«Создание условий для эффективной социализации детей с ОВЗ в ДОО»
статья по коррекционной педагогике на тему

Курышева Елена Сергеевна

Сборник. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 472с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurysheva_e.s._1.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для эффективной социализации детей с ОВЗ в ДОО.

Курышева Е.С.,

учитель-логопед Государственного бюджетного образовательного учреждениягорода Москвы«Школа №842»

Чулибаева О.Р.,

педагог-психологГосударственного бюджетного образовательного учреждениягорода Москвы «Школа №842»

ГБОУ «Школа №842», г.Москва, Россия

С 2016 году  на базе ГБОУ «Школа №842» действует инновационная площадка Российской академии образования по проблеме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОО и школе: проектирование модели взаимодействия». Объектом исследования является процесс эффективной социализации ребенка.

Эффективная социализация предполагает как интеллектуальное развитие, приобретение навыков в предметном мире, так и умение общаться с людьми, понимание их внутреннего мира, желаний и мотивов поведения, соответствующую культуру общения. Социализация наших воспитанников осуществляется посредством внедрения авторских технологий эффективной социализации Гришаевой Н.П.

В учреждении выделяется достаточно большая группа детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могли быть включены в проектную деятельность на общих условиях вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения.

На сегодняшний момент дети с ОВЗ получают образование не в отдельно взятой группе, а в общей вместе с нормально развивающимися сверстниками. Однако способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями. Поэтому для полноценной и эффективной социализации необходимо создавать особые психолого-педагогические и социальные условия.

Основными условиями сопровождения детей с ОВЗ являются:

- включение в занятия всех детей группы, независимо от особенностей развития, в том числе в реализацию технологий эффективной социализации по Гришаевой Н.П.;

- постепенное вовлечение воспитанников с ОВЗ в освоение авторских технологий эффективной социализации через этапы: индивидуальная работа, работа в паре или мини-группе, вовлечение в коллективные занятия.

- создание для ребенка атмосферы доброжелательности, психологической безопасности;

-корректная и гуманная оценка динамики продвижения ребенка;

- сравнение уровня развития социальных навыков ребенка с ограниченными возможностями здоровья не с другими детьми, а с собой на предыдущем уровне развития, считать положительным достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка на конкретном этапе.

- выстраивание педагогического прогноза на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны, на которые можно опереться при педагогической работе.

- информирование родителей о работе инновационной площадки в учреждении, приглашение их к участию в технологиях эффективной социализации по Гришаевой Н.П. Вовлечение родителей в экспериментальную деятельность, общие проекты позволяет им иначе взглянуть на ситуацию, помогает выработать пути совместной работы, сохранив единство и согласованность всех требований к ребенку.  Родители воспитанников признают необходимость дальнейшего взаимодействия с педагогами, специалистами, поддерживая тем самым тактику преемственности между дошкольными отделениями и школой.

-  включение и вовлечение детей с ОВЗ во все мероприятия учреждения при обязательной предварительной работе учителя-логопеда, специалистов детского сада, родителей, их взаимодействии, что позволяет говорить о включении детей в систему эффективных социальных отношений.

Основными задачами сопровождения детей с ОВЗ являются:

- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития специалистами и воспитателями;

-разработка индивидуальной образовательной программы, которая направлена на создание условий для движения ребенка в соответствии с его возможностями, способностями и интересами и отражает реализацию принципа индивидуализации дошкольного образования;

- проведение развивающих и коррекционных занятий согласно индивидуальному образовательному маршруту;

- осуществление работы по адаптации, социализации детей;

- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

- анализ условий и результатов сопровождения  с определением дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Таким образом, при целенаправленной методической работе у коллектива формируется внутренняя мотивация работать с детьми с особыми вариантами развития, помогая им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личные возможности.

Библиографический список

  1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации.  – М.: Вентана - Граф, 2015. – 184 с.

2. Московский международный салон образования -2016 // «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 2016. №5(67).С. 16-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации.

Государственная политика в области  образования Российской Федерации одной из основных задач поставила модернизацию дошкольного образования как института социального развития. Дошкольное образова...

Взаимодействие педагога с семьей по созданию условий для ранней социализации детей 3-го года жизни

Этот материал рассказывает о взаимодействии педагога с семьями воспитанников....

Создание условий для позитивной социализации детей первой группы раннего возраста.

Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....

Создание условий для позитивной социализации детей раннего возраста.

Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....

Создание условий для эффективной социализации детей с ОВЗ в ДОО.

Сборник. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 472с....

«Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ по физической культуре в ДОУ»

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском общес...

"Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой " (10 игр для социализации дошкольников)».

laquo;Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии       «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой    (10 игр для ...