Круглый стол «Учет темперамента дошкольников в образовательном процессе»
методическая разработка на тему

Меньшова Наталья Юрьевна

Согласны ли вы с русской поговоркой «Яблоко от яблони недалеко падает?» Та же народная мудрость гласит: «С кем поведешься – от того и наберешься». Что же на самом деле определяет поведение детей? Наследственность или воспитание? Безусловно, и то и другое. Но если по части воспитания все родители осведомлены достаточно, то значение темперамента зачастую или переоценивается, или игнорируется. Психологи утверждают, что к 6-7 годам уже отчетливо проявляется какой-либо тип темперамента. В связи с предстоящим обучением  детей в школе родителей особенно волнует вопрос о генетически закрепленных свойствах психики ребенка. Темперамент – это не выдумка,  а научно доказанное проявление природного начала в каждом из нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Учет темперамента дошкольников в образовательном процессе»

Согласны ли вы с русской поговоркой «Яблоко от яблони недалеко падает?»

Та же народная мудрость гласит: «С кем поведешься – от того и наберешься».

Что же на самом деле определяет поведение детей? Наследственность или воспитание? Безусловно, и то и другое. Но если по части воспитания все родители осведомлены достаточно, то значение темперамента зачастую или переоценивается, или игнорируется.

Психологи утверждают, что к 6-7 годам уже отчетливо проявляется какой-либо тип темперамента. В связи с предстоящим обучением  детей в школе родителей особенно волнует вопрос о генетически закрепленных свойствах психики ребенка.

Темперамент – это не выдумка,  а научно доказанное проявление природного начала в каждом из нас.

И если вас не удивляет, что усилием воли не изменить цвет волос, то вас не должно удивлять, что никакое воспитание не сделает из холерика флегматика. И ругать ребенка за то, что он меланхолик, так же   и за то, что он брюнет, а не блондин ( или наоборот)

Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности. Общая активность личности складывается в интенсивности и объеме взаимодействия со средой:                                                                                                    

*  моторная - в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количестве движений;

*  речевая - в темпе речи и силе голоса;                                                                          

*  эмоциональность - в особенностях возникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний, а также в преобладающем знаке эмоций. Темперамент (от лат. temperamentum- надлежащее соотношение частей, соразмерность) - совокупность устойчивых особенностей, характеризующих динамику психической деятельности индивида:   интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов, состояние.                                                                                                                                          Учение И.П.Павлова о влиянии ЦНС на динамические особенности поведения выделяет четыре основных типа темперамента:

- сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;

- сильный, уравновешенный, инертный – флегматик;

- сильный, неуравновешенный – холерик;

- слабый - меланхолик

Воспитателю необходимо знать слабые стороны ребенка, чтобы избежать травмирующего воздействия, обострения конфликтных ситуаций. Владение информацией о сильных сторонах позволит опереться на них  в образовательном процессе, повседневной жизни. Создать условия для максимального проявления положительных черт индивидуальности, разностороннего развития.

1 часть.

Педагогам предлагаются карточки с описанием разных типов темперамента.

Сангвиник. Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое.  Беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны взрослых надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента.

Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Если расстроится, то плачет долго и горько. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Ребенок – меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких,  из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью гостей, развод родителей и пр.), быстро утомляется. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания.

Холерик. Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Холерик не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен.

Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. Увлекшись каким-либо занятием, заражает им других.

Флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный, нередко полненький. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается.

 

2 часть. Познакомьтесь с содержанием таблицы. Определите, каким типом темперамента Вы обладаете?

Определите, тип темперамента детей по описанию их поведения.

Позитивные признаки

Негативные признаки или свойства

                                                    Холерики

- высокая активность                                           -быстрая включаемость в ситуацию                 -преобладает экстравертность (обращенность во вне, общительность)                                                   - решительность                                                  - выразительность речи                                       -быстрота ассоциативных процессов    - стремление к лидерству                                      - высокая эмоциональная возбудимость, страстность

- высокая реактивность (необузданность), преобладающая над активностью                                         - импульсивность                                         - вспыльчивость                                                       -агрессивность                                                         -неустойчивость поведения                                                -резкость в отношениях,                                            конфликтность                                                             - цикличность в работе, в переживаниях, настроении                                           -несдержанность                                                           -отвлекаемость                                                           -раздражительность                                                      -пониженная чувствительность к эмоциональным состояниям окружающих

                                                       Сангвиники

- повышенная активность                                       -энергичность                                                                        -работоспособность, деятельность при наличии интереса                                                    -хорошая адаптивность к новым условиям                                                                     -увлеченность, вдохновение                                                 -общительность                                                        -жизнерадостность, оптимизм                                        -выразительность мимики и движений

