Маркеры (знаки) игрового пространства
материал

Русанова Татьяна Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл markery_igrovogo_prostranstva.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Русанова Татьяна Владимировна,

воспитатель

МОУ «Павловская СШ»,

структурное подразделение

 детский сад «Ромашка»,

г. Каргополь

 

Маркеры (знаки) игрового пространства

(выступление на педагогическом совете)

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать Я. А. Коменский  

 Организация предметно-игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую предметно-развивающую среду в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности. Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для занятия индивидуальной деятельностью. Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа.

Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

Нестандартное оборудование, изготовленное своими руками носит развивающий характер, отвечает требованиям ФГОС к предметно – развивающей среде: разнообразие, динамичность, трансформируемость, полуфункциональность.

Маркеры игрового пространства изготавливаются из цветных строительных ячеистых полипропиленовых листов. Лист разрезается на части в зависимости от задуманного строения. Все части соединяются с помощью шнурков или скотчем на расстоянии 0.5см, так чтобы модель можно было сложить. По желанию модель можно украсить деталями вырезанными из самоклейки или простых наклеек, в зависимости от сюжета.

Этот маркер легко трансформируется в бассейн, песочницу, ворота, речку, дорогу, забор, корабль, самолет, ракету, мост, плотину  и т.д. Его можно использовать не только для сюжетно-ролевых игр, но и в совместной деятельности, и для развития двигательной активности (перешагивание, перепрыгивание).

Пособие «Ширма – дом» представляет собой многофункциональную ширму трансформер.

Пособие изготовлено: основа – деревянная, каркас – ДСП. Атрибуты прикрепляются на липучки в зависимости от сюжета и заполняются необходимым тематическим оборудованием, театральная занавес.

Данное пособие может быть использовано в специально организованных видах деятельности (по ознакомлению детей с семейными традициями, в режиме дня, в театрализованной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности).

Маркер «Дом» изготовлен из 3 крупных частей. Внутри -  любое помещение, даже концертная площадка. Внешняя сторона, с легкостью может стать железнодорожной, театральной, авиакассой, автозаправкой, ширмой для любой театрализованной постановки  и др…Можно объединить маркеры и тогда получатся более усложнённые постройки (паровоз, грузовик и  т.д.)

Маркер «Чудо-дерево» представляет собой многофункциональное пособие,   которое меняется по временам года.

  Варианты игр:

«Укрась дерево по сезону».

Цель игры: формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни деревьев в разное время года, развитие мелкой моторики, развитие воображения, творчества, познавательного интереса, мышления, умения сравнивать, обобщать.

Ход игры: ребятам предлагается с помощью липучек украсить дерево по сезону.

Та же самая игра, только с использованием шнуровок.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Цель игры: развитие познавательного интереса, закрепление умения сравнивать, обобщать.                                                                      

Ход игры: ребятам нужно выбрать из комплекта игрушек на липучках только те, которые символизируют зиму (лето, осень, весну) и украсить необходимую сторону дерева.  Небольшие полоски маркеры можно использовать для дидактических игр, приклеивая на части дорожки карманчики.

Безусловное преимущество маркеров в современных условиях – компактность.

Вторая группа раннего возраста:

Игрушки-маркеры условного пространства для детей этого возраста также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию. В основном, это предметы, имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребёнку и большим куклам (кроватка, стол, стулья).Это могут быть также имитаторы жилища (ширма-домик, теремок), крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства («остов» автомобиля, автобуса с рулём и узнаваемым «фасадом»), в которые дети могут заходить и размещаться внутри.

 Младшая группа:

С трёх лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи. Игрушки-маркеры условного пространства для детей 3-4 лет сохраняют свои характеристики, являясь примерно такими же, как и в первой младшей группе. Их состав может быть обогащён прототипической  ширмой-«прилавком» (имеющей многофункциональное значение - магазина, аптеки и пр.)

Средняя группа:

Игрушки-маркеры условного пространства с 4-х лет становятся особенно ценными для детской игры. Они претерпевают изменения в двух направлениях. Первое – изменение в сторону большей реалистичности и уменьшения в размерах. Это средней величины кукольные дома и мебель для них, различного рода строения – гаражи, фермы, соразмерные кукольным персонажам, а также строительные наборы специального назначения – для возведения замка, крепости, сборных домиков и пр. Второе направление – изменение крупных прототипических маркеров в сторону предметов, не имеющих определённой тематической нагрузки, могущих обозначать всё, что замыслено самими детьми в игру. Это, например, универсальная складная «рама», обозначающая по прихоти детей контур корабля или самолёта и т.д.

Старшая и подготовительная группы:

Игрушки-маркеры условного пространства также претерпевают изменения в двух направлениях. Первое направление – изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров. Очень большое значение приобретают макеты – предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории.

Второе направление – изменение крупных прототипических маркеров в сторону всё большей условности. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолёта, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей). В пределе, мы имеем дело в этом направлении уже не с игрушками как таковыми (т.е. предметами, специально предназначенными для игры), а с любым крупным подсобным материалом (диванные подушки, перевёрнутые стулья, стол со спущенной скатертью и пр.) Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.

Сюжетная игра является главной и ведущей деятельностью дошкольника. Ее основная особенность заключается в том, что ребенок создает свой воображаемый мир и разыгрывает сюжет с реальными предметами в мнимой, воображаемой ситуации. В детской свободной игре выделяются два разных вида: ролевая и режиссерская. Ролевая игра предполагает, что главную действующую роль берет на себя ребенок. Самое важное в такой игре – принять и удерживать роль. Для более эффективного принятия и удержания роли существует специальный игровой материал – ролевая атрибутика, или маркеры роли, которые делают роль более наглядной. Играя, ребенок перевоплощается и познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой.

Маркеры роли - это  одежда, каски, головные уборы, различные аксессуары, т.е. все то, что позволяет стать на время кем-то другим.

Маркеры часто используют дети в режиссёрских  играх. Надевая на себя маску или шапочку, они перевоплощаются в героя и начинают имитировать его. Это не только развивает речь, творческий потенциал, но и влияет на эмоциональную сферу ребенка.

Маркеры роли: маски, костюмы, крылья, