Технология "Утреннего круга" в детском саду.
методическая разработка

Гончарова Любовь Михайловна

Материал содержит информацию об утреннем круге в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrenniy_krug.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Утренний круг в детском саду.

     Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Проанализировав методическую литературу, я заинтересовалась формой организации детей – утренним кругом или как его ещё называют утренний круг радости.  Утренний круг  в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослым: воспитателем.

   Утренний круг – одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени. Это начало дня, когда дети собираются вместе, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости и предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

   Таким образом, основная цель проведения утреннего круга  — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

  Утренний круг позволяет  гармонично в себя  включить несколько образовательных областей: социально – коммуникативное, физическое и речевое развитие. Ведь согласно ФГОС ДО основной принцип организации образовательного процесса – это принцип интеграции образовательных областей.

             Целью организации утреннего круга является:

обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно – делового общения детей и взрослых, научить детей планировать свою деятельность.

С учётом этого основными задачами утреннего круга являются:

1.Создание эмоционального настроя на весь день – «задать тон»;

2.Установление комфортного социально – психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками

3.Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, обогащение активного словаря; развитие связной речи.

К образовательным результатам утреннего круга можно отнести способность ребёнка:

·        Контролировать своё поведение;

·        Устанавливать контакты; выражать своё отношение;

·        Выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе;

·        Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомлённости и опыта;

·        Высказываться в связи с высказываниями других;

·        Использовать элементарные нормы общения;

·        Сотрудничать со взрослыми  и детьми в предложенных формах.

 

Структура «Утреннего круга»:

1.     Приветствие или «Минутка вхождения в день»

2.     «Новости дня»: обмен информацией

3.     Дыхательная и пальчиковая гимнастика

4.     Игра по теме периода

5.     Планирование или календарь дел

 

Утренний круг длится 10 – 15 минут в младших группах, в средней  группе 15-20 минут, в старших группах 20 -25 минут

                          1 этап утреннего круга - приветствие

Каждая группа выбирает себе собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга.

Это может быть весёлая песня о дружбе, звон колокольчика, звон бубна, дудочка, речёвка.

После позывного, дети собираются в круг и начинается приветствие или «Минутка вхождения в день»

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица. Используются пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, комплименты. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресовано приветствие. Это может быть игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, клубок, микрофон.

       

                               2 этап утреннего круга – обмен новостями

Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что ещё  никто, кроме меня не знает», поделится своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.

Для детей первой младшей группы (а иногда и второй) уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:

  • Кого вы встретили по дороге в садик?
  • Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
  • Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?

            На этом этапе в средней и старших группах от педагога  требуется особое внимание к организации обмена новостями.

Темы могут быть  и свободными и заданными. Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важной темой является тема «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что просится на язык – домашними событиями,  удачами, детскими достижениями. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нём участие, то есть задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; у них обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы  можно предложить детям  коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня слушаем. (Например, сегодня делятся новостями только девочки или только мальчики). У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не»:

  • не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);
  • не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
  • не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы);
  • не запрещаем (запретных тем нет).

Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен  информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник, сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек, кого больше, кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе). Каждый день дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

 

                      3 этап – пальчиковая или дыхательная гимнастика

Затем проводится дыхательная или пальчиковая гимнастика по теме недели.

 

                              4 этап – игра по теме периода

Игры могут быть любые, не требующие большой подвижности: 

·         словесные («Найди рифму», «Закончи предложение» и др.);

  • игры-фантазии (к примеру, «Оживление предметов» в старшей группе может быть представлено повествованием сказки или истории от лица главного героя);
  • игры-цепочки (берём игрушку, а последующее задание — поздороваться, рассказать новости — происходит от лица персонажа).
  • игры на внимание

В старших группах игра может проводиться в форме тренингов на разные темы. К примеру, можно обсуждать перспективу предстоящего дня при плохом настроении и при хорошем. Большинство игр утреннего круга для детей старшего дошкольного возраста носят характер психогимнастики, то есть метода социализации ребят посредством эмоциональных реакций зачастую даже при отсутствии речевого сопровождения. Дети свободно выражают мимикой и жестами своё видение "расстроенного зайца", "испуганной мышки", "гордого петуха".

Игры:

"Связующая нить". Дети сидя в кругу и передают друг другу клубок таким образом, чтобы можно было взяться за распущенную нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что чувствуют, хотят пожелать.

"Я превращаюсь...".

Придумать окончание к предложению "Я превращаюсь в ..." (облачко и лечу по небу; в шоколадку и таю на солнышке и пр.).

"Послушай тишину".

Дети 1-2 мин сидят в тишине, затем рассказывают об услышанных звуках.

                         5 этап – планирование или календарь дел

Этот этап утреннего сбора направлен на расширение информации о тематическом проекте (т.е. здесь сообщается о том, какой будет проект на неделю, сообщаются новые знания, и обобщаются имеющиеся, а также может быть встреча с интересным человеком , показ презентации и т. д). Детям предлагается самим выбрать деятельность: рисовать, играть, слушать сказку, исследовать, и выбрать центр активности. Этот прием практикует детей в принятии ответственных решений.. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как  образовательный.

Так  утренний круг позволяет спокойно и организованно переключится на непосредственную образовательную деятельность.

Приемы предупреждения нежелательного поведения детей на групповом сборе:

- специальные сигналы «тишина», «внимание» и т.д.

- обращение к правилам группы («один говорит, все слушают»)

- игра- считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность высказываний;

- обозначение места каждого ребенка условным значком или предметом.

