конструктивного взаимодействия и сотрудничества с родителями.
Использование навыков положительного общения
Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем или даем советы.
Часто сообщаем родителям в разных формах о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка.
Используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них.
Даем родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем о ребенке.
Прежде чем сообщить родителям цели и задачи образовательной программы, спрашиваем об их желаниях
Своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи и просьбы родителей.
Стараемся разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей и их самих.
Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения
Помогаем членам семей обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя; вместе составляем список целей выраженных словами самих родителей.
При планировании и предоставлении услуг относимся к родителям как к настоящим экспертам по вопросам связанным с их детьми.
Совместно с родителями определяем стратегии обучения и воспитания, предоставляем возможность решать, какие из них больше всего соответствуют их потребностям и ресурсам.
Предоставляем родителям право выбора в вопросе о том. Когда, где и каким образом они будут участвовать в образовании своего ребенка.
Регулярно выясняем мнение родителей об эффективности выбранных стратегий, результатах работы по программе и изменениях, которые они хотели бы внести.
Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи
Сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка (через беседы, телефонные разговоры, записки и т. п.)
Получаем от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи.
Признаем уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражаем им благодарность.
Предлагаем родителям сформулировать цели и действия в тех направлениях в которых ребенок силен, и включаем их предложения в план развития.
Помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.
Уважение разнообразия и уникальности семей
Принимаем и уважаем мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными. (общение в позиции «я ОК – ты ОК»).
Стараемся выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.
Принимаем ценности семей, даже если они входят в конфликт с нашими собственными.
Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей
Предоставляем всем членам семьи возможность для активного и комфортного участия в групповой деятельности.
Даем родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе.
Привлекаем родителей к обучению детей.
Помогаем семьям в поиске других общественных услуг, в которых они нуждаются.
Для налаживания сотрудничества, прежде всего, следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к заинтересованному и искреннему желанию сотрудничать для блага ребенка, это значит от традиционной роли в пользу партнерской
Традиционная роль
1. Высказывающий мудрец (вещает, указывает, как надо поступать);
2. Руководит;
3. Оценивает ребенка и предоставляет родителям информацию о его развитии;
4. Ответы на все вопросы знает сам;
5. Ставит цели развития для ребенка и группы в целом;
6. Задает родителям задания на дом;
7. Часто применяет специальные слова (термины);
8. Ожидает, что родители будут относиться к нему как знатоку – специалисту.
Педагог-партнер
1. Гид (ведет, опираясь на инициативу участников) ;
2. Задает вопросы;
3. Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его развитие;
4. Ищет решение проблем с родителями;
5. Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои предложения;
6. Вместе с родителями обсуждает и находит те виды деятельности, которые подходят по домашним условиям и стилю жизни;
7. Говорит так, чтобы родителям было понятно;
8. Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в правильности своих действий. Готов не только учить, но и учиться у родителей.
Для эффективного преодоления сложных и конфликтных ситуаций в общении с родителями важно знать особенности поведения разных типов родителей.
Классификацию типов родительского поведения
• Позитивно ориентированные.
Они стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет в незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то, по крайней море, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Это не означает некую золотую середину, могут и резко выступать несбалансированные черты, например вспыльчивость, тревожность, даже порядочный эгоизм - что угодно; но плюс к тому три непременные качества: умение слушать и слышать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным.
Общение с такой категорией родителей самое приятное. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.
• Союзники
Организация помощи психологу и педагогу является их основной целью. Мнение психолога или педагога для них всегда авторитетно. Часто они выступают в роли посредника между родителями и педагогами, родителями и детьми, пытаются снизить уровень напряженности во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают.
В случае возникновения противоречий они всегда принимают точку зрения психолога или педагога.
• Манипуляторы
Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей, чтобы побудить этих людей и делать то, что нужно родителю-манипулятору. Ведь манипулятор добивается нужного ему поведения, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория родителей, которые испытывают физическое наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности и т. д. Если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать комплекс неполноценности, который его самого заставляет страдать. В этом случае он обычно усиливает свои манипуляции: использует положение, деньги, подарки, "хлопает дверями", настраивает всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы.
