«Народные куклы Руси» в рамках долгосрочного проекта «Приобщение к народной культуре»
проект

Кусаинова Светлана Викторовна

Конспект НОД занятия-беседы с практической частью «Куклы Древней Руси»

Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Автор: Кусаинова С.В.

 

Цель нашего творческого занятия крайне важна-потому что каждый человек должен знать культуру и традиции наших предков.

 

Цель урока:

- Прививать детям интерес к русской культуре посредством изучения и создания народных кукол, и конечно же игр с ними

- Патриотического  воспитания  посредством  исторической  деятельности умельцев нашего народа

-  Расширение    кругозора  

Задачи

Образовательная:  Познакомить  с историей народных  промыслов Руси, научить изготавливать народную куклу.

Развивающая: Развивать  нравственные  и  эстетические   чувства, развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся. 

Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей. Воспитывать бережное отношение к обереговой символике и хранению традиций наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_narodnye_kukly_rusi.docx8.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД занятия-беседы с практической частью «Куклы Древней Руси»

Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Автор: Кусаинова С.В.

Цель нашего творческого занятия крайне важна-потому что каждый человек должен знать культуру и традиции наших предков.

Цель урока:

- Прививать детям интерес к русской культуре посредством изучения и создания народных кукол, и конечно же игр с ними

- Патриотического  воспитания  посредством  исторической  деятельности умельцев нашего народа

-  Расширение    кругозора  

Задачи

Образовательная:  Познакомить  с историей народных  промыслов Руси, научить изготавливать народную куклу.

Развивающая:  Развивать  нравственные  и  эстетические   чувства, развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся. 

Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей. Воспитывать бережное отношение к обереговой символике и хранению традиций наших предков.

Ход совместной деятельности:

(Педагог приглашает детей в «избу»)

-Здравствуйте, гости дорогие!

Проходите ко мне в гости…У русского народа гостям всегда рады…

Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! Я расскажу вам много интересного, а вы слушайте внимательно.

Воспитатель: Посмотрите, что я вам сегодня приготовила. Что же это такое?

Дети: - Ответы детей…

Кто загадку отгадает,

Платочек раскрывает.

Загадка:

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

Дети: - Кукла!

Воспитатель: Все-то вы знаете? Давайте раскроем платок и посмотрим, что за кукла там находится? (раскрывают и находят тряпичную игровую куколку)

Воспитатель: Ребята, а какая это кукла, из чего она сделана?

Дети: Передают куклу друг другу и описывают ее, высказывают свое мнение.

Воспитатель:

Далеко мы с вами шли,

Куклу древнюю нашли.

Вы вставайте поудобней,

Вам поведаю рассказ,

С чем играли наши предки

Без утайки, без прикрас

Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием  После трудового дня люди  на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.

   Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы.

Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага.

При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

     Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.

     По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

- обрядовые;

 - куклы-обереги;

- игровые.

Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы.  Кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Когда девочке исполнялось пять лет она должна была мастерить кукол сама.

Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали.  Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Первая тряпичная кукла  появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка». Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза.

Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.

ВЕСНЯНКА

В старину славянские девушки по весне делали яркие куклы и дарили их друг другу. Волосы  у традиционных куколок «Веснянок» всегда были из ярких ниток. Кукла давалась на радость, на будущие надежды, на здоровье. Ранней весной она должна была яркими красками напомнить, что скоро придет тепло и земля станет такой же красочной, как она сама. Веснянку берегли до следующей весны, а потом мастерили новую.

     Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.

КУКЛА ТРАВНИЦА

Здравницу (травницу) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух.

Ребята кто хочет понюхать чем пахнут наши Травницы?
Дети отвечают-мятой.

КУКЛА-СОРОКА

Кукла сорока это народный талисман призванный привлечь достаток, прибыль в дом. Помимо умножения богатства оберег защищает семью от дурных вестей и приносит добрые новости.

Народная кукла сорока, она же жаворонок олицетворяет начало весны, прилет птиц. Мастерилась обрядовая кукла сорока в день весеннего равноденствия. Она занимала важное место в обряде «заклички» в празднике весны.

Дареха (Дарёша).

сакральный смысл- камушек (символ здоровья), монетка ( символ достатка), пуговица (символ женского рукоделия), что-то одно из перечисленного. Куклу дарили девочкам с пожеланиями того, что было скрыто в куколке.

Воспитатель : ребята потрогайте, что у нашей Дарехи в мешочке?

Дети отвечают: денежка и крупа.

Воспитатель : Правильно, чтобы она была всегда сытой и богатой :)

Каждую куклу, про которую рассказали, педагог находит и показывает детям.

      Гости дорогие, ну а вы не засиделись ли без дела?

Давайте поиграем!

Вставайте в круг…

"Клубочек"

Передаем клубочек и придумываем как ласково назвать нашу куколку?

     Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки!

    Ребята, хотите сделать лоскутную куколку сами?

    Мы с вами сегодня будем делать куклу Веснянку с косами.

Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Веснянка – оберег хорошего настроения.

     Посмотрите, у вас есть круг  цветной ткани, лоскут ткани прямоугольной формы белой ткани, лоскут треугольной формы -для платка, небольшой кусочек синтепона. И конечно разноцветные косы, которые мы с вами плели на прошлом уроке.

За работу! Берем кусочек синтепона и скатываем в небольшой шарик. Берем самый большой круг. В центр кладем шарик. это будет голова куклы. Теперь сожмем в кулак, образуя шар, замотаем ниткой. Это  - первый слой тряпичной куклы.

 Напоследок возьмите белую ткань и положите поверх головы, обматываем вокруг головы куклы. Нужно сделать руки у нашей куклы. Для этого подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем ниткой.

Теперь берем в руки  лоскут ткани треугольной формы и повязываем на головку  куклы, завязываем.

Ребята, теперь кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!

Рефлексия:

Ребята, чем занимались наши предки во время посиделок?

Какую куклу мы с вами делали сегодня?

Каких кукол вы еще запомнили?

Давайте устроим изнаших куколок хоровод-пусть они повеселятся и потанцуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "История возникновения народной куклы"

Приобщение дошкольников к народной культуре ,через ознакомление с народной куклой....

Проект "Мини - музей народной куклы".

Мир народной  куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Совр...

Конспект физкультурного досуга в рамкам долгосрочного проекта « Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР». По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» для детей средней

laquo; Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР».По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди&raqu...

Долгосрочный проект на тему: "Народные промыслы России" - 2020 - 2021

В наше время мало уделяется внимания знакомству детей с народным промыслам, русским традициям, различными видами прикладного искусства. Народное декоративно – прикладное искусство нашей необъятн...

Проект "Приобщение к народной культуре"

Проект по духовно-нравственному воспитанию стрших дошкольников...

КОНСПЕКТ мастер-класса для воспитанников подготовительной группы по изготовлению народной куклы «Мартенички» (в рамках проекта по патриотическому воспитанию)

Материал содержит конспект занятия с фотографиями поэтапного изготовления народной куклы "Мартенички". Мастер-класс расчитан на воспитанников подготовительной группы....