- повышенная реактивность                                         - несобранность, ненадежность(всегда обещает, но не всегда выполняет свои обещание)                                         - поверхность восприятия                                                  - недостаточная способность к сосредоточенности, отсутствие усидчивости                                                                  - недостаточная настойчивость в достижении цели                                                               - тяготиться однообразием деятельности                                                - склонность к неустойчивости интересов, привязанностей, привычек

                                                Флегматики

- терпимость                                                           - обязанность                                                           - выдержанность                                                                           - высокая работоспособность                                       - настойчивость в достижении цели                                    - устойчивость в отношениях                                         - аккуратность старательность

- медлительность                                                                - малоподвижность                                                          - интровертность (обращенность к себе), малая общительность                                               - плохая переключаемость внимания                     - нерешительность                                                           - бедность мимики                                                            - упрямство                                                                     - пониженная активность в поведении,  деятельности                                        - вялость                                                                     -неловкость

                                                      Меланхолики

-повышенная чувствительность к эмоциональным состояниям   окружающих                                                                - сердечность, способность к состраданию, чуткость                                                 - мягкость в общении и взаимодействии с окружающими                                 - доброжелательность                                                       - учтивость интересов, привязанностей, привычек

- регидность, плохая адаптация к новым условиям                                                          - застенчивость                                                             - внушаемость                                                              - неуверенность в себе                                          - тревожность                                                                      - пассивность, безынициативность                            - замкнутость                                                                       - низкая работоспособность в неблагоприятных условиях, утомляемость

Определите, тип темперамента детей по описанию их поведения.

Описание 1.

Оля М., 6 лет. Живая, подвижная, общительная девочка, легко находит контакт с взрослыми и детьми. Когда родители переехали в новую квартиру, в первый же день познакомилась с ребятами во дворе, организовала игру, причем сразу стала заводилой в этой игре. Всем интересуется, любит все новое, берется даже за то, что не очень хорошо знает. Если что-либо не получается, долго не расстраивается, переключается на другое дело.

(ответ: Оля обладает ярко выраженным сангвинистическим темпераментом)

Описание 2.

 Сережа Л. 5 лет Очень энергичный ребенок, ему не сидится на месте. Он всегда чем-то занят, успевает сделать тысячу дел, при этом несколько раз поссорится и помириться со сверстниками. Воспитатель жалуется, что его трудно организовать. Мимика ребенка живая, выразительная, все, что он переживает в данный момент, написано у него на лице. На то, что ему нравится, реагирует очень бурно. Общителен, не замолкает ни на минуту, переговорит любого. Очень легко входит в контакты с окружающими, но ничуть не заботится о сохранении этих контактов. Где он находится, все кипит, затеваются игры и развлечения, все это сопровождается шумом, визгом, криком.

(ответ: у Сережи холеристический темперамент)

Описание 3.

Артем Х.,5 лет. Спокойный, уравновешенный ребенок, его трудно вывести из себя. Даже когда упадет и ушибется, долго раздумывает, заплакать или нет, чаще всего не плачет. С детьми сходится с трудом. В детском саду дружит  лишь с одним из сверстников. С остальными ребятами, если не вынуждают обстоятельства, общается редко. На занятиях очень долго думает, прежде чем ответить, хотя чаще всего отвечает правильно. Не любит, когда его  торопят, все делает не спеша, с расстановкой. Речь замедленная, рассудительная.

(ответ: Артём – флегматик)

Описание 4.

Наташа Ф.,4 года. Впечатлительная девочка, робкая, застенчивая, боится всего нового, непривычного, трудно сходится с детьми. На улице предпочитает гулять с мамой. Любит музыку, ранимая, тонко чувствующая натура. Не любит подвижных игр, выбирает спокойные, преимущественно играет одна. К детскому саду привыкнуть не может, нередко плачет, когда уходит мама, ждет её с нетерпением.

(ответ: Наташа – ярко выраженный меланхолик)

Часть 3.

Практическое упражнение «Лоскутное одеяло»

Индивидуальное задание. Проведите небольшое исследование: проанализируйте своё поведение в повседневной жизни и из предлагаемых Вам свойств выберите те, которые Вы видите у себя.

Характеристика различных типов темперамента

                                                  Качества / цвета

КРАСНЫЙ

ЗЕЛЕНЫЙ

ЖЕЛТЫЙ

ГОЛУБОЙ

реактивный

активный

медлительный

впечатлительный

энергичный

оптимистичный

неэмоциональный

ранимый

подвижный

общительный

терпеливый

робкий

страстный

уравновешенный

работоспособный

обидчивый

настойчивый

подвижный

Устойчивое внимание

пассивный

контактный

Легко ориентируется в обстановке

сосредоточенный

необщительный

раздражительный

Быстро реагирует

выдержанный

чувствительный

вспыльчивый

Способен на длительную напряженную работу

трудолюбивый

Эмпатийный ( умеет сочувствовать, сопереживать)

Быстро переключающийся с одного вида деятельности на другой

Легко перестраивающийся с одного вида деятельности на другой

надежный

Хорошо выполняющий тонкую работу

Подводя итоги отмечается, что работая над заданием, педагог выбирает не только объективно присущие ему свойства, но и те, которые для него значимы.

