СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Горячкина Галина Игоревна

 

В статье представлен опыт работы педагогов по созданию условий для успешной социализации детей с ОВЗ в рамках дошкольного образовательного учреждения. Автором описаны методы и приемы работы с детьми с ОВЗ, взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 376.42

        

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Г.И. Горячкина*

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Аленушка»

г. Лесосибирск, Россия

В статье представлен опыт работы педагогов по созданию условий для успешной социализации детей с ОВЗ в рамках дошкольного образовательного учреждения. Автором описаны методы и приемы работы с детьми с ОВЗ, взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, социализация, дети с особыми образовательными потребностями, коррекция, толеронтность.

The article presents the experience of teachers in creating conditions for the successful socialization of children with disabilities within the framework of a preschool educational institution. The author describes methods and techniques for working with children with disabilities, interaction with all participants in the educational process.

Key words: federal state educational standard, socialization, children with special educational needs, correction, tolerance.

Одной из тенденций развития и совершенствования современного российского образования является инклюзия. Как показывает практика, в образовательных учреждения разных уровней увеличивается количество детей с особыми образовательными потребностями. Так проблема включения детей с ОВЗ становится наиболее актуальной для педагогов образовательных учреждений. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании для них особых условий, направленных на максимальную социализацию личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования предусматривает коррекционную работу направленную на обеспечение коррекции нарушения развития личностных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении программы; освоение детьми с ОВЗ программы, их разносторонне развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации [4].

Важно понимать, что согласно российскому законодательству, дети с особыми образовательными потребностями имеют право на получение качественного образования, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения, способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей.

Одной из проблем социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является нарушение их связи с внешним миром. У таких детей наблюдается бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограничено общение с природой, им недоступен ряд культурных ценностей. Главной целью педагога работающего с такими детьми должно стать создание условий для успешной социализации ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Необходимо оказывать помощь в формировании его социального статуса, подготовке его к самостоятельной жизни в социально-бытовом плане: формирование культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных действий в домашних условиях.

Реализация инклюзивного образования строится на следующих принципах:

  • Принцип индивидуального подхода (использование форм, методов, средств соответствующих потребностям ребенка);
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Здесь важно создать условия для обеспечения самостоятельности;
  • Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга всеми участниками образовательного процесса;
  • Принцип вариативности процессов воспитания и обучения предполагает наличие вариативной образовательной среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, методов общей и специальной педагогики;
  • Принцип партнерского взаимодействия  семьей [3].

Так же необходимо постепенно в соответствии с потребностями детей с ОВЗ в образовательную модель детского сада включать новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

На практике работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности предполагает составление индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута на каждый год обучения. Таким образом, выстраивается индивидуальная траектория развития личности ребенка и реализация его потенциальных возможностей. Здесь необходимо очень тесное сотрудничество с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, оказание помощи и поддержки. Индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития ребенка. Консультации, брошюры, буклеты на тему воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Необходимо привлекать родителей к полноценному участию в жизни детского сада. Проведение консультаций узких специалистов: педагог-психолога, логопеда, дефектолога.         

В своей работе с детьми с ОВЗ мы используем в основном практические и наглядные методы. В данном случае ценность практических методов позволяет накапливать ребенку опыт, который в дальнейшем он будет применять в повседневной жизни.

При организации праздников, разного рода мероприятий, развлечений детей с ОВЗ необходимо включать в деятельность (при необходимости с помощью тьютора, ассистента). Это помогает снять эмоциональную напряженность, чувствовать себя «наравне» со всеми, получить положительные эмоции. Не отрывать ребенка от коллектива, общаться как с нормально развивающимся ребенком. У нас в детском саду этот функционал выполняет педагог-психолог, который ежедневно организует работы с таким ребенком. Педагог-психолог выступает в роли ассистента для ребенка. Сопровождает его как в непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах, оказывает необходимую помощь, организовывает индивидуальные занятия, сопровождает на прогулке. В общем создает для ребенка комфортную среду для развития [2].

Процесс социализации детей с ОВЗ это многосторонний процесс, оказывающий влияние на всех участников образовательного процесса. Так, например, педагог получает ценный опыт работы с такими детьми,  у детей формируется понимание важности взаимопомощи, взаимоподдержки, доброжелательности.

Как показала практика, не все родители готовы принять тот факт, что ребенок с особыми образовательными потребностями посещает группу с нормально развивающимися детьми. Поэтому здесь перед педагогами возникает определенная задача, заключающаяся в формировании толерантного отношения родителей к такому ребенку. Для решения этой задачи используются следующие формы: детско-родительские встречи, просвещение родителей по реализации практики инклюзивного образования, фотовыставки совместных праздников, развлечений, представление продуктов совместной деятельности, индивидуальные беседы с родителями.

При работе с детьми с особыми образовательными потребностями важно опираться на положительный опыт ребенка, ставить его в ситуацию успеха, подкреплять его даже самые маленькие достижения.

Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного образовательного учреждения предусмотрено наличие узких специалистов. Здесь важно обратить внимание на слаженность работы узких специалистов и воспитателей в единстве реализации образовательной программы и единстве предъявляемых требований, выборе методов и средств обучения. Это помогает ребенку включаться в образовательный процесс без излишнего эмоционального напряжения[1].

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ является важным и неотъемлемым аспектом работы педагога, направленной на создание комфортной среды для участников образовательного процесса.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ 
  2. Крыжановская  Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – Москва:  ВЛАДОС, 2014. -143 с.
  3. Тюкова А.И. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении  / А. Тюкова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2012. – № 4. – С. 418-424.
  4.  Тенкачева Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России [Текст] / Т. Р. Тенкачева // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 1. – С. 205- 208.

[1]


[1] Г.И. Горячкина., 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Создание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида».

в статье описан опыт работы учреждения общеразвивающего вида с приоритетом в социально-личностном развитии детей по созданию условий для успешной социализации дошкольников....

Создание условий для успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации.

Государственная политика в области  образования Российской Федерации одной из основных задач поставила модернизацию дошкольного образования как института социального развития. Дошкольное образова...

Консультация для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида  «Нет такой стороны воспитания, на которуюобстано...

Пожарная безопасность детей старшего возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения

обучить правилам поведения в случае пожара;расширить и углубить знания детей о труде пожарных;воспитывать уважение к труду пожарного;обобщить представление об общественном характере труда взрослых &nd...

«Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ по физической культуре в ДОУ»

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском общес...

Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО» Одной из актуальных социально-...

Обобщение педагогического опыта "Взаимодействие ДОУ и родителей в создании условий для успешной социализации детей дошкольного возраста "

Обобщение педагогического опыта работы МБДОУ Центра развития ребенка-детского сада  по созданию условий для успешной социализации детей дошкольного возраста....