Игровая образовательная ситуация "Чудо ложки".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бохан Наталья Николаевна

Цель: создание условий для познавательной активности детей в процессе игрового общения со сверстниками.

Задачи:

1.Обогатить представление детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям).

2. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, умение отвечать на поставленные вопросы.

3.Подводить детей к умению анализировать, обобщать и делать выводы.

4. Воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, умению договариваться, к сотрудничеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_detmi_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppy.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

НОД с детьми подготовительной к школе группы

по теме «Чудо ложки»

Цель: создание условий для познавательной активности детей в процессе игрового общения со сверстниками.

Задачи:

1.Обогатить представление детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям).

2. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, умение отвечать на поставленные вопросы.

3.Подводить детей к умению анализировать, обобщать и делать выводы.

4. Воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, умению договариваться, к сотрудничеству.

Образовательные области: познавательнаясоциально - коммуникативная.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Технологии: социо-игровая (В. Букатов, А. Ершова, Е. Шулешко)

Оборудование: волшебная палочка, мультимедийная презентация «Чудо ложки», пластмассовые ложки с цифрами, металлические и деревянные ложки по количеству детей, песочные часы, 3 листа бумаги, формата А – 3, три конверта с картинками, клей – карандаш на каждого ребенка, мольберт, прямоугольная коробка голубого цвета, пластилин, краски, силуэты ложек, кисточки.

Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Что было до нашей эры», сказки К.Пино «Сказка о деревянной ложке», изучение свойств дерева, пластмассы, камня, металла, разучивание музыкальных отрывков с использованием деревянных ложек, сбор экспонатов для музея ложки.

Авторский материал: мультимедийная презентация «Чудо ложки», авторские социо – игровые игры (приложение 1).

Ход:

«Запуск» (начало)

Дети заняты свободной деятельностью, воспитатель берет 2 колокольчика и начинает звонить, приговаривая:

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И весёлых мотыльков.

Динь, день! Динь, день!

Начинаем новый день!

Дили-дили-дили-дили!

Колокольчики будили

Всех зайчат и ежат,

Всех ленивых медвежат.

И воробушек проснулся,

И галчонок встрепенулся…

Динь, день! Динь, день!

Не проспите новый день! (дети подходят к педагогу)

- Ребята, отгадав мою загадку, вы догадаетесь, о чём сегодня мы с вами будем говорить: «Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ответы детей) - Как вы догадались? (ответы детей) - Да, действительно речь сегодня пойдёт о ложках.

Игра-задание для рабочего настроя «Волшебная ложка»

Игроки передают волшебную палочку друг другу, по кругу, отвечая на вопросы. Вопросы меняются по сигналу ведущего «Стоп». Если какие-то дети затрудняются, можно предложить остальным ребятам им помочь.

Педагог:

- Ребята, будем передавать волшебную ложку друг другу, и отвечать на вопросы, повторяться нельзя. Как только скажу: «Стоп!» - вопрос поменяется.

Вопросы:

- Какие бывают ложки? (Дети отвечают)

- Что есть у ложки? (Дети отвечают)

- Чем отличаются ложки? (Дети отвечают)

Педагог:

- Каждый день, садясь обедать вы, берёте в руки ложку и, наверное, никогда не задумывались, откуда и когда она появилась. Ребята, а вы знаете, что в мире существует несколько музеев ложки (ответы детей)

- А я сегодня собираюсь посетить один из музеев ложек. А вы хотите со мной пойти в музей ложек? (Ответы детей)

Звучит музыка, на экране появляется заставка «Музей ложек».

Виртуальная экскурсия в музей ложек.

Педагог в роли экскурсовода рассказывает детям о ложках, рассказ сопровождается мультимедийной презентацией «Чудо ложки».

Педагог:

Самые первые ложки появились в Египте и сделаны были из камня, но они обжигали губы. Затем человек придумал сделать ложку из кости животного, но и она была неудобной, так как была неровная и кривая. Тогда появилась ложка из обожженной глины, но и она не понравилась, так как была непрочной. Прошло много лет, и человек научился делать ложки из дерева - липа. Ложка получилась лёгкая, удобная, красивая и не обжигала губы.

