Тренинг «Социально-эмоциональное развитие педагогов»
материал

Попкова Екатерина Алексеевна

Тренинг «Социально-эмоциональное развитие  педагогов»

Цель тренинга: формирование механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного  на развитие эмоциональной культуры; выявить уровень творческого потенциала педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Задачи тренинга:

  1. Включить педагогов в активное тренинговое взаимодействие (анализ педагогических ситуаций, дискуссия, моделирование ситуаций);
  2. Организовать включенное наблюдение участниками тренинга за проявлением в общении тех личностных качеств, которые обеспечивают социальную компетентность (рефлексивность, эмпатичность, социальная мобильность, толерантность, способность к сотрудничеству, межличностная привлекательность);
  3. Оказать психологическое сопровождение педагогам по созданию условий по противостоянию неблагоприятным факторам (преодолению состояния эмоционального возбуждения и быстрого возвращения к состоянию душевного равновесия после стресса).
  4. Формировать активную позицию в ситуациях педагогического взаимодействия, готовности к проявлению коммуникативной инициативы и принятия на себя ответственности в конфликтных ситуациях;
  5. Развить эмоциональную чувствительность, открытость новому социальному опыту, новым социально-психологическим знаниям.

Принципы работы тренинговой группы.

Результативность психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов.

  1. Ненасилъственностъ общения;
  2. Эмоциональная компетентность как осознание собственных эмоций и эмоций окружающих;
  3. Самодиагностика;
  4. Положительный характер обратной связи;
  5. Психологическая безопасность (обеспечение максимального психологического комфорта каждому члену группы);
  6. Включенность;
  7. Работа в команде;
  8. Формировать суждения и принимать решения (сделать выводы из того, что за сегодня произошло, и измениться ещё немного);
  9. Думать критически, творчески мыслить;
  10.  Обратная связь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popkova_e.a.trening.docx120.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Социально-эмоциональное развитие  педагогов» 

Тренинг для педагогов

Подготовил:

Педагог-психолог

Попкова Е.А.

Тренинг «Социально-эмоциональное развитие  педагогов»

Цель тренинга: формирование механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного  на развитие эмоциональной культуры; выявить уровень творческого потенциала педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Задачи тренинга:

  1. Включить педагогов в активное тренинговое взаимодействие (анализ педагогических ситуаций, дискуссия, моделирование ситуаций);
  2. Организовать включенное наблюдение участниками тренинга за проявлением в общении тех личностных качеств, которые обеспечивают социальную компетентность (рефлексивность, эмпатичность, социальная мобильность, толерантность, способность к сотрудничеству, межличностная привлекательность);
  3. Оказать психологическое сопровождение педагогам по созданию условий по противостоянию неблагоприятным факторам (преодолению состояния эмоционального возбуждения и быстрого возвращения к состоянию душевного равновесия после стресса).
  4. Формировать активную позицию в ситуациях педагогического взаимодействия, готовности к проявлению коммуникативной инициативы и принятия на себя ответственности в конфликтных ситуациях;
  5. Развить эмоциональную чувствительность, открытость новому социальному опыту, новым социально-психологическим знаниям.

Принципы работы тренинговой группы.

Результативность психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов.

  1. Ненасилъственностъ общения;
  2. Эмоциональная компетентность как осознание собственных эмоций и эмоций окружающих;
  3. Самодиагностика;
  4. Положительный характер обратной связи;
  5. Психологическая безопасность (обеспечение максимального психологического комфорта каждому члену группы);
  6. Включенность;
  7. Работа в команде;
  8. Формировать суждения и принимать решения (сделать выводы из того, что за сегодня произошло, и измениться ещё немного);
  9. Думать критически, творчески мыслить;
  10.  Обратная связь.

В конце тренинга обязательна обратная связь (Что понравилось?; Чего бы вы хотели добавить/внести? и тп.) Кроме определения общей цели и способов её достижения, сразу же распределяются роли между каждым из педагогов. Все педагоги нашего ДОУ стремятся познать себя, свои возможности и способности.

Ведущий тренинга: педагог-психолог.

Время проведения: 1час 30мин.

Актуальность

Эмоциональная культура — это способность к выражению чувств, эмоций, позитивное реагирование на эмоции и чувства окружающих. При достаточно развитом уровне эмоциональной культуры у педагогов будут наблюдаться такие качества как эмпатия, отзывчивость, понимание, доброжелательность, толерантность, уважение, коммуникабельность, готовность помочь и т. д.

Важно развивать уровень эмоциональной культуры педагога, так как их задача - грамотно найти подход к каждому ребенку и родителю. В своей работе мы можем столкнуться с детьми/родителями разных эмоциональных состояний: кто-то будет агрессивный, кто-то — депрессивный, кто-то — неуравновешенный, кто-то — подавленный, педагог же должен найти «ключик» к каждой сложившейся ситуации.

