консультация для педагогов
консультация (подготовительная группа)

Зачем говорить с детьми о блокаде?

Блокада Ленинграда — крупнейшая гуманитарная катастрофа ХХ века. Это не природная катастрофа, подобная землетрясению или цунами. Она была спланирована и реализована конкретными людьми. Огромное количество погибших в годы блокады объясняется не только голодом и бомбежками, организованными немецкой армией, но и безответственностью советских чиновников тыла и фронта, и эгоистическим равнодушием многих рядовых граждан.На наш взгляд, воспитание личной ответственности каждого человека за себя, своих соседей, своих сограждан — вот ключевая цель,ради которой стоит начинать с ребенком трудный разговор о блокаде Ленинграда. Достижение этой цели возможно в том случае,если мы:

— сможем воспитать в детях историческую эмпатию — способность сопереживать людям, жившим задолго до нас;

— предоставим детям возможность осмыслять, анализировать (и даже дополнять) богатую и исторически достоверную картину событий, происходивших в 1940-е годы;

— откажемся от устоявшихся в советское время пропагандистских стереотипов и позволим современным детям и подросткам свободно и искренне выражать свое мнение о трагических блокадных событиях.

Основные идеи, которые мы хотели бы «вырастить» в детях с помощью освоения блокадных тем, можно сформулировать следующим образом.

  1. Равнодушие и безразличие к страданиям других людей может привести к тому, что страдание станет нормой жизни всего общества.
  2. Милосердие, сострадание, взаимопомощь помогли пережить блокадные бедствия не только тем, кому помогали,но и тем, кто помогал. Духовные ценности, составляющие стержень личности, часто оказываются сильнее телесно-материальных трудностей.
  3. Катастрофа блокадного Ленинграда стала возможна в результате действий и решений не одного, а многих людей.Эти действия и решения зачастую были основаны на предрассудках, фанатизме, ненависти, которые и сегодня могут стать причиной гуманитарных катастроф.

С какого возраста можно начинать говорить о блокаде?

Как строить разговор о блокаде с детьми разного возраста?

На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Прежде всего,потому что существуют различные формы и методы этого разговора. Их выбор зависит от того, с кем мы разговариваем. Все дети очень разные. И если с дошкольниками, живущими в Петербурге,разговор о блокаде вполне возможен, то детям 6–7 лет, которые живут на Дальнем Востоке или в Калининграде, он вряд ли жизненно необходим.

Кто перед нами? Сколько лет этим детям? Они растут в Петербурге или приехали в город из других городов и стран? Или мы общаемся вдали от Петербурга? Где мы ведем разговор о блокаде —в саду, в музее, дома, в автобусе, на местах боев? Сколько детей участвуют в разговоре?

Каждый разговор с детьми о блокаде требует большой педагогической подготовки. Готовых решений здесь нет, и каждая такая встреча индивидуальна.

Дошкольникам о блокаде Ленинграда

Прежде всего, этот разговор с детьми должен быть построен так, чтобы ни в коем случае не травмировать психику ребенка. Исключать темы насилия и смерти. Больше уделить внимания обороне Ленинграда. Помощи с большой земли. Можно рассказать о работе детей на заводах и в госпиталях. Наглядно продемонстрировать памятники, посвященные блокаде, подчеркнув при этом необходимость бережного к ним отношения.

Разговор о блокаде с детьми дошкольного возраста должен быть, прежде всего, психологически безопасным. Основная его задача — создать условия для «расшифровки» символических объектов окружающей среды, в которой представлены блокадные памятники, городские образы, памятные даты, семейные архивы. Еще одна важная задача— формирование навыков нормативного поведения: в первую очередь, уважения к объектам исторического наследия. Именно поэтому блокадные занятия для дошкольников требуют разработки специальных дидактических материалов и организации специальных образовательных пространств. Главное требование к этим материалам и пространствам — психологическая безопасность детей,отсутствие тем насилия и смерти.

Младшим школьникам о блокаде Ленинграда

Важным условием проведения таких бесед также остается психологическая безопасность детей. Знакомство детей с повседневной жизнью блокадников. Это могут быть фотографии рытья окопов, строительства заградительных сооружений, работы пожарников, очередей за хлебом, работе у станков. Ни в коем случае не демонстрировать фотографии лежащих на улицах трупов. Цель этих бесед – вызвать сострадание к людям исторического прошлого. По возможности следует найти привязки с современностью. Воспоминания ветеранов, письма, дневники и т.д.

