Консультация "Возраст почемучек"
консультация (средняя группа)

Молчанова Елена Николаевна

Возраст почемучек

       

Дети – очень любопытны. Пока они не умеют разговаривать, они удовлетворяют свое любопытство ощупыванием, облизыванием и надкусыванием всего, что попадается под руку или под ногу. Чуть позже стены дома начинают трястись от непрерывных: «Почему

Неважно, исполнилось любимому чаду три года или пять, рано или поздно оно начинает задавать бесконечные вопросы. Сначала это умиляет. Потом дает возможность почувствовать себя хорошими, вдумчивыми родителями. И, наконец, начинает раздражать. Тем не менее, ребенок должен получать ответ на любой, даже самый неприятный для родителей вопрос. Разумеется, в форме, соответствующей его возрасту и уровню развития.

   Малыш может задавать один и тот же вопрос сто раз, доводя родителей до белого каления. Но психологи напоминают о том, что ребенок по природе своей просто обязан быть любопытным, и родителям стоит нервничать как раз в случае, когда их дети не задают вопросов. Этап непрерывных вопросов очень важен для развития ребенка, так как именно в это время закладывается мотивация к учебе и усвоению новой информации.

   Задаваемые ребенком вопросы свидетельствуют о том, что его развитие протекает совершенно нормально. Причем не только речевое, но и умственное  – ведь задавая вопросы, малыш пытается постичь причинно следственную связь событий и предметов. А также и эмоциональное, ибо малыш уже воспринимает себя как существо с собственными мыслями, желаниями и нуждами – и требует осознанного внимания к себе.

   Чем быстрее развивается речь ребенка, тем раньше он начинает задавать вопросы и тем более абстрактными они оказываются. Переход от «Что это?» к «Где мячик?» означает качественно новый уровень развития. Это значит: ребенок понял, что люди и вещи продолжают существовать, даже пропав из поля его зрения.

   В три года ребенок начинает интересоваться правилами поведения в обществе: «Можно мне пойти туда-то? Чья это машинка? Почему тетя разозлилась?»

В нужное время, в правильной форме

   Родители должны следить за тем, чтобы ответы соответствовали уровню задаваемых вопросов. На вопросы «Что это?» ответы должны быть простыми и короткими, но все же информативными. Например, на вопрос «Где собака?»можно ответить: «Она лежит под деревом», тем самым расширяя словарный запас ребенка.

   Помогая родителям готовить еду, убирать дом и ухаживать за растениями, ребенок на практике усваивает причинно-следственную связь тех явлений, которыми интересуется.

Внимание: сигнал тревоги

Но вопросы не всегда нужны ребенку для того, чтобы получить информацию. Иногда ребенок просто пытается привлечь к себе внимание, выразить свои чувства или добиться общения с родителями.

Несмотря на то, что почемучки преобладают, встречаются дети, не задающие или почти не задающие вопросов. Радоваться этому, пожалуй, не стоит: скорее всего, у такого нелюбопытного ребенка есть та или иная проблема.

    Психологи выделяют три основные причины, по которым дети не превращаются в почемучек. Прежде всего, это могут быть трудности с речью, задержка речевого развития. Во-вторых, у ребенка могут быть проблемы эмоционального характера – неуверенность в себе, кризисная ситуация дома или в детском саду, депрессия. Наконец, не исключено отставание в когнитивном развитии, когда, несмотря на соответствующий возраст, ребенок не интересуется причинно-следственной связью происходящего вокруг него.

   Возможно, такой ребенок просто не понял, что общение с другими является источником информации или вообще не заинтересован в общении, что бывает при различных формах аутизма и других нарушениях психики.

  В норме активный и любознательный ребенок задает вопросы, и полученная информация побуждает его спрашивать еще больше. Но это только в том случае, если взрослые готовы отвечать ему. Если ребенок чувствует, что его вопросы неуместны, что он мешает взрослым и раздражает их, он не будет стремиться расширить свои познания. Разумеется, есть дети, которые просто в силу своего характера задают меньше вопросов, при этом не испытывая трудностей в общении. Более пассивных детей стоит поощрять получать знания, выдавая им информацию даже без просьбы с их стороны. Родители могут начать с того, что сами будут задавать наводящие вопросы, например во время чтения книги или просмотра телевизора. Да, бывает и так, что любознательности приходится учиться…

Что делать с почемучками?

