Упражнения и игры для развития музыкальных способностей детей 2-3 - х лет
статья (младшая группа)

Сластенина Галина Владимировна

Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

Развитие музыкального слуха в  формировании  ребенка помогает развитию музыкальных способностей, обогащает эмоциональный мир детей, развивает познавательные способности, воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у  них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_rannego_vozrasta.docx39.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Упражнения и игры для развития

музыкальных способностей детей 2-3- х лет»
 


 

Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

Развитие музыкального слуха в  формировании  ребенка помогает развитию музыкальных способностей, обогащает эмоциональный мир детей, развивает познавательные способности, воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у  них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры
- способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности;
- приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей;

- активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания;

- обогащают словарный запас.

Дидактические игры отличаются по своим игровым действиям,  по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающей задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых действий;

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Назначение дидактических игр - ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов.


Музыкально – дидактические игры на развитие звуковысотного слуха.

«Птицы и птенчики»

Цель: Развитие звуковысотного слуха, формирование творческих способностей и воображения. Восприятие двух звуков (до 1 – до 2).  
Попевка «Птица и птенчики»,  муз. Е. Н. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

Игровой материал: (для младшего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков (цветные не разрезанные).

Ход игры

Вариант 1: Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт – птица или птенчик?» Дети отвечают или поднимают карточки (цветные не разрезанные) с изображением птицы или птенчиков.

Вариант 2У каждого ребёнка по одной птичке. Воспитатель играет до первой октавы низкие звуки, дети с птицами - большими должны встать и прикрепить их на планшет.

Играется до второй октавы - дети крепят маленьких птиц на верх.

Вариант 3: Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика.

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на  ступеньку, соответствующую высоте звука.

«Где мои детки?»

Цель: Развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: три больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены утка, курица, птица; на маленьких – утята, цыплята, птенчики в гнёздышке.

Ход игры:

Дети сидят напротив педагога, у каждого по маленькой карточке.

Педагог: (предлагает поиграть и начинает рассказ):

– В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошёл дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поёт на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают:

«Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

Педагог: (забирает у ребят карточки и продолжает):

– Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама – курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!»…

Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

«Курица и цыплята»

Цель:  Развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: домик, кукла Маша, металлофон. Всё раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (утка и утята).

Ход игры:

Дети рассаживаются вокруг стола.

Педагог (берёт куклу):

В этом домике живёт кукла Маша, у неё есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовёт Маша. (Играет на металлофоне ре второй октавы)

Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц.

Педагог просит  детей спеть тоненьким голосом, как цыплятки «пи-пи-пи»». Затем кукла Маша зовёт курицу – (педагог играет на металлофоне ре первой октавы.)

Дети ставят фигурку курочки на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко»».

 

«Веселые матрешки»

Цель: Развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: матрешки трех величин по числу играющих, металлофон.

Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.

«Три медведя» 

Цель: Развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка. «Мишка» А. Раухвергера.

Ход игры:

Вариант 1: Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, в низком – папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.

Вариант 2: Дети изображают медведей, и каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.

Музыкально – дидактические игры на развитие  динамического слуха.

«Тихо - громко»

Цель: Развитие динамического слуха, координации движений, чувства ритма.

Материал: «Тихо - громко» муз. М. Раухвергера, сл. Ю. Островского.

Ход игры: Музыкальный руководитель поёт, дети сидят на стульчиках, хлопают и топают (тихо, громко) в зависимости от содержания текста.

У ребят ручки хлопают,

Тихо-тихо ручки хлопают,

Громче хлопают,

Ну и хлопают.

Вот так, вот так, громче хлопают!

У ребяток ножки топают, топают.

Тихо-тихо ножки топают.

Громче топают,

Вот так топают!

Вот так, вот так, громче топают!

«Большой и маленький дождик»

Цель: Развитие динамического слуха.

Песня «Озорной дождик», Г. Вихаревой, Н. Михайлова

Ход игры: Дождики бывают разные, больше и маленькие, тихие и громкие. Попробуйте отгадать, про какой дождик я сейчас сыграю.

Если маленький и тихий, то стучим одним пальчиком по ладошке.

А если большой и громкий, то сильно стучим ладошками по коленкам.

Музыкально – дидактические игры на развитие  ритмического слуха (чувства ритма).

«Кукла шагает и бегает»

Цель: Формирование умения слышать различный ритмический рисунок.  

Песня «Что за куколка у нас», муз. Е. Н. Тиличеевой, сл. Ю. Островского:

1. Что за куколка у нас,

Сладко спит она сейчас.

Коля с ней играть начнёт-

Кукла встанет и пойдёт.

2. Что за куколка у нас,

Сладко спит она сейчас.

Таня с ней играть начнёт-

Кукла встанет и бежать.

Игровой материал: кукла.

Ход игры: Воспитатель даёт кому-либо из детей куклу и поёт один из куплетов песенки. Ребёнок «укачивает» куклу. Затем исполняется музыка марша или бега, и кукла в руках ребёнка «шагает» или «бегает».