Основные принципы разговора с детьми о блокаде

  1. Избегайте простых ответов на сложные вопросы. История ленинградской блокады поднимает множество крайне сложных вопросов о поведении человека в экстремальных ситуациях, связанных с конкретным историческим контекстом.
  1. Стремитесь к точности формулировок и избегайте обобщений, например, «все немцы — преступники», «все блокадники — герои». Участники блокадной истории были живыми людьми, способными к принятию самостоятельных решений и моральному выбору. И каждый из них совершил свой выбор.
  2. Не романтизируйте и не героизируйте жизнь блокадников и защитников города. Оперируйте точными фактами и достоверными источниками.
  3. Помните, что дети не обладают вашими знаниями ивашим опытом. Они имеют право не знать того, что педагогу кажется само собой разумеющимся.
  4. Переводите статистику в конкретные факты и судьбы. Абстрактные цифры сброшенных на город бомб скажут ребенку меньше, чем фотографии разрушений и сохранившиеся на городских зданиях следы бомбежек.
  5. Выбирайте такие темы, методы и формы организации разговора о блокаде, которые соответствуют возрасту детей, их опыту, конкретному времени и месту. Воздерживайтесь от игровых, педагогических действий (в том числе, словесных игр), создающих у детей тривиальное и пошлое представление о блокаде.
  6. Не заставляйте детей испытывать эмоции, не навязывайте им чувств, избегайте эмоциональных манипуляций. Помните, что Ваши эмоции принадлежат только Вам.

Пытаясь разрабатывать проекты для детей, связанные со страшными, трагическими вопросами истории Второй мировой войны,нам все время приходится отвечать самим себе на эти вопросы —зачем мы это делаем? Что мы хотим передать современным детям — какое знание, какое понимание той войны? Чему мы хотим их научить? Невозможно выстраивать проект, не задумываясь о его цели. Ведь передача знания — это лишь средство. Зачем мы его передаем? Наверное, ответов на этот вопрос может быть много.Мы для себя формулируем этот ответ так: воспитание личной ответственности растущего человека за самого себя. Способности противостоять убийственной реальности, оставаясь человеком в самых нечеловеческих условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем говорить с детьми о блокаде?

Блокада Ленинграда — крупнейшая гуманитарная катастрофа ХХ века. Это не природная катастрофа, подобная землетрясению или цунами. Она была спланирована и реализована конкретными людьми. Огромное количество погибших в годы блокады объясняется не только голодом и бомбежками, организованными немецкой армией, но и безответственностью советских чиновников тыла и фронта, и эгоистическим равнодушием многих рядовых граждан.На наш взгляд, воспитание личной ответственности каждого человека за себя, своих соседей, своих сограждан — вот ключевая цель,ради которой стоит начинать с ребенком трудный разговор о блокаде Ленинграда. Достижение этой цели возможно в том случае,если мы:

— сможем воспитать в детях историческую эмпатию — способность сопереживать людям, жившим задолго до нас;

— предоставим детям возможность осмыслять, анализировать (и даже дополнять) богатую и исторически достоверную картину событий, происходивших в 1940-е годы;

— откажемся от устоявшихся в советское время пропагандистских стереотипов и позволим современным детям и подросткам свободно и искренне выражать свое мнение о трагических блокадных событиях.

Основные идеи, которые мы хотели бы «вырастить» в детях с помощью освоения блокадных тем, можно сформулировать следующим образом.

Равнодушие и безразличие к страданиям других людей может привести к тому, что страдание станет нормой жизни всего общества.

Милосердие, сострадание, взаимопомощь помогли пережить блокадные бедствия не только тем, кому помогали,но и тем, кто помогал. Духовные ценности, составляющие стержень личности, часто оказываются сильнее телесно-материальных трудностей.

Катастрофа блокадного Ленинграда стала возможна в результате действий и решений не одного, а многих людей.Эти действия и решения зачастую были основаны на предрассудках, фанатизме, ненависти, которые и сегодня могут стать причиной гуманитарных катастроф.

С какого возраста можно начинать говорить о блокаде?

Как строить разговор о блокаде с детьми разного возраста?

На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Прежде всего,потому что существуют различные формы и методы этого разговора. Их выбор зависит от того, с кем мы разговариваем. Все дети очень разные. И если с дошкольниками, живущими в Петербурге,разговор о блокаде вполне возможен, то детям 6–7 лет, которые живут на Дальнем Востоке или в Калининграде, он вряд ли жизненно необходим.

Кто перед нами? Сколько лет этим детям? Они растут в Петербурге или приехали в город из других городов и стран? Или мы общаемся вдали от Петербурга? Где мы ведем разговор о блокаде —в саду, в музее, дома, в автобусе, на местах боев? Сколько детей участвуют в разговоре?

Каждый разговор с детьми о блокаде требует большой педагогической подготовки. Готовых решений здесь нет, и каждая такая встреча индивидуальна.

Дошкольникам о блокаде Ленинграда

Прежде всего, этот разговор с детьми должен быть построен так, чтобы ни в коем случае не травмировать психику ребенка. Исключать темы насилия и смерти. Больше уделить внимания обороне Ленинграда. Помощи с большой земли. Можно рассказать о работе детей на заводах и в госпиталях. Наглядно продемонстрировать памятники, посвященные блокаде, подчеркнув при этом необходимость бережного к ним отношения.

Разговор о блокаде с детьми дошкольного возраста должен быть, прежде всего, психологически безопасным. Основная его задача — создать условия для «расшифровки» символических объектов окружающей среды, в которой представлены блокадные памятники, городские образы, памятные даты, семейные архивы. Еще одна важная задача— формирование навыков нормативного поведения: в первую очередь, уважения к объектам исторического наследия. Именно поэтому блокадные занятия для дошкольников требуют разработки специальных дидактических материалов и организации специальных образовательных пространств. Главное требование к этим материалам и пространствам — психологическая безопасность детей,отсутствие тем насилия и смерти.

Младшим школьникам о блокаде Ленинграда

Важным условием проведения таких бесед также остается психологическая безопасность детей. Знакомство детей с повседневной жизнью блокадников. Это могут быть фотографии рытья окопов, строительства заградительных сооружений, работы пожарников, очередей за хлебом, работе у станков. Ни в коем случае не демонстрировать фотографии лежащих на улицах трупов. Цель этих бесед – вызвать сострадание к людям исторического прошлого. По возможности следует найти привязки с современностью. Воспоминания ветеранов, письма, дневники и т.д.

Основные принципы разговора с детьми о блокаде

Избегайте простых ответов на сложные вопросы. История ленинградской блокады поднимает множество крайне сложных вопросов о поведении человека в экстремальных ситуациях, связанных с конкретным историческим контекстом.

Стремитесь к точности формулировок и избегайте обобщений, например, «все немцы — преступники», «все блокадники — герои». Участники блокадной истории были живыми людьми, способными к принятию самостоятельных решений и моральному выбору. И каждый из них совершил свой выбор.

Не романтизируйте и не героизируйте жизнь блокадников и защитников города. Оперируйте точными фактами и достоверными источниками.

Помните, что дети не обладают вашими знаниями ивашим опытом. Они имеют право не знать того, что педагогу кажется само собой разумеющимся.

Переводите статистику в конкретные факты и судьбы. Абстрактные цифры сброшенных на город бомб скажут ребенку меньше, чем фотографии разрушений и сохранившиеся на городских зданиях следы бомбежек.

Выбирайте такие темы, методы и формы организации разговора о блокаде, которые соответствуют возрасту детей, их опыту, конкретному времени и месту. Воздерживайтесь от игровых, педагогических действий (в том числе, словесных игр), создающих у детей тривиальное и пошлое представление о блокаде.

Не заставляйте детей испытывать эмоции, не навязывайте им чувств, избегайте эмоциональных манипуляций. Помните, что Ваши эмоции принадлежат только Вам.

Пытаясь разрабатывать проекты для детей, связанные со страшными, трагическими вопросами истории Второй мировой войны,нам все время приходится отвечать самим себе на эти вопросы —зачем мы это делаем? Что мы хотим передать современным детям — какое знание, какое понимание той войны? Чему мы хотим их научить? Невозможно выстраивать проект, не задумываясь о его цели. Ведь передача знания — это лишь средство. Зачем мы его передаем? Наверное, ответов на этот вопрос может быть много.Мы для себя формулируем этот ответ так: воспитание личной ответственности растущего человека за самого себя. Способности противостоять убийственной реальности, оставаясь человеком в самых нечеловеческих условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....