«Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ по физической культуре в ДОУ»
статья

  КОНОВНИНА СВЕТЛАНА  АЛЕКСАНДРОВНА

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодёжи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konovnina.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ  

по физической культуре  в ДОУ»

                                                                                    Коновнина Светлана Александровна

                                                                                    Инструктор по физическому воспитанию МБДОУ № 29

                                                                                    г. Нижнекамск

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодёжи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию.

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов : – полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений; – психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям - инвалидам помощь в их самореализации.

Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности.

Физическая культура - это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, но это, прежде всего, «работа с духом» человека, его внутренним миром.

Целью адаптивной физической культуры является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение психологического комфорта. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.

Еще одним немаловажным аспектом для создания специальных условий для детей с ОВЗ можно назвать интеграцию. Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ОВЗ - требование сегодняшнего дня. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства. Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ОВЗ теми знаниями, умениями и навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми в соответствии с ФГОС ДО. Наше дошкольное учреждение располагает такими условиями, что делает возможным эффективно осуществлять интеграцию детей с ОВЗ с

учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции.

Для детей с ОВЗ важно использование упражнений, с помощью которых можно развивать гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные упражнения для ног сначала изучают сидя, затем у опоры, стоя и лишь некоторые дети по мере их возможностей и освоения движений выполняют их без опоры стоя.

Использование гимнастических упражнений позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов, и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом), упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании.

Дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямо стояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

Работа с детьми никогда не бывает простой, в том числе и на занятиях физкультурой. Физкультура для дошкольников — это система физических упражнений, которые предназначаются для формирования у детей потребности в ежедневной двигательной активности, выработке привычки поддерживать осанку, умения добиваться правильного и четкого выполнения упражнений. Также физкультура развивает в ребенке базовую ловкость, выносливость, быстроту и силу. В нашем детском саду осуществляется работа по физическому развитию, как обычных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья и с детьми с нарушениями слуха. Данные дети не имеют серьезных противопоказаний против занятий физической культурой и спортом, но требуют особый подход в работе с ними.

Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности. В результате проведения мониторинга логопеда и воспитателями, индивидуальной консультации воспитателей и логопеда возникла необходимость в организации совместной работы: логопеда- воспитателей, логопеда-руководителя физического  воспитания, так как сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей.

В организации деятельности по физической культуре мы учим детей основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью.

Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды.

В совместной деятельности мы стремимся к: развитию у дошкольников речевых и двигательных недостатков в сочетании речи и движения на занятиях по физкультуре, ОД, в совместной и индивидуальной деятельности.

Задачи нашей совместной работы:

1. Развитие слухового, зрительного пространственного восприятия координации движений; общей и мелкой моторики;

2. Физиологического и речевого дыхания

3. Формирование интереса у детей к подвижным играм как в ДОУ так и в семье.

4. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии движений и речи детей.

5. Закрепление поставленных учителей - логопедом звуков в свободной речи.

6. Укрепление и стремление к здоровому образу жизни детей.

Задачи реализуются через формы работы:

- физкультурные  занятия;

- утренняя гимнастика;

- коррекционные занятия - занятие логопеда;

- сюжетно-ролевые игры в группах;

- дидактические игры, творческие игры, беседы;

- спортивные мероприятия.

Социализация и индивидуализация дошкольника происходит в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности.

Хочется отметить, что игра сохраняет свое значение и для взрослых: в ней всегда есть элемент нового, необычного, что как бы уводит нас из привычной жизни, и мы попадаем в мир детства, туда, где невозможное возможно. Кроме того, это почти всегда состязание, возможность испытать себя в ином, непривычном в повседневной жизни деле или ситуации.

Подвижные игры позволяют ребенку проявить лидерские качества, приобрести свое место в обществе, быть значимым, успешным, а так же испытывает эмоциональные удовольствие, силу духа, бодрость и хорошее настроение.

Как можно больше играйте со своими детьми, это позволит понять внутренний мир детей, а так же быть на одной волне с ними.

Литература:

  1. Мастюкова Е. М. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития.
  2. М.: Аркти, 2002. Физическая культура в специальном образовании
  3. Дмитриев А. А. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. Шапкова Л. В. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии. СПб: Детство-Пресс, 2002.
  5. Здоровьесберегающее образование [электронный ресурс] http://zpzr.ru 
  6. Жирова Т. М. Твоя жизнь — твой выбор // Развитие ценностей здорового образа жизни школьников — Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007.
  7. Роль подвижной игры в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / URL: http://festival.1september.ru/articles/626046/ (2.06.2016г.).
  8. Мигель Л.А. Основные цели обучения детей с ОВЗ на занятиях физического воспитания. [Электронный ресурс].
  9. Шемякина Л.А. Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 398-401. [Электронный ресурс].

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Создание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида».

в статье описан опыт работы учреждения общеразвивающего вида с приоритетом в социально-личностном развитии детей по созданию условий для успешной социализации дошкольников....

Создание условий для успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации.

Государственная политика в области  образования Российской Федерации одной из основных задач поставила модернизацию дошкольного образования как института социального развития. Дошкольное образова...

статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологическое воспитание"

статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологичекое воспитаниие"...

Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО» Одной из актуальных социально-...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье представлен опыт работы педагогов по созданию условий для успешной социализации детей с ОВЗ в рамках дошкольного образовательного учреждения. Автором описаны методы и приемы работы с де...

Обобщение педагогического опыта "Взаимодействие ДОУ и родителей в создании условий для успешной социализации детей дошкольного возраста "

Обобщение педагогического опыта работы МБДОУ Центра развития ребенка-детского сада  по созданию условий для успешной социализации детей дошкольного возраста....