Экологическое воспитание в детском саду
статья

Савина Анна Викторовна

Экологическое воспитание считается учеными составляющей экологического образования и рассматривается как относительно новое направление дошкольной педагогики. Под экологическим воспитанием детей дошкольного возраста подразумевается - формирование у них элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_ekologii.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

А.В. Савина

«Экологическое воспитание в детском саду»

МДОУ ДС Ёлочка г. Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области

Аннотация. Экологическое воспитание считается учеными составляющей экологического образования и рассматривается как относительно новое направление дошкольной педагогики. Под экологическим воспитанием детей дошкольного возраста подразумевается - формирование у них элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Ключевые слова: экология, воспитание, дошкольный возраст, проектная деятельность.

Понятие «Экология» и все, что с ним связано навсегда вошло в наш каждодневный словарь, но понимают его по- разному. С научной точки зрения есть много определений.

Экологическое воспитание считается учеными составляющей экологического образования и рассматривается как относительно новое направление дошкольной педагогики, что существенно отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

В педагогической науке и справочных изданиях экологическое воспитание трактуется неоднозначно:

- Формирование у человека сознательного восприятия окружающей среды, чувства личной ответственности за деятельность, так или иначе, связана с преобразованием окружающей природной среды, уверенности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств (Н. Ю. Варламова) [1];

 - Система влияния на членов общества для формирования экологической культуры, гуманности, научно обоснованного отношения к природе на основе национальных и общечеловеческих ценностей (Т.А. Серебрякова) [4];

- Формирование у людей потребности в бережном отношении к природе и разумном использовании ее богатств в своих собственных интересах и интересах будущих поколений (Н. А. Рыжова) [3];

- Систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической культуры (Г. Н. Казарчик)[2, с.3];

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ экологического воспитания. Перед воспитателями дошкольных организаций, стоит важная задача — воспитать творческую личность, осознающую свою ответственность за состояние окружающей среды, за состояние нашего с вами дома. Для решения данной задачи необходимо направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций, на приобщение дошкольников к бережному отношению к природе, к окружающей среде. Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души в первую очередь, так как от этого зависит жизнь всего человечества на Земле.

Под экологическим воспитанием детей дошкольного возраста подразумевается - формирование у них элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста:
- формировать активную позицию, желание изменить, что-либо вокруг себя в лучшую сторону;

- воспитывать защитников природы, дать экологические знания детям;

- научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами;

- развивать экологическую культуру.

Наш детский сад уделяет большое внимание экологическому воспитанию дошкольников. Работая по данному направлению, мы используем программу Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа».

Педагогами был разработан план мероприятий, который предусматривает многочисленные формы работы с детьми. Среди них особое внимание уделяется экологическим досугам, акциям и конкурсам, созданию дидактического материала, беседам, проектной деятельности.

Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения.

С 2020 года в нашем саду реализуется долгосрочный проект «Лаборатория под открытым небом», цель которого – воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе.

В рамках проекта педагогами детского сада проделана следующая работа.

На прогулочных площадках с целью ознакомления детей с лекарственными растениями, деревьями и кустарниками, произрастающими в нашей местности, формирования у детей интереса и бережного отношения к природе родного края разбиты грядки с лекарственными и декоративными растениями.

На территории детского сада создана экологическая тропа, которая решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. На прогулках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые их окружают.

Воспитанниками старших и подготовительных групп ведутся ежедневные наблюдения за явлениями природы, которые фиксируются в календаре природы. Благодаря данным наблюдениям у детей закладываются первые представления об изменениях в природе и осознание, что все эти изменения имеют свои естественные причины. Заполнение календаря – важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Еще одной из интересных форм работы с детьми и взрослыми является акция. Мы провели ряд экологических акций: «Охотники за батарейками», «Сделано с заботой», «Посади дерево», «Красивый детский сад», «Мой дом - чистая планета!». В них приняли участие более 250 человек.

Ежегодно воспитанники детского сада совместно с родителями и педагогами  принимают участие в конкурсах различного уровня:

- городской конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии»;

- областной конкурс «Ахтубинский помидор»;

- региональный этап Всероссийской экологической акции «Сделано с заботой»;

- Всероссийский конкурс «Осенние этюды».

Вся проделанная работа по экологическому воспитанию помогает ребятам узнавать много интересного, расширять свой кругозор, и главное, самим активно принимать участие во всех мероприятиях, понять, как правильно о ней заботится и любить.

Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире. Освоение систематизированных знаний о растениях и животных, как о живых организмах, формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варламова Н. Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Варламова Н. Ю., Соколова В. С., Кочеткова Н. В.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 92-100.

2. Казарчик Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Казарчик Г. Н.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 1- С. 33-37.

3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Рыжова Н. А.; науч. ред. Г.А. Ягодин. - М.Изд. дом «Карапуз», 2001. – С. 432.

4. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) - Педагогика / Серебрякова Татьяна Александровна. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. – С. 208.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду № 11

Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....

Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

Экологическое воспитание в детском саду

Доклад  для  родительского  собрания...

Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду

Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....