Педагогам предлагается высказать мнение о том, почему упражнение названо «Лоскутное одеяло». Обратить внимание на то, что почти у всех получились разноцветные карточки. В ходе анализа подводятся выводы:

  1. У взрослого человека «чистые» типы темперамента, фактически, отсутствуют.
  2. На карточках можно выявить преобладающий цвет, а значит и тип темперамента, свойства которого наиболее выражены.

Таким образом, следует учитывать, что в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его характеристик.

Часть 4.

Темперамент, как проявление индивидуально-психологических особенностей, предполагает осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к дошкольникам в ходе проведения педагогов различных форм образовательной деятельности.

Для выполнения задания предлагается следующая таблица:

Задачи и рекомендации по работе с дошкольниками с учетом типов их темперамента.

ТТ

задачи

рекомендации

холерик

Формирование умения доводить начатое дело до конца.

Развитие чувства ответственности за порученное дело

Предупреждение вспыльчивости, раздражительности.

Формирование умения владеть своими чувствами, контролировать свои поступки.

Формирование умения вести себя в соответствии с правилами и требованиями взрослых.

Развитие аккуратности, вежливости, собранности, мягкости в общении с людьми.

Формирование коммуникативных навыков: умение говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с желаниями других.

Спокойная, последовательная требовательность.

Требование точного, сознательного усвоения и выполнения правил и указаний.

Уверенный, но не резкий тон.

Поощрение выдержки, настойчивости.

Требование тщательной обдуманности действий, поступков.

Требование внутренней и внешней собранности в процессе выполнения разных видов деятельности.

Поручения игровых ролей, требующих проявления умения управлять своими чувствами.

Поддержание любого полезного увлечения, организация жизни ребенка – холерика так, чтобы его активность находила полезное применение.

Наличие постоянного трудового поручения и его систематическое выполнение с целью воспитания управлять собой.

Чередование видов деятельности.

Разумное сочетание поощрения и порицания. Желательно отрицательные оценки давать наедине с ребенком.

С целью достижения ребенком результатов деятельности необходимы пошаговый контроль и стимулирование его работы мягким указанием на ошибки.

сангвиник

Формирование у ребенка стремления к постоянной занятости.

Развитие терпения, кропотливости в процессе будничной деятельности.

Предупреждение беспечности, самоуверенности.

Формирование устойчивости поведения, интересов, привязанностей в отношении со сверстниками.

Приучение к сознательному выполнению правил поведения.

Постоянный контроль отношения детей к выполнению своих обязанностей.

Требование сознательного оценивания нравственных поступков.

Упражнение в планировании деятельности.

Содержание многословия.

Недопущение частой смены деятельности, требование доведения начатого дела до конца при снижении к нему интереса.

Уточнение временных промежутков и дисциплинированных требований при выполнении заданий, стимулирование результатов путем оценивания промежуточных этапов труда.

флегматик

Формирование умения работать в общем темпе, быстро включаться в деятельность без длительной подготовки.

Развитие способности выполнять знакомую работу различными способами и методами.

Развитие инициативности, активности, коллективизма, решительности, общительности.

Развитие разнообразных интересов, любознательности, творчества.

Формирование умения полно выражать мысль, быстро реагировать на раздражители, легко переключать внимание.

Совершенствование умения приспосабливаться к новым условиям.

Контролирование в работе хода выполнения последовательных операций.

Приучение к работе в одном темпе со всеми детьми (следует следить за тем, чтобы ребенок вовремя начал работу, заранее предупреждать о необходимости её закончить, но не прерывать его резко, допустимо снижение объёма задания).

Обучение самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям и рациональному использованию времени при выполнении задания.

Отсутствие требований к ускорению темпа работы на начальных стадиях формирования навыков.

Упражнение в ограничении времени на выполнении задания.

Приучение к постоянной занятости, развитие способности все время следить за мыслью, деятельностью других детей.

Упражнение в скорости выполнения движений, в выразительности речи, создание ситуаций. Требующих проявления волевого усилия.

Побуждение к повышению активности, к дружбе с другими детьми.

Положительное подкрепление проявления детьми инициативности, активности.

меланхолик

Формирование умения доводить дело до конца, преодолевая трудности и препятствия.