Таким образом, для педагогов утренний  круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.

Если  в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом»  и для детей и для взрослых.

Хороший  утренний круг, как одно мгновение – проводится быстро, легко и непринуждённо. И хотелось бы пожелать вам, уважаемые воспитатели, побольше таких мгновений в воспитании и обучении детей.

Вот  картотека утреннего приветствия детей:

  «Здравствуй!»

Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:

Здравствуй, Небо!

Здравствуй, Солнце!

Здравствуй, Земля!

Здравствуй, планета Земля!

Здравствуй, наша большая семья!

Руки поднять вверх

Руками над головой описать большой круг

Плавно опустить руки на ковер

Описать большой круг над головой

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой

«Колокольчик»

Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

«Доброе утро»

Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ножки!

Вы проснулись?

Доброе утро, дети!

Мы проснулись!

Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга.

Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).

Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.

Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.

Поднять руки вверх!

«Приветствие»

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает,

Всех на улицу зовет

Выхожу из дома я:

«Здравствуй, улица моя!»

Отвечаю Солнцу я

Отвечаю Травам я

Отвечаю Ветру я

Здравствуй, Родина моя!

Руки поднять вверх.

Сгибать руки в локтях к груди.

Показать рукой на себя.

Выпрямить руки в стороны.

Поднять руки над головой.

Опустить руки на ковер.

Поднять руки над головой и покачать ими.

Взять друг друга за руки.

«Руки»

Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все и обнять друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки?

Какие добрые и умные у вас руки.

На фоне музыки педагог читает стихи:

Что за чудо - чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

«Улыбка»

Какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

И она к тебе еще не раз вернется.

Звучит музыка.

«Вежливые слова»

Дети, какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными?

Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.

“Здравствуйте!” - здоровья желаю.                                                                 “Благодарю!” - благо дарю.

“Извините!” - признаю свою вину и прошу простить.

“Спасибо!” - спаси бог.

На фоне музыки.

Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них - нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить - не знает ссор и обид. Скажите друг другу волшебные слова так, чтобы они вызвали улыбку и подарили всем хорошее настроение.

«Цветок»

На столе педагога - комнатный цветок

Как вы думаете, дети, хорошо ли быть цветком? Почему?

Послушайте, что хочет вам сказать этот цветок.

“Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые руки. Я рад тому, что живу в вашей дружной группе, где нет грубых слов, драк ссор, обид, иначе бы я болел и был вялым и некрасивым.

Ваша забота и ласковые слова помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту. Интересно, как вы угадываете мои мысли и даже понимаете то, что я говорю на своем цветочном языке когда хочу пить и умываться?”

О чем сегодня просит нас цветок и его друзья?

Дети поливают цветы.

«Чудо-колокольчик»

Дети, посмотрите на этот чудо-колокольчик. Давайте закроем глаза и послушаем его хрустальный звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается до каждой жилки, до каждой клеточки нашего тела и будит нас, зовет в новый день.

Что напоминают вам звуки колокольчика? С чем их можно сравнить? О чем думается вам при этих волшебных звуках?

Колокольчики звенят

Серебристым легким звоном.

Слух наш сладостно томят.

«Гриб»

Посмотрите, вот Антошка!

У него одна лишь ножка.

Ножка толстая такая.

Вся цветами увитая.

Как зовут тебя, дружок?

А зовут его - (грибок).

Полюбуйтесь на этот гриб. Хотите, я вам открою секрет его красоты? Вырос этот гриб на цветочной полянке. Его сразу же полюбили красавицы цветочки за доброе отношение, силу и вежливость. По утрам он приветствовал каждый цветочек и благодарил за то, что они дарили ему свои красивые улыбки и нежные прикосновения.

Внимательно посмотрите друг на друга, мальчики - на девочек, девочки - на мальчиков. Милые девочки, вы так же прекрасны, как цветы на полянке - нежны, приветливы и ласковы. Мальчики, мы любим вас и гордимся вами за силу, ловкость и доброту. Каждый из вас помогает другому стать красивее, даря другому нежность и ласковые слова. Я люблю вас и дарю вам свою улыбку и нежность. И вы любите друг друга!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию в детском саду "Жестокое обращение с детьми - Порочный круг насилия".

Данную презентацию я составила используя Интернет-ресерсы, и демонстрировала ее во время общего родительского собрания в детском саду на тему: "Профилактика безнадзорности и правонарушений у несоверше...

Сценарий развлечения на воде « В кругу друзей» для детей подготовительных групп детских садов «Ромашка» и «Росинка»

Данный сценарий развлечения представлен для инструкторов (руководителей) физической культуры в бассейне ДОУ. Так через привлекательные формы двигательной активности можно организовать активный отдых д...

Утрений круг в детском саду - карточки для воспитателя.

Планирование совместной деятельности «Утренний круг»в старшей группе №1 «Семицветик» Тема недели  «Разноцветное лето!»Форма работы в структуре группового сбораСодержание Выбор ведущегоР...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада «Круг и шар. Конструирование из геометрической фигуры - круг»

Цель: Повышать познавательную  активность ребенка, научить  различать основные плоскостные и объемные фигуры.Задачи: Обучающие:-расширять знания детей о многообразии геометрических фигу...

консультация для педагогов "«Годовой круг встреч с родителями.Новый взгляд на взаимодействие детского сада с семьёй»

Традиционные и перспективные формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада....

Технология «Утренний круг» и «Вечерний круг» в детском саду.

Технология «Утренний круг» и «Вечерний круг» в детском саду«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы &laq...