На современном этапе развития педагогической науки меняется содержание и направленность образования, продиктованные новыми концептуальными подходами гуманизации, личностной ориентации, поликультурности и глобализации. Сегодня стратегия модернизации российского образования предполагает реализацию нового для нашей системы образования компетентностного подхода («система 4К»). При сохранении фундаментальности образования должна быть усилена его практическая жизненная направленность.

В своей работе я использую модель 4К:

https://image.mel.fm/i/V/Vt5wGXFBYo/590.png

Принимая во внимание современные требования к образованию в РФ, мы приходим к необходимости развития 4К компетенций у педагогов.

В основе программы повышения компетенции педагогов лежат тренинговые занятия и проектное обучение (внутри ДОУ в рамках инновационной деятельности), ориентированные на динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри обучающегося педагогического сообщества. «4К» – это возможность для педагога подниматься на разные ступени своего профессионально-личностного развития и совершенствования педагогического мастерства.

Сосредоточить воедино комплексную работу над всеми компонентами компетентностей позволяет тренинг как особый и эффективный вид образовательной деятельности. 
Внимание в тренинге следует сосредоточить на такой интегративной характеристике социальной компетентности, как социально-психологическая продуктивность. 

В данном тренинге педагогам предстоит осознать важность эмоциональной культуры, разобрав психологические  ситуации; развить самоконтроль; повысить уровень личной эмоциональной культуры. 

На начальном этапе работа организуется со всем педагогическим коллективом (35 человек), затем при выявлении профессиональных дефицитов  тренинг проводится в устойчивых малых группах по 4—5 человек.

Главное условие успешного использования педагогами технологий, направленных на развитие критического мышления, используемых в тренинге - является собственное понимание и принятие педагогами идеи о необходимости развития критического мышления. Кроме того, чтобы научить детей критически мыслить, педагог должен сам уметь это делать. Критическое мышление педагогов  проявляется при формировании собственной позиции, объяснении своих умозаключений, формировании своей собственной позиции. Креативность - интерес к окружающему, поиск ответов, обработка предложенных идей.

Правила для группы:

  1. Доверительное общение, обращение к друг другу по имени.

Принцип «здесь и сейчас» - говорим то, что волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит здесь в группе.

  1. Говорим от своего имени: «Я считаю…», «Я думаю…».
  2. Оцениваем поступки, а не людей.

* В случае необходимости правила могут быть дополнены участниками тренинга.

1. Приветствие. Сообщение темы.

Создание настроя на работу, знакомство с ведущим, а также с целями тренинга.

Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас. Сегодня тема нашего тренинга посвящена проблеме, которая является важной и актуальной в работе педагога: «Социально-эмоциональная культура педагога». Мы обучаем, воспитываем и просвещаем детей в процессе общения. И от того, насколько мы эмоционально зрелые - зависит результат нашего нелегкого труда, именно поэтому наше занятие посвящено повышению эмоциональной культуры.

2. Знакомство.

Метод символического самовыражения (разогревающая психотехника «Визитка»)

Цель: Установление контакта. Дать возможность при знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.

Материалы: лист бумаги формат а5,цветные карандаши.

Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с  ним. Первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать “перевод” своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно “переводится”. Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений. Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

  • Чье представление имени понравилось больше/меньше всего?
  • Насколько игровое имя соответствует характеру участника?

Сейчас мы с вами познакомились, узнали друг о друге больше, дальше предлагаю настроиться на нашу работу и порассуждать что же такое эмоциональная культура педагога.

3. Упражнение «Мозговой штурм»

Цель: активизировать мыслительную деятельность. Развивать умение анализировать и систематизировать знания.

Обсуждение:..

Уважаемые коллеги, сколько интересных и раскрытых ответов у вас получилось. Вы все несомненно правы, ведь эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В нём должен присутствовать педагогический такт, самоконтроль эмоционального состояния.

Часто с нами в жизни случаются не приятные ситуации, мы расстраиваемся, злимся, можем винить других людей в случившемся. В такие моменты важно сохранять спокойствие и холодный рассудок и попробовать взглянуть на проблему со стороны другого человека. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». Я  буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

4. Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном, карточки с ситуациями.

Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:

Заведующий отчитал вас за плохо выполненную работу (Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок; В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше).

Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом (Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой;  Это хорошая возможность освоить новые методы работы).

На работе задержали зарплату (Можно сэкономить на чем-то; Можно теперь сесть на диету).

По дороге на работу вы сломали каблук (Хороший повод купить новые сапоги). Большинство ваших воспитанников показали слабые результаты мониторинга (Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили).

Вы внезапно заболели (Хороший повод отдохнуть; Заняться наконец-то своим здоровьем).

Рефлексия. Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Коллеги у вас отлично получилось справиться с заданием, всегда важно смотреть на неприятность с двух сторон и принимать правильные решения, но еще важна для каждого человека поддержка: коллег, друзей, родных. Важно и самому уметь поддержать человека в трудную минуту.

5. Упражнение «Тарелка с водой».

Цель: Развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи. Метод построения диспозиций.

Материалы: тарелка, вода.

