Взаимодействие педагога с семьей по созданию условий для ранней социализации детей 3-го года жизни
методическая разработка (младшая группа) на тему

Шкунова Елена Борисовна

Этот материал рассказывает о взаимодействии педагога с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagoga_s_semyami_vospitannikov.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно-эстетического развития детей №4 «Солнечный город».

Взаимодействие педагога с семьей по созданию условий для ранней социализации детей 3-го года жизни

Подготовила воспитатель

 Шкунова Елена Борисовна

 «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации ребенка, происходит его приобщение к культуре, к человеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья.

Самым первым и самым важным этапом социализации, где малыш впервые познает навыки общения - это семья. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. От того как пройдут эти первые годы, во многом зависит его дальнейшее личное благополучие. Но  наступает момент, когда ребенку недостаточно общения с ограниченным кругом людей, ему нужны новые друзья, новые впечатления. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Поэтому тема моей  работы  - «Взаимодействие педагога с семьей по созданию условий для ранней социализации детей 3-го года жизни».

О важности взаимодействия семьи и ДОУ  говорят такие специалисты и ученые, как В.А.Сухомлинский, Л.С.Выготский,

Л. Михайлова-Свирская, Е.И.Фадеева, Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др. Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений.

И для того, чтобы родители стали полноценными участниками образовательного процесса,  необходимы новые формы работы с родителями для вовлечения их в образовательные отношения на правах партнерства для успешной социализации детей.

  К сожалению, сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. 

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация   играшколы «Мы вместе». Данная форма интересна тем, что тематика встреч может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе игрошколы могут принимать участие различные специалисты ДОУ: психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Поэтому была поставлена  

Цель: создание оптимально комфортных условий для социализации детей раннего возраста к условиям ДОУ,  посредством  вовлечения родителей в образовательные отношения через занятия в игрошколе.

Задачи:                                                                                                                      

1.Формировать у ребенка чувство безопасности, доверия, защищенности, комфортности пребывания в ДОУ.

2. Формировать у ребенка потребность в  общении со взрослыми и сверстниками в процессе игры.

3.Разнообразить предметную деятельность ребенка.                          

4. Объединить силы ДОУ и родителей в успешной социализации детей через новые формы взаимодействия.

5. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

На подготовительном этапе мы провели опрос родителей с целью выявления того, как осознается родителями значимость тесного контакта с ребенком, как часто это ими используется. Для получения объективной информации вопросы нашей анкеты были сформулированы таким образом, чтобы преодолеть определенные психологические барьеры и не подвергать сомнениям их состоятельность как родителей. Также  разработали   примерный план работы  игрошколы  «Мы вместе!».

Тематический план игрошколы «Мы вместе!» предполагает использование всех дополнительных помещений ДОУ. Обусловлено это тем, что источником информации о возможностях детского сада для родителей детей раннего возраста чаще всего является:

- информация, полученная от воспитателей (консультации и беседы),

- информация с сайта детского сада,        

-информация от кого-либо (родителей детей более старшего возраста, посещающих ДОУ), т.е. родители в силу возрастных особенностей детей не получают информацию от них, не имеют возможности перемещаться по детскому саду.

   Конечно, родители могут посмотреть режимные моменты, снятые на видео. Но в этом случае они находятся в роли наблюдателей, а не активных участников. Нам же хотелось, чтобы родители заняли более активную позицию - позицию партнера. Поэтому и формы организации встреч с родителями были выбраны в формате семинаров-практикумов.

Таким образом, родители получили возможность попутешествовать с детьми по детскому саду, каждый раз получая какой-то практический опыт и пополняя свою виртуальную копилку знаний.

На втором этапе работы мы провели с детьми и родителями 3 уровня игровых занятий.

В спортивном зале проводился семинар-практикум «Игры на коленках» (названия игр представлены на слайде). Что дало возможность родителям установить близкий   эмоциональный контакт с детьми и снизить уровень тревожности  в процессе совместных игровых действий.

В кабинете учителя-логопеда проходил семинар-практикум, на котором родители с детьми познакомились с играми на развитие мелкой моторики. Родители увидели, насколько эти игры интересны для детей и просты в организации.

А на следующей встрече в изостудии мы познакомили детей и родителей с нетрадиционным техниками рисования.  

 В кабинете психолога были организованы игры с песком, которые помогают поддерживать положительный эмоциональный настрой детей, устанавливать  доверительные отношения родителей с детьми.

В музыкальном зале родители с детьми разучили совместные танцы, музыкальные игры.

Еще одна встреча в изостудии дала возможность познакомиться детям и родителям с такими играми как «Блоки Дьениша», «Рамки Монтесори», «Игры Никитина».  

На итоговом семинаре-практикуме «Играем вместе» родители делились  опытом семейного воспитания.

В результате все родители отметили изменения в детях, которые стали более активными, контактными, общительными со сверстниками и взрослыми, уверенными, готовыми к сотрудничеству и к новой деятельности. Это же показало и наблюдение за детьми в группе.

 Родители  же почувствовали изменения, происходящие с ними. Преимущественно они связаны с более глубоким видением и пониманием своего ребенка, доверием к нему, эмоциональной отзывчивостью.

 Родители отметили, что все члены семьи стали более сплоченными. В результате приобретенного опыта в дошкольном учреждении появились новые семейные традиции.

Таким образом, задачи, поставленные в начале, были выполнены.

Были созданы оптимально комфортные условия для социализации детей раннего возраста к условиям ДОУ,  посредством  вовлечения родителей в образовательные отношения через занятия в игрошколе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации.

Государственная политика в области  образования Российской Федерации одной из основных задач поставила модернизацию дошкольного образования как института социального развития. Дошкольное образова...

Создание условий для позитивной социализации детей первой группы раннего возраста.

Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....

Создание условий для позитивной социализации детей раннего возраста.

Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....

«Создание условий для эффективной социализации детей с ОВЗ в ДОО»

Сборник. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 472с....

Создание условий для эффективной социализации детей с ОВЗ в ДОО.

Сборник. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 472с....

«Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ по физической культуре в ДОУ»

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском общес...

Обобщение педагогического опыта "Взаимодействие ДОУ и родителей в создании условий для успешной социализации детей дошкольного возраста "

Обобщение педагогического опыта работы МБДОУ Центра развития ребенка-детского сада  по созданию условий для успешной социализации детей дошкольного возраста....