1. Ведите с ребенком диалог. Спрашивайте себя, что именно хочет узнать ребенок, задавая тот или иной вопрос.

2. Ответ должен соответствовать возрасту и развитию ребенка. Не выдавайте слишком сложных пояснений, но и не отделывайтесь ничего не значащими фразами.

3. Для вашего ребенка вопросы являются учебой, первой стадией получений знаний. Поэтому отвечайте так, чтобы стимулировать детскую любознательность.

4. Запаситесь терпением. Детские вопросы могут раздражать, но главное – дать ребенку понять, что он может рассчитывать на вашу помощь.

5. Ищите ответы вместе с ребенком. Неожиданный взгляд ребенка на произошедшее событие может заставить и вас взглянуть на это иначе.

Как реагировать на «трудные» вопросы?

1. В принципе, необходимо говорить ребенку правду, но адаптировать ее к его возрасту. Только тогда ребенок сможет вам доверять.

2. Если вы не знаете ответа или вопрос застал вас врасплох, признайтесь в этом и пообещайте поискать ответ позже. Не забудьте только сдержать слово.

3. Родители имеют право сказать, что не хотят обсуждать с ребенком какую-либо тему, но при этом необходимо объяснить ребенку причины, по которым вы приняли такое решение.

4. Постарайтесь понять, что именно хочет узнать ребенок. Зачастую ему требуется гораздо более простой ответ, чем вы думаете.

5. Отвечая, учитывайте уровень развития ребенка, а также особенности его характера.

6. Не смейтесь над вопросами ребенка и не отвечайте ему цинично. Ребенок может не понять шутки и обидится, а возможно, даже перестанет вам доверять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст почемучек

       

Дети – очень любопытны. Пока они не умеют разговаривать, они удовлетворяют свое любопытство ощупыванием, облизыванием и надкусыванием всего, что попадается под руку или под ногу. Чуть позже стены дома начинают трястись от непрерывных: «Почему

Неважно, исполнилось любимому чаду три года или пять, рано или поздно оно начинает задавать бесконечные вопросы. Сначала это умиляет. Потом дает возможность почувствовать себя хорошими, вдумчивыми родителями. И, наконец, начинает раздражать. Тем не менее, ребенок должен получать ответ на любой, даже самый неприятный для родителей вопрос. Разумеется, в форме, соответствующей его возрасту и уровню развития.

   Малыш может задавать один и тот же вопрос сто раз, доводя родителей до белого каления. Но психологи напоминают о том, что ребенок по природе своей просто обязан быть любопытным, и родителям стоит нервничать как раз в случае, когда их дети не задают вопросов. Этап непрерывных вопросов очень важен для развития ребенка, так как именно в это время закладывается мотивация к учебе и усвоению новой информации.

   Задаваемые ребенком вопросы свидетельствуют о том, что его развитие протекает совершенно нормально. Причем не только речевое, но и умственное  – ведь задавая вопросы, малыш пытается постичь причинно следственную связь событий и предметов. А также и эмоциональное, ибо малыш уже воспринимает себя как существо с собственными мыслями, желаниями и нуждами – и требует осознанного внимания к себе.

   Чем быстрее развивается речь ребенка, тем раньше он начинает задавать вопросы и тем более абстрактными они оказываются. Переход от «Что это?» к «Где мячик?» означает качественно новый уровень развития. Это значит: ребенок понял, что люди и вещи продолжают существовать, даже пропав из поля его зрения.

   В три года ребенок начинает интересоваться правилами поведения в обществе: «Можно мне пойти туда-то? Чья это машинка? Почему тетя разозлилась?»

В нужное время, в правильной форме

   Родители должны следить за тем, чтобы ответы соответствовали уровню задаваемых вопросов. На вопросы «Что это?» ответы должны быть простыми и короткими, но все же информативными. Например, на вопрос «Где собака?»можно ответить: «Она лежит под деревом», тем самым расширяя словарный запас ребенка.

