Темперамент дошкольника
консультация

Чудопал Анна Гагиковна

Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению И.П.Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возможность выделить 4 типа нервной системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperament_doshkolnika.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детский сад «Сказочная планета»

Воспитатель Чудопал Анна Гагиковна

Темперамент дошкольника

Неоспорим тот факт, что все люди разные. И это касается не только внешности, цвета глаз, волос… Нет двух детей с абсолютно одинаковыми свойствами нервной системы. Даже вроде бы похожие друг на друга, как две капли воды близнецы, обладают совершенно разными темпераментами. Ещё в младенческом возрасте это становится, очевидно. Различия детей дошкольного возраста особенно  заметны в играх, бытовых делах, общении со взрослыми и сверстниками. К примеру, одни, медлительно  едят за столом, тогда как другие уже все съели и готовы к играм, одни на неуспех реагируют слезами, тогда как другие « переносят все стойко, в молчании». И это различие заметно во многих сферах жизни ребенка. А детском саду, где большое количество детей, эта разница заметна особенно. Воспитателю не следует ставить задачу изменить темперамент своих воспитанников, потому что это невыполнимая задача. Да и есть ли в этом какая-то необходимость?  Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Главное, что бы воспитатель помог развить ребенку его положительные свойства темперамента, и научить сдерживать отрицательные. И конечно же, подсказать родителям, как нужно поддержать свое чадо, что бы ребенок добился больших успехов не только в дошкольный период, но и в будущем. И  легче находить с ребенком  общий язык. А если родители хотят, что бы их ребенок занимался ещё и в дополнительных кружках или секциях, то несомненно ориентироваться на темперамент своего ребенка. Ведь психологическое  здоровье малыша, очень важно для развития полноценной личности.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

Выделяют 4 вида чистого темперамента. Сразу стоит отметить, что темперамента в « чистом виде», как правило, не существует, но вот основной вид темперамента присущ каждому человеку.

Существуют  такие виды темперамента как сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

По многочисленным наблюдениям, холериков, как правило, немного больше, чем остальных видов темперамента.

Ребенок-сангвиник-  веселый, подвижный, легко сближающийся с людьми. Очень любит общаться, радоваться жизни. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. В коллективе такие дети легко находят общий язык со сверстниками, и так же легко приспосабливаются к любой новой обстановке. Как правило,  такой ребенок в группе дружит со всеми. Отрицательные стороны данного типа темперамента в том, что ребенок при всей своей любознательности, может не доводить дело до конца, быть поверхностным, небрежным. А в будущем это может сказаться  на успехах  ребенка в учебе. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности.  Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность.

Ребенок- холерик  - это огромная « буря» эмоций. Такие дети чаще всего неспокойны, вспыльчивы. Не признают правил и требований. В коллективе такие дети пытаются быть лидерами. Больше предпочитают подвижные игры. Холерик не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Импульсивен. Задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок. Холерик очень общителен, но легко может поссориться со всеми. Холерикам рекомендуется заниматься подвижными видами спорта, которые дадут возможность ребенку стремиться к лидерству. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. И главное, следите, что бы ребенок обязательно доводил начатое дело до конца. Хвалить ребенка, если он проявляет  старательность и усидчивость. И ни в коем случае не ругайте его при всех, ставя кого-то в пример.

Ребенок-флегматик  отличается терпеливостью и медлительностью. Он мужественно переносит физическую боль. Предпочитает более спокойные игры, не любит беготню и шум.  Для дружбы ребенок-флегматик выбирает узкий круг друзей. Речь у него  немного замедленна, лишена эмоций, мимики, жестов, рассудительна. Флегматик усидчив и внешне спокойный ребенок. Долго запоминает правила игры, но зато потом редко ошибается. Он не отличается большой фантазией и выдумкой, но зато, что касается порядка, то уже с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком. Флегматик может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях. Неудачи не выводят его из себя. Флегматики, при выборе долго колеблются и раздумывают. Развивайте творческое мышление маленького флегматика рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Ребенок-меланхолик – очень боится новой обстановки, шумных компаний, новых людей. Эти дети нерешительны, скованы, застенчивы, стеснительны. Но дома, с родителями, близкими людьми они открыты и общительны. Меланхолики не стремятся к лидерству. Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких.  Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. Неудачи могут вывести меланхолика из равновесия. Речь меланхолика негромкая, неуверенная. Они редко спорят. Дети- меланхолики быстро устают, опускают руки, если возникают какие-то препятствия. Ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет. Часто производит впечатление замкнутого ребенка. Легко переносят одиночество. Меланхолики с трудом включаются в коллективные игры, но включившись в игру, играет с удовольствием. Взрослым необходимо дать понять ребенку-меланхолику, что  люди могут ошибаться, и что неудача не делает его плохим. Хвалите меланхолика по чаще, что бы добавить в нем чуточку уверенности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние особенностей темперамента дошкольника на характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Знание особенностей индивидуальных различий детей очень важно для психолога, педагога и воспитателя, поскольку ни один метод воздействия на ребенка не будет достаточно эффективен, если он обращен к де...

"Темперамент дошкольника "

Методические рекомендации для педагогов...

Методические рекомендации для педагогов « Значение темперамента дошкольника в построение воспитательной деятельности »

« Значение темперамента дошкольника в построение воспитательной деятельности »...

Темперамент дошкольника

Темперамент дошкольника. Влияние темперамента на развитие полноценной личности ребенка, на его успехи и достижения....

Темперамент дошкольника

Рекомендации воспитателю ДОУ по взаимодействию с детьми различных темпераментов...

Круглый стол «Учет темперамента дошкольников в образовательном процессе»

Согласны ли вы с русской поговоркой «Яблоко от яблони недалеко падает?» Та же народная мудрость гласит: «С кем поведешься – от того и наберешься». Что же на самом деле определяет поведение детей? Насл...

Темперамент дошкольника.

Учет свойств темперамента при работе с детьми...