«Прогулка»

Цель: Развитие слуха, восприятия  долгого и короткого звука.

Оборудование: фланелеграф и карточки,  изображающие короткие и долгие звуки.

Широкие полоски  соответствуют долгим звукам, узкие – коротким.

Ход игры:

Пример: Таня взяла мяч и стала медленно ударять о землю. Выкладывают широкие полоски.

«Пошёл частый, сильный дождь» дети быстро хлопают в ладоши и выкладывают узкие полоски.  

«Звучащий клубочек»

Цель: Развитие слуха, восприятия долгого и короткого звука.

Ход игры: На занятие принести листок ватмана, на котором изображено большое улыбающееся солнышко, но без лучиков. Педагог играет на фортепиано ноту (долгую и короткую),  объясняет детям, какая длинная, а какая короткая нотка (как звучит) и отрезает от клубочка нитку в соответствии с прозвучавшим звуком. Дети прикладывают ниточку к солнышку - делают лучик. Далее дети отгадывают, педагог отрезает ниточку соответствующей длины и опять дети прикладывают и т.д.

«Игра с пуговицами»

Цель: Закрепление восприятия  долгого и короткого звука.

Материал: 1 сосуд-тарелочка-большие пуговицы, 2 сосуд - маленького размера.

Ход игры: Воспитатель берёт музыкальный инструмент (баран или бубен) и играет ритмический рисунок. Дети должны взять соответствующие пуговицы и выложить ритмический рисунок на столе. Большая пуговица - длинный звук, маленькая –короткий звук.

«К нам гости пришли»

Цель: Развитие чувства ритма.

Игровой материал:  игрушки Би-ба-бо: медведь, зайчик, лошадка, птичка , бубен, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры:

Педагог: (предлагает детям подойти к нему)

Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки.

Слышится стук в дверь, воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку.

Педагог:

– Здравствуйте, дети, я пришёл к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу.

Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом педагог обыгрывает приход других игрушек.

Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под чёткие ритмичные удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.


«Песенки-ритмы»

Цель: Формировать умение прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок.

Ход игры:  Воспитатель проговаривает текст стихотворения , дети прохлопывают.

Лошадка

Вот лошадка - тонконожка                     (дети хлопают цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке                        цок-цок-цок

Звонко цокают копытца                             цок-цок-цок

Приглашают прокатиться                          цок-цок-цок.

Воробушки

Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,

Любят песни распевать бойкие воробушки

Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.  

Неваляшки

До чего же хороши неваляшки-малыши,

Низко наклоняются, звоном заливаются.

(прохл) Дили-день, дили-день

Могут кланяться весь день,

Вам поклон и нам поклон

(прохл) Дили-дон, дили-дон.


Музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха.

«Кого встретил колобок»
Цель: Формирование музыкально-слуховых представлений о регистрах (высоком, среднем, низком)
Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и её персонажей (волк, заяц, лиса, медведь), при этом он использует соответствующие мелодии, пример: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предстоит поиграть и определить на слух, какой персонаж изображён в музыке и выбрать соответствующую картинку.

«Нам игрушки принесли»

Цель: Развитие тембрового слуха.

Материал: Колокольчик, погремушка, бубен, ложки, игрушка кошка, коробочка.

Ход игры: Воспитатель берёт коробочку, достаёт оттуда кошечку и поёт «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что кошечка принесла музыкальные инструменты, которые лежат в коробочке, кошка отдаст их детям поиграть, если они узнают их по звучанию.

Педагог незаметно от детей поочерёдно играет на музыкальных инструментах, дети стараются угадать, какой инструмент звучит.

«Петрушка и Мишка»

Цель: Развитие тембрового слуха.

Игровой материал: детские музыкальные инструменты: погремушка, бубен.

Ход игры:

На ширме появляется Петрушка с погремушкой.

Я - весёлый Петрушка, 

У меня есть погремушка.

Под музыку звенит погремушкой и прячется за ширму.

Появляется медвежонок с бубном.

А я - Мишка косолапый,

Вот как бью по бубну лапой.

Под музыку бьет в бубен и прячется за ширму.

Педагог:  
Ни Петрушки нет, ни Мишки - 

Убежали шалунишки.

Кто играет - отгадайте,

Поскорее отвечайте.

Дети отгадывают, кто играет за ширмой.

В конце Мишка и Петрушка приглашают детей потанцевать. 

Звучит плясовая музыка.

«Что лежит в сугробе»

Цель:  Закрепление знаний о музыкальных инструментах.

- знакомство детей с новыми музыкальными инструментами.

- формирование  умения  различать звучание (тембры) музыкальных инструментов.

 Ход игры: В «сугробе» спрятаны музыкальные инструменты (ложки, бубны, погремушка, барабан, колокольчик).  Воспитатель играет на музыкальном инструменте из сугроба, дети отгадываю. Затем  раздают инструменты детям.

Музыкально-дидактические игры на определение характера музыкального произведения и развитие памяти.