   Помогая родителям готовить еду, убирать дом и ухаживать за растениями, ребенок на практике усваивает причинно-следственную связь тех явлений, которыми интересуется.

Внимание: сигнал тревоги

Но вопросы не всегда нужны ребенку для того, чтобы получить информацию. Иногда ребенок просто пытается привлечь к себе внимание, выразить свои чувства или добиться общения с родителями.

Несмотря на то, что почемучки преобладают, встречаются дети, не задающие или почти не задающие вопросов. Радоваться этому, пожалуй, не стоит: скорее всего, у такого нелюбопытного ребенка есть та или иная проблема.

    Психологи выделяют три основные причины, по которым дети не превращаются в почемучек. Прежде всего, это могут быть трудности с речью, задержка речевого развития. Во-вторых, у ребенка могут быть проблемы эмоционального характера – неуверенность в себе, кризисная ситуация дома или в детском саду, депрессия. Наконец, не исключено отставание в когнитивном развитии, когда, несмотря на соответствующий возраст, ребенок не интересуется причинно-следственной связью происходящего вокруг него.

   Возможно, такой ребенок просто не понял, что общение с другими является источником информации или вообще не заинтересован в общении, что бывает при различных формах аутизма и других нарушениях психики.

  В норме активный и любознательный ребенок задает вопросы, и полученная информация побуждает его спрашивать еще больше. Но это только в том случае, если взрослые готовы отвечать ему. Если ребенок чувствует, что его вопросы неуместны, что он мешает взрослым и раздражает их, он не будет стремиться расширить свои познания. Разумеется, есть дети, которые просто в силу своего характера задают меньше вопросов, при этом не испытывая трудностей в общении. Более пассивных детей стоит поощрять получать знания, выдавая им информацию даже без просьбы с их стороны. Родители могут начать с того, что сами будут задавать наводящие вопросы, например во время чтения книги или просмотра телевизора. Да, бывает и так, что любознательности приходится учиться…

Что делать с почемучками?

1. Ведите с ребенком диалог. Спрашивайте себя, что именно хочет узнать ребенок, задавая тот или иной вопрос.

2. Ответ должен соответствовать возрасту и развитию ребенка. Не выдавайте слишком сложных пояснений, но и не отделывайтесь ничего не значащими фразами.

3. Для вашего ребенка вопросы являются учебой, первой стадией получений знаний. Поэтому отвечайте так, чтобы стимулировать детскую любознательность.

4. Запаситесь терпением. Детские вопросы могут раздражать, но главное – дать ребенку понять, что он может рассчитывать на вашу помощь.

5. Ищите ответы вместе с ребенком. Неожиданный взгляд ребенка на произошедшее событие может заставить и вас взглянуть на это иначе.

Как реагировать на «трудные» вопросы?

1. В принципе, необходимо говорить ребенку правду, но адаптировать ее к его возрасту. Только тогда ребенок сможет вам доверять.

2. Если вы не знаете ответа или вопрос застал вас врасплох, признайтесь в этом и пообещайте поискать ответ позже. Не забудьте только сдержать слово.

3. Родители имеют право сказать, что не хотят обсуждать с ребенком какую-либо тему, но при этом необходимо объяснить ребенку причины, по которым вы приняли такое решение.

4. Постарайтесь понять, что именно хочет узнать ребенок. Зачастую ему требуется гораздо более простой ответ, чем вы думаете.

5. Отвечая, учитывайте уровень развития ребенка, а также особенности его характера.

6. Не смейтесь над вопросами ребенка и не отвечайте ему цинично. Ребенок может не понять шутки и обидится, а возможно, даже перестанет вам доверять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Моя милый край» (путешествие по Удомельскому району с Почемучкой)

Авторская дидактическая игра по краеведению, разработана в рамках проекта "Введение ребенка 6-7 лет в социальный мир средствами краеведения"....

" Почемучки " или Как отвечать на детские вопросы.

Умение ответить на  вопрос ребёнка- большое искусство.Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей....

Консультация для родителей "Что ответить Почемучке?"

Консультация для родительского уголка....

Программа работы кружка "Почемучка"

Программа работы кружка "Почемучка"...

Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»

Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»...

Родительский клуб"Почемучка"

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. Но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения...