Рабочая программа кружка хорового пения "Эстрадный вокал"
рабочая программа

Балыкова Айна Муссаевна

рабочая программа кружка хорового пения "Эстрадный вокал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hor.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Прогимназия Олимпионик»

СОГЛАСОВАНА

«____»________________2019

Протокол №___8____

УТВЕРЖДАЮ

Директор

«___» _______________2019

_______________ К.А. Афанасьева

Приказ №  от

Программа вокально-хорового кружка «Олимпийские звезды»

для детей в возрасте от 5 до 10 лет

срок реализации 1 год

Составитель: Балыкова А.М.

Саратов, 2019

Структура программы:

Пояснительная  записка

стр.3

Цель и задачи программы

стр.5

Планируемые результаты

стр.6

Содержание программы

стр.7

Календарный учебный график

стр.11

Условия  реализации  программы                                                                                                                                                                                                        

стр.13

Формы аттестации

стр.14

Список  литературы

стр.16

1.Пояснительная записка        

Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).

Реализация программы хорового кружка осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации», принято в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

3.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;

4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.

Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития ребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Новизна программы. 

Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Новизна программы в том, то в ней представлена структура педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.

Педагогическая целесообразность программы.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает немаловажную задачу – оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из фактора улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Сроки реализации программы:

Общее количество часов 36.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут

Формируется группа детей в количестве от 10 и более

2. Цель и задачи программы.

Цель программы:

Привить интерес у обучающегося к музыкальному искусству, хоровому исполнительству.

Задачи программы:

Развивающие:

а) совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать и сравнивать;

б) развивать ладово-тональный, тембровый слух, музыкальную память;

в) развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.

2) Образовательные:

Формирование знаний, умений, вокально-хоровых навыков.

Воспитательные:

а) развитие способностей к сочувствию, сопереживанию, состраданию, к эмоциональной отзывчивости;

б) хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих задач и заключается художественно – воспитательное значение данной программы.

3. Планируемые результаты.

Реализация программы должна обеспечить:

- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся;

- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;

- развитие навыка пения по нотам;

- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;

- навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;

- формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;

- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.

В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:

- специфику певческого искусства;

- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития.

Уметь:

- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;

- исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;

- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.

4.Содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Вокально-хоровая работа

31

31

2.1

Дыхание

5

5

2.2

Дикция, артикуляция

6

6

2.3

Вокальные упражнения

8

8

2.4

Творческие задания

2

1

1

2.5

Работа над репертуаром

7

7

2.6

Музыкальная грамота, хоровое сольфеджио

3

1

2

3

Слушание музыки

1

1

4

Воспитательные мероприятия

1

1

Всего

36

Основное содержание образовательного процесса.

Вводное занятие

  • Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом (рекомендуются различные игровые моменты).
  • Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий.
  • Правила пения и охрана детского голоса.
  • Вокально-хоровая работа

Певческая установка

Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка.

Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же навыков правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на полу под прямым углом (общее состояние – активное) достигаются постепенно в процессе занятий.

Дыхание

Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и ставит перед собой следующие задачи:

- приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох, задержка, выдох;

- развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный.

Дикция и артикуляция

  • Артикуляционные упражнения.
  • Самомассаж артикуляционного аппарата.
  • Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена.
  • Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих.
  • Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.

Вокальные упражнения

Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.

На первом-втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого унисона, расширение диапазона, овладение основными вокально-хоровыми навыками. Упражнения исполняются как маленькие произведения с различным образным содержанием. Фортепианное сопровождение заключается в гармонической поддержке исполнения. Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения – привитие гармонического восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение гаммы в различных вариантах. Пение простых музыкальных фраз.

Творческие задания

Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих фантазию. Большое внимание развитию образного мышления (образ во всем – от попевок, до произведений).

Работа над произведениями

Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов:

- образное содержание;

- отработка интонационных оборотов;

- дикционные сложности;

- разучивание произведений;

- концертный вариант исполнения.

Звуковедение. 

Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука. Сочетание пения и движения рук или всего корпуса.

Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из общего звучания. Интонирование простейших мелодий.

Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота

Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением нот на нотном стане. Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки. Понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки и пение «по руке». Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений, например: «Живой рояль», «Музыкальное эхо».

Слушание музыки

Цель этого учебного раздела – развитие хорошего эстетического вкуса, накопление слушательского опыта. Слушание музыки используется для развития образного мышления детей. Применяются различные творческие задания (рисунок, придумать сюжет, название).

Рекомендуемые произведения для слушания: П.И.Чайковский «Детский альбом», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен–Санс «Карнавал животных».

Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение, на повышение активности на занятиях, основанных на формирование позитивного мышления.

Воспитательные мероприятия

Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания, осуществляются по трём основным направлениям:

- формирование традиций коллектива,

- идеологическая и воспитательная работа,

- общественно-полезная работа.

Направлены на:

нравственно эстетическое воспитание детей, формирование их музыкального вкуса и интересов;

воспитание интереса к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру;

формирование самостоятельности и творческой активности;

развитие слушательской культуры, пробуждение художественных интересов;

воспитание чувства патриотизма;

воспитание чувства коллективизма;

расширение музыкального кругозора.

Итоговое занятие

Концерт для родителей

 Календарный учебный график

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Дата проведения занятия

План

Факт

1

Вводное занятие. Сбор учащихся. Инструктаж по технике безопасности, гигиене и охране голоса.

Вокальные упражнения.

1

2

Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

1

3

Работа над исполнением песни. Работа над дикцией.

1

4

Сценическая отработка номера.

1

5

Дыхательные и артикуляционные упражнения.

Разучивание песни.

1

6

Звуковедение. Сценическая отработка номера.

1

7

Работа над тембровой окраской голоса.

Выразительное исполнение песни.

1

8

Вокальные упражнения. Работа над дикцией.

1

9

Дыхательные и артикуляционные упражнения.

1

10

Партии в хоре. Сценическая отработка номера.

1

11

Вокальные упражнения. Разучивание песни.

1

12

Работа над дикцией.

1

13

Дыхательно-певческие упражнения. Разучивание песни.

1

14

Разучивание песни.

1

15

Сценическая отработка номера. Работа над дикцией.

1

16

Вокальные упражнения. Повторение выученных песен.

1

17

Жанровое разнообразие музыки. Беседа.

1

18

Типы голосов. Разучивание песни.

1

19

Работа с солистами. Формирование певческих навыков.

1

20

Вокальные упражнения. Разучивание песни.

1

21

Музыкальная игра «Эхо».

1

22

Вокальная работа над песней.

1

23

Вокальные упражнения.

1

24

Выразительное исполнение песни.

1

25

Слушание и анализ музыкальных произведений.

1

26

Сценическая отработка номера. Работа над произведением.

1

27

Артикуляционные речевки. Работа над песнями.

1

28

Слушание и анализ музыкальных произведений. Отработка вокально-хоровых навыков.

1

29

Звуковедение. Разучивание песни.

1

30

Вокальные упражнения.

1

31

Дыхательные и артикуляционные упражнения.

1

32

Роль песни в жизни человека. Беседа. Повторение выученных песен.

1

33

Подготовка к концерту. Повторение песен.

1

34

Подготовка к концерту. Повторение песен.

1

35

Подготовка к концерту. Повторение песен.

1

36

Выступление на итоговом концерте.

1

Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

- наличие специального кабинета;

- наличие репетиционного зала (сцены);

- фортепиано, другой инструмент;

- музыкальный центр, компьютер;

- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;

- нотный материал.

Формы аттестации.

В рамках реализации Программы применяются следующие виды контроля:

  1. текущий контроль;
  2. промежуточный контроль;
  3. итоговый контроль.

Текущий контроль проводится после каждого занятия в форме опроса, наблюдения за правильностью выполнения практического задания;

Промежуточный контроль – по окончании каждого блока в форме игр, практических заданий (речевая разминка, скороговорки, пластический этюд, сценический этюд «Я в предлагаемых обстоятельствах»)

Итоговой контроль может проходить в форме инсценировки, сценической фантазии по мотивам произведения, мини-спектакля.

Предварительная диагностика

Программа предусматривает проведение предварительного обследования детей и с целью определения типа голоса и певческого диапазона ребенка. Работу по постановке певческого голоса нужно начинать с укрепления примарного диапазона. И распевки, и песни на начальном этапе обучения должны располагаться в этой области и по диапазону не превышать терции – кварты. Затем – голос развивается вниз, и только потом – вверх.

Начинать диагностику лучше всего с выявления речевых характеристик:

Ребенок отвечает на заданные вопросы, а педагог, прислушиваясь к звучанию его естественного речевого голоса, определяет его тип (высокий, средний или низкий) и примарную речевую зону (например, ре1 - фа1, до1 - ми1, си-бемоль - до-диез1).

Зафиксировав в заранее приготовленном протоколе свои впечатления о типе речевого голоса ребенка и области, где он в основном звучит, педагог предлагает ребенку спеть песню, какая ему нравится или какую учили на музыкальных занятиях. Педагог пока не аккомпанирует ребенку, чтобы он спел в удобной для себя, а не в предлагаемой тональности. Услышав, в какой тональности поет ребенок, педагог может поддержать его аккомпанементом. В протоколе фиксируются: тип голоса по тембру и примерная область наиболее свободного и естественного звучания (как их слышит педагог во время пения песни).

По результатам проведенной диагностики каждая группа детей делится на три подгруппы: дети с высокими, средними и низкими голосами. Детей со средними голосами, как правило, больше всего.

По подгруппам поются и распевки, и песни. В том случае, когда педагог хочет дать детям какую-то песню дополнительно, ее можно предложить одной или двум подгруппам голосов или транспонировать в удобные для них тональности; можно «разбросать» по подгруппам запев и припев, первую половину запева 1 подгруппа (высокие и средние голоса), вторую половину – 2 подгруппа (низкие голоса).

Карта обследования

ФИ ребенка

Примарная речевая зона

Общий диапазон

Примарный диапазон

Тип голоса

Таким образом, построенная работа с учетом природных данных голосов способствует сохранению здоровья певческого аппарата, развитию голоса и слуха, общему музыкальному развитию детей, в результате чего видна динамика роста развития детей.

Диагностика уровня развития певческих умений.

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка (баллы)

0

1

2

3

1.

Качественное исполнение знакомых песен

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием

1- справляется с помощью педагога

2 - справляется с частичной помощью педагога

3 - справляется самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька».

Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька» разработана  на основе программы Э.П. Костиной «Камертон» и программы  по  музыкальному воспитанию детей ...

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

Рабочая программа вокально-хоровой студии " Карамельки"

Рабочая программа  вокально-хоровой студии " Карамельки"...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа кружка "Эстрадный вокал"

Рабочая программа кружка "Эстрадный вокал"...

Рабочая программа по хоровому пению детского творческого объединения «Домисолька» для детей 5 – 8 лет

Рабочая программа по хоровому пению для детей старшего дошкольного возраста....