«Разбудим Таню»

Цель: Формирование умения различать музыку разного характера: ласковую колыбельную, весёлую плясовую.

Игровой материал: кукла, игрушки: собачка, петушок, мишка.

Ход игры:

Вариант 1: Воспитатель, напевая «Колыбельную», укачивает куклу. Затем предлагает детям разбудить её. Дети зовут куклу по имени или хлопают в ладоши под весёлую музыку – «кукла просыпается». При повторном исполнении песни куклу могут разбудить игрушки: «собачка», «петушок», «мишка».

Вариант 2: Дети слушают «Колыбельную» с фортепианным сопровождением. Затем воспитатель предлагает одному ребёнку сесть на стул в центре комнаты и «спать», пока будет звучать музыка. По окончании пьесы остальные дети «будят» спящего (лают, как собачки, кричат как петушки, рычат как мишки). Сначала игра проводится без музыки. Далее исполняется «Колыбельная», девочка (Таня) «засыпает». Вслед за этим воспитатель говорит: «Сладко спит Таня, а как собачки её разбудят?». Дети подбегают, «лают» и Таня «просыпается». Игра повторяется. Выбирается новый ведущий, и будят его уже «петушки» или «мишки». Можно усложнить игру, закончив её знакомой пляской.

«Зайцы»

Цель: Формировать у детей музыкально-слуховые представления о  музыке разного характера: веселого, плясового и спокойного, ласкового.

Материал: Е. Теличеева «Колыбельная» , р.н.п. «Ах ты берёза»

Ход игры: 

Вариант 1: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы, Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали то ложились спать, а мам им пела колыбельную песенку (картинка «Зайцы спят»), Далее педагог предлагает по картинкам угадать, что делают зайцы? И изобразить свои действия (дети «спят» дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Вариант 2: На планшете изображён лес, полянка (в центре сделаны разрезы,  куда можно вставлять картинки - «Зайцы спят» и т.д.).

Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, где разложены зайчики. «Здесь живут зайчики, а что они делают,  вы узнаете, когда услышите музыку».

Звучит мелодия колыбельная или танцевальной музыки. Дети определяют её, берут соответствующую картинку и вставляют в прорезь на планшете. Если ребёнок узнал произведение, дети аплодируют.

«Мишка пляшет - мишка спит»

Цель: Формировать у детей музыкально-слуховые представления о  музыке разного характера, и менять движения соответственно характеру музыки.

Музыкальное сопровождение: День - р.н.п. «Барыня», ночь – «Спи, мой мишка», муз. Е. Тиличеевой)

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. В руках мишка. При звучании произведений различного характера, выполняют движения соответствующие данному состоянию. Например: День - мишка пляшет,

Ночь: Мишка ложится спать, укладывание.

 

 «Веселый или грустный?»

Цель: Формирование навыка эмоционального восприятия музыки.

Игровой материал: два цветка с изображением противоположных эмоций – с веселым и грустным лицом, красного и голубого цвета.

Ход игры:

Педагог играет веселую музыку, просит одного из детей   показать тот цветок, который подходит к характеру этой музыки, затем то же с грустной музыкой (цветочек послушал песенку и развеселился, или стал грустным).

«Музыкальный Кубик».

Цель: Развитие творческих проявлений в посильной эмоционально – выразительной передаче образов.

Игровой материал: 

Демонстрационный. Кубик с изображением животных: лисы, кошечки, собачки, зайца, медведя, лошадки.   

Раздаточный. Шапочки или маски с изображением животных (эти же животные изображены на гранях кубика.)

Ход игры:

Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Нужно взять веселый кубик,

И по кругу передать.

Что покажет этот кубик,

Нужно детям показать!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто

изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают.

Педагог предлагает ребенку надеть шапочку данного животного и показать под музыку как он движется, дети повторяют характерные движения. Затем игра продолжается.

«В гости песенка пришла»

Цель: Развитие музыкальной памяти.

Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.

Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.

Воспитатель: В гости песенка пришла

                         И подарок принесла.

                         Ну-ка, Таня, подойди,

                         Что в мешочке, посмотри!

Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.

Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.


 

 

 

 


 

 

 

 


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально-дидактические игры — средство развития музыкальных способностей детей»

Игры способствуют не только развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, но и воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих...

Влияние дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Главная задача дидактических игр — в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания, то вызывают интерес и желание у...

"Музыкальные игры для развития музыкальных способностей детей"

Практический материал  для работы с детьми ...

Дидактические игры на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Картотека по музыкальным  дидактическим играм.  Материал, где собраны музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста по возрастам и на развитие музыкальных способностей. ...

Консультация «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»

Консультация для родителей о влияние компьютерный музыкальных игр в развитие детей....

Консультация для родителей "Музыкально - дидактические игры в развитии музыкальных способностей детей"

Консультация для родителей "Музыкально - дидактические игры в развитии музыкальных способностей детей"...

Упражнения и игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития сенсорных способностей  у детей дошкольного возраста...