Главное орудие против манипуляторов - научиться нейтрализовать их нападки. Это умение запретить себе эмоционально реагировать на их действия и сохранять объективный взгляд, позицию "взрослого". Необходимо сделать их позицию "прозрачной", открытой и понятной для всех. При этом если вы сумеете с улыбкой отвечать манипулятору на все его действия, это обязательно вызовет у него взрыв, ваша улыбка будет восприниматься как издевательство. Однако формально вы держите себя в рамках приличия, и поэтому с вашей улыбкой он ничего поделать не может. Если вы сумеете удержать такую манеру поведения с манипулятором, он будет разоружен и постепенно оставит вас в покое.
Творческие
Склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам, ориентированы на новые впечатления. Спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они энтузиасты, часто склонны к идеализации. Такие родители могут видеть в событиях то, что не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять. Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются. Деятельность таких родителей может стать важной составляющей успеха организации работы с детьми, но общаться и взаимодействовать с такими родителями не просто, они требуют к себе внимания, одобрения и эмоциональной поддержки. Увлеченные процессом, они могут не заметить уже созданного и внести хаос в организованный процесс и даже разрушить достигнутое. Они спонтанны, не всегда хорошо организованны.
Равнодушные
Скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем очень мешают конструктивному общению. Однако на них можно проверить на прочность любое нововведение, идею, предложение и даже, если хотите, свою позицию. Главное оружие в общении с ними - ваш авторитет
Деструктивные
Для них характерны отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликты. Роли деструктивной личности, нарушающие общую работу, могут быть следующие:
Блокирование - родитель не согласен и отвергает усилия психолога, демонстрирует, что ничего не достигнуто.
Агрессивность - критикует, обвиняет других, снижает самооценку окружающих, группы, чтобы возвысить свой собственный статус.
Стремится к признанию - привлекает внимание, "тащит одеяло" на себя, хвастается, говорит громко, демонстрирует необыкновенное поведение.
Уход - проявляет безразличие, мечтательность или хмурость.
Доминирование - настаивает, на собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет, требует.
Стремление исповедоваться - использует других в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли.
Тактика общения с таким родителем строится на приемах успокоения его раздраженного восприятия. Более всего подходит выбор позиции "заботящегося родителя", "доктора", который помнит старую, но очень верную формулу: "здоровый на больного не обижается".
Поскольку они очень чувствительны к настроению своих собеседников и эмоциональному отношению к ним персонально, очень важно настроить себя благожелательно по отношению к ним и спокойно, рассудительно, с улыбкой с ними разговаривать. Используемая тактика приводит впоследствии к дружескому расположению и нередко к привязанности.
Общаясь с разными родителями всегда важно помнить: ребенок - есть главная основа сближения души и разума людей, сопричастных его жизни. Рассказывая (устно и письменно) о ребенке, о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения и трудности принес ему день, воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми внимательный, заинтересованный человек, обладающий важной и актуальной информацией о ребенке. К этому человеку нужно прислушиваться и во всем помогать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Взаимодействие педагога с семьей по созданию условий для ранней социализации детей 3-го года жизни
Этот материал рассказывает о взаимодействии педагога с семьями воспитанников....
Условия для создания эффективного взаимодействия педагога с семьей
Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться,...
Условия для создания эффективного взаимодействия ДОУ с семьей.
ДокладИгнатовой Л.Н. Условия для создания эффективного взаимодействия ДОУ с семьей. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педа...
Психологический мини-тренинг для педагогов ДОУ «Эффективное взаимодействие педагога с семьями воспитанников»
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах эффективного взаимодействия с родителями воспитанников....
Условия для создания эффективного взаимодействия педагога с семьей
Условия для создания эффективного взаимодействия педагога с семьейУсловия для создания эффективного взаимодействия педагога с семьей...
Эффективность взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
Рзаимодействие с семьями воспитанников...