Развитие волевых качеств, веры в свои силы, инициативности и активности.

Развитие доверчивости, открытости, дружеских чувств, самостоятельности.

Приучение к сохранению интереса и работоспособности в процессе любой деятельности.

Побуждение к активной деятельности.

Предоставление дополнительного времени для подготовки к ответу.

Упражнение в волевых поступках, в проявлении решительности и смелости.

Поддержание бодрого, оптимистического настроения.

Недопущение чрезмерной требовательности, повышения голоса, наказаний.

Сохранение мягкого, но уверенного тона.

Поощрение уверенности в своих силах, отсутствие концентрации внимания на недостатках.

Посильность требований, контроль производимых действий, сочетающихся с психологической поддержкой.

Оказание помощи при снижении интереса к деятельности.

Постепенное расширение круга знакомств, начиная с одного спокойного сверстника.

Задание. Определите, для каждого типа темперамента сформулированы программные задачи различных форм работы с детьми.

Программные задачи

Тип темперамента

1.

Подвижная игра « Кто скорее добежит до флажка»

1.1

Упражнение в сдержанности при выполнении движений точно по сигналу

холерик

1.2

Соблюдение правил игры. Формирование стремления довести игру до конца

сангвиник

1.3

Упражнение в быстром беге

флегматик

1.4

Развитие активности

меланхолик

2.

Занятие по изодеятельности

2.1

Учить передавать в рисунке форму, закреплять умение аккуратно закрашивать изображение в одном направлении не заходя за контур

холерик

2.2

Упражнять в изображении предметов крупно, посередине листа бумаги

сангвиник

2.3

Развивать умение оценивать качество выполнения рисунка

Флегматик

меланхолик

3.

Труд на участке

3.1

Учить продумывать последовательность работы

холерик

3.2

Учить самостоятельно подбирать материал и инвентарь для труда  в зависимости от предполагаемой работы

сангвиник

3.3

Учить оценивать качество своей работы и работы других детей объективно и правильно

Флегматик меланхолик

Итоги работы круглого стола:

Порядок построения воспитательно – образовательного процесса с учетом преобладающего у ребенка типа темперамента.

Тип темперамента

Особенности работы на занятиях

холерик

Быстрый темп, полярная активность, эмоциональность в представлении результата. Необходимо чередовать виды деятельности. Чаще проводить публичный опрос. Устный опрос возможен на любом этапе занятия. Разумное сочетания поощрения и наказания, желательно отрицательные оценки давать «с глазу на глаз». Держать в поле зрения в течение всей работы. Необходима четкая организация занятия, планирование индивидуальных дополнительных заданий. Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Работу стимулирует указание на ошибки.

сангвиник

Быстрый темп, высокая активность, эмоциональность в процессе работы и представления её результата. Легко справляется с одновременном выполнением нескольких заданий. Возможны устный и письменный опросы на любом этапе занятия. Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания. Быстро включается в работу в любой части занятия. Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходимо пошаговый контроль. Стимулирование результата за счет оценки.

флегматик

Спокойный темп работы. Невыраженная активность, эмоциональность. Исключить одновременное выполнение нескольких заданий. Может длительное время работать над конкретными заданием. Требуется время на подготовку к ответу. Необходим настрой на работу, работоспособность высокая в середине и в конце занятия. Не следует торопить и ограничивать во времени. Допустимо снижение объёма задания. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям и рациональному использованию времени при выполнении задания  

меланхолик

Медленные темп, слабая активность, сверхчувствительность к воздействиям окружающей среды, зависимость от социального статуса в коллективе. Возможна монотонная работа по шаблону, алгоритму в течение небольшого промежутка времени. Трудно переключается на новые виды деятельности. Письменный опрос предпочтителен. При устных ответах необходимо подбадривание, создание ситуации успеха. Не следует сразу спрашивать по новому материалу. К концу занятия работоспособность снижается.

Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов "Оздоровительная направленность образовательного процесса (уроки здоровья для дошкольников)

Цель проекта продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу оздоровительного режима в дошкольном учреждении....

Круглый стол «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Круглый стол «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"  совместное мероприятие педагогов МБДОУ №7  и МБОУ «СШ №2 – м»...

Родительское собрание в форме круглого стола" Информирование родителей о ходе образовательного процесса в группе ЗПР"

Расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год....

Круглый стол «Использование ИКТ при организации образовательного процесса в ДОУ»

Использование современных информационно - коммуникационных технологий в детском саду наиболее актуальная задача современного педагога. В данном материале раскрывается многообразие видов ИКТ технологий...

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Среди индивидуально-психологических особенностей человеческой личности, учет которых позволяет осуществлять, как индивидуальный, так и дифференцированный подход, можно выделить темперамент.Воспитатель...