Группа   участников, молча с закрытыми глазами,  передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

  • Что, по вашему мнению, не удалось?
  • Как это можно исправить, что необходимо сделать?
  • Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Поддержка, помощь, доверие и работа в команде важна, но бывают такие моменты, когда плохое настроение взяло вверх и справиться с этой нелегкой задачей приходится самому. Сейчас мы с вами научимся контролировать свой гнев.

6. Упражнение «Шарик» (работа с гневом)

Цель: помочь осознать, как можно контролировать гнев.

Материалы: воздушные шары.

Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик -это ваше тело, а воздух внутри шарика -это ваш гнев или злость.

Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук?

(Он улетит.)

Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)

Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.

Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями». (Участники выполняют задание.)

Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается)

А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)

Так и человек должен учиться управлять своим гневом для того чтобы не навредить окружающим людям и себе.

А теперь давайте попробуем, научиться управлять гневом, и для этого выполним одно из упражнений.

7. Упражнение «Источник»

Цель: расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы: фонограмма «Вода» (сборник мелодий для релаксации). Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст: «Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли уходят вместе с водой.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.

Поблагодарив источник, вы возвращаетесь по тропинки назад в наш центр, в наш кабинет. Сохранив ту энергию, которую вы получили от источника возвращайтесь в наш круг и постепенной открывайте глаза».

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.

Мы свами расслабились, сняли напряжение, а теперь я вам предлагаю избавиться от негативных чувств и эмоций, выбросить все это добро в мусорное ведро.

9. Упражнение «Ведро мусора»

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги а4, ручки, ведро для «мусора»

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх.

Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на.», «я сержусь на.», и тому подобное. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Коллеги мы сегодня свами провели сложную и интересную работу, иногда хочется чтобы все наши неурядицы решились по щелчку пальцев, и все хорошее быстро произошло. Предлагаю вам заглянуть в мой чудо Ларец, и вытянуть для себя послание, которое предвещает только хорошее!

10. Игра «Ларец желаний»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроения.

Материалы: Ларец (сундучок, коробка, шкатулка), листочки с пожеланиями.

Участникам предлагается достать из ларца листы, на которых написано, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты:

В ближайшее время тебе особенно повезет! Жизнь готовит Вам приятный сюрприз! Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом! Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую!

Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь! Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом! Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе! Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе весна! Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег! Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадует тебя! Не бойся своих желаний, их исполнение дает новые жизненные ресурсы! А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно найди повод гордиться собой!

Загляни внутрь себя, там есть все то, что тебе так импонирует в других людях! Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся… дорожи этим!

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

11. Притча о колодце.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца был невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений – большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

 Заключительное слово

Как мы убедились, от многих показателей зависит эмоциональная культура педагогического общения. Некоторые приёмы повышения эмоциональной культуры мы смогли отработать сегодня на практике. Я надеюсь, Вы будете их использовать в общении со студентами, коллегами и другими людьми. Примите, пожалуйста, памятки с рекомендациями по повышению эмоциональной устойчивости. А наше занятие подходит к концу. Благодарю за внимание и активное участие, и помните: Мы сами создаём свою действительность!

Список изучаемой литературы

  1.  «Личностный потенциал: структура и диагностика».  Под ред. Д.А.Леонтьева. - Москва: Смысл, 2011. – 680 стр.
  2. Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
  3. Илсе Санд «Компас эмоций. Как разобраться в своих чувствах». – М.:Альпина, 2018
  4. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации / Авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. М.: Российский учебник, 2019
  5. Леонтьев Д. Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как? // Образовательная политика. 2019. № 3 -79с. 
  6. Саймон С., Хау Л., Киршенбаум Г. «Почему мы так поступаем? 76 стратегий для выявления наших истинных ценностей, убеждений и целей». – М.:Альпина, 2017
  7. Селигман М. «Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь». – М.:Альпина, 2013
  8. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха». М.: издательская группа «точка», 2018.
  9. Ясвин В.А.  Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам. // Изв. Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 1
  10. Ясвин В.А.  Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии. // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2020. Т. 17. №2. С. 295-314.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по социально-эмоциональному воспитанию дошкольников

В данных методических рекомендациях говорится о важности роли эмоций в организации учебно-воспитательного процесса в целом, который включает в себя:- организацию предметно-развивающей среды;- формиров...

Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...

Игровой тренинг с родителями Социально–эмоциональное развитие детей в семье.

Познакомить родителей  с понятиями социально-эмоционального развития ребёнка....

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

Тренинг для родителей на тему: «Социально – эмоциональное развитие детей посредством игр и игровых упражнений».

Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром....

Психологический тренинг по социально-эмоциональному развитию «Вслед за радугой»

Психологический тренинг по социально-эмоциональному развитию «Вслед за радугой»Группа: старшая группа.Форма занятия: подгрупповая (8 человек).Цель: создание положительного эмоционального н...

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Социально – эмоциональное развитие детей посредством игр и игровых упражнений»

Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;2. Дать определение понятия эмоции, пиктограммы (знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он ука...