- Как можно назвать ложку из дерева? (ответы детей)

Деревянная ложка долго служила человеку. Даже сегодня мы можем встретить деревянные ложки. Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие друг на друга.

- Чем хороши деревянные ложки? Чем плохи? (ответы детей).

Пришло, время и человек стал делать ложки из металла.

- Как можно назвать ложку из металла? (ответы детей)

- Почему, стали делать ложки металлические? (ответы детей)

- Чем хороши металлические ложки? Чем плохи? (ответы детей).

После того прошло много времени, изменилась и форма ложки, появились и серебренные, и золотые ложки. В исторических музеях по всему миру сохранилось много экземпляров ложек разного вида.

Когда люди стали пить чай и кофе появилась новая посуда, необходимая для чая и кофе. Как можно назвать ложку для чая? А как можно назвать ложку для кофе? (ответы детей).

Люди едят разные десерты: мороженое, торты. Для этого существуют специальные ложки для десертов. Как они называются? (ответы детей).

Со временем люди придумали еще один материал, из которого стали делать ложки – пластмасса. А ложки из пластмассы как называются? (ответы детей).

Чем хороши пластмассовые ложки? Чем плохи? (ответы детей).

Но существует множество необычных ложек. Посмотрите на эту ложку. Чем она отличается от остальных (в ней есть дырочки). Может мастер ошибся? Как вы думаете, для чего нужна такая ложка? (ответы детей).

И вот все эти ложки собраны в одном месте. Как называется такое место? (ответы детей).

- Ребята, а вы знаете, что на ложках отбивать ритм можно такой, сразу в пляс пойдёт любой. А как вы думаете, мы с вами сможем ритм отбить? (ответы детей). Давайте попробуем!

Игра – разминка «Ложкари»

На столе лежат деревянные, металлические и пластмассовые ложки. Педагог предлагает детям взять пару деревянных ложек. Дети берут по 2 ложки и под музыку отбивают ритм в разных музыкальных направлениях.

Игры для приобщения к делу.

Педагог:

- Ребята, поменяйте деревянные ложки на пластмассовые (дети меняют ложки).

-Видите на ложках цифры, найдите своих товарищей с такой же цифрой, объединитесь в три компании около столов (на ложках нарисованы цифры 1,2,3, дети делятся на три компании и встают около столов)

- Ребята, ко мне сейчас подойдут от вашей компании посыльный, тот, у кого на ложке цифра красного цвета.

Посыльные подходят к педагогу, он шепотом говорит каждому посыльному, что должна выполнить компания и отправляет их донести информацию: компания под цифрой 1 – должна подойти к общему столу, на котором лежат ложки 3 видов и выбрать деревянные ложки, компания под цифрой 2- должна выбрать металлические ложки, компания под цифрой 3 – должна выбрать пластмассовые ложки. Дети выбирают ложки и садятся каждый за свой стол.

Педагог:

На столах у вас лежат конверты, в которых находятся картинки. Ребята, вам надо вместе их рассмотреть, выбрать нужные и составить коллаж про ваши ложки: 1 компания – про деревянную ложку, вторая компания – про металлическую ложку, третья компания – про деревянную ложку. На выполнение данного задания вам даётся 5 минуты (песочные часы перед вами). Ребята, чья компания справится раньше, дайте нам сигнал. Например, можно похлопать или поднять руки вверх, но можете придумать свой сигнал. Вам надо подумать и договориться, кто из компании будет презентовать ваш коллаж.

Дети начинают работать, педагог, поочередно подходит к компаниям:

Педагог:

- Ребята, вам все понятно, что надо сделать? (дети отвечают, если не совсем поняли, педагог помогает).

Педагог поочередно работает в каждой компании, спрашивает, какие картинки, они выбирают, почему выбрали, все ли согласны.

Педагог:

- Ребята, какая компания первой подала нам сигнал? Та компания и начинает презентовать свой коллаж.

Творческое самоутверждение «Презентация коллажей»

(компании презентуют свои коллажи)

Вопросы к компаниям:

- Удалось ли вам договориться, выполняя задание?

- Легко ли вам было работать всем вместе?

- Что вам помогало?

Педагог:

- Ребята, а давайте пополним музей ложек нашими коллажами (дети крепят коллажи на мольберты)

Рефлексия.

Ребята, а теперь давайте сядем на ковер в круг и отдохнём. Скажите, что для вас было сегодня самым интересным и необычным? Важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится вам в жизни? В чём вы испытывали трудность? Ребята, о чём бы ещё хотели узнать?

Переход в совместную деятельность

Педагог:

- Я для вас приготовила сюрприз. Он спрятан в крупном прямоугольном предмете, голубого цвета. Только искать его надо молча, глазами. Кто найдет – хлопает в ладоши. (Дети находят прямоугольную коробку, в нем спрятаны пластилин, краски, шаблоны ложек, кисточки)

Педагог:

- Ребята, я предлагаю вам пополнить музей ложек нашими экспонатами. Из пластилина можно слепить ложки, а краски помогут расписать ложки (дети выбирают материал по желанию и приступают к работе)

Приложение 1

Авторские социо – игровые игры по теме педагогического мероприятия «Чудо ложки»

Игры – задания для рабочего настроя

«Ложку передай – виды ложек называй»

Дети передают ложку по кругу слева направо, из рук в руки, глядя друг другу в глаза, перечисляя виды ложек (например: столовая, чайная, десертная, серебряная и т.д)

«Музыкальное эхо»

Задание: воспитатель (сверстник) играет на деревянных ложках, дети музыкальным эхом (с помощью деревянных ложек), повторяют несложные ритмы, состоящие из одинакового количества ударов (в пределах 5 -6).

Усложнения в задании: воспроизводить более сложные ритмы, состоящие из 1 – 2 пауз отбивание серии ударов с короткими и длинными промежутками.

Игры – разминки

«Зеркало»

Педагог предлагает каждому ребенку взять пару деревянных ложек найти себе дружочка, с кем хотел бы поиграть. И предлагает поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в «зеркало» и выполняет какое – либо движение с деревянными ложками, а второй повторяет за ним это движение. Через некоторое время дети меняются местами.

Игры для приобщения к делу

«Расскажи том, что вижу»

Воспитатель (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать прилагательные, глаголы, сравнения). Описания должны быть понятными, чёткими, связными. За спиной могут лежать металлическая ложка, деревянная ложка, пластмассовая и т.д.

«Угадай-ка»

Ведущий задумывает предмет (например, деревянная ложка), разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения. Через 30 секунд дети дают ответ.

Игры для творческого самоутверждения

«Фотографы»

Воспитатель предлагает компании придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (варю суп, ем кашу, играю на ложках и т.п.), дети между собой договариваются, кто из компании будет показывать «фотографию». Компании поочередно демонстрируют свою «фотографию», остальные компании отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

«Художники»

Педагог предлагает каждой компании нарисовать экспонаты музея «Чудо – ложки» на одном листе. После выполнения задания, дети договариваются между собой, кто будет представлять экспонаты музея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Ложка – точёная, ручка – золочёная»

      Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных математических представлений (направление образовательной области) «Ложки» (тема) Блоки Дьенеша

Педагогический замысел: - Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности. - Привлекать внимание детей к предметам контрас...

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми. Образовательная область "Познавательное развитие" тема игрового занятия "Кукла - ложка"

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьмиОбразовательная область "Познавательное развитие" Тема игрового занятия "Кукла - ложка"...

Игровая образовательная ситуация "Кто же в гости к нам пришёл. История деревянной ложки."

Прививать устойчивый интерес детей к новым открытиям, необычным знаниям, знакомство с предметом - деревянная ложка....

Игровая педагогика: от ложки до нейроложки

В педагогическом проекте описано применение методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. Раскрыто доминирующее направление коррекционно-развивающе...

Игровая педагогика "От ложки до нейроложки"

Цель проекта: Активизация нарушенных коммуникативных и когнитивных функций у детей старшего возраста с ТНР через использование нейропсихологической технологии: нейроложки.Задачи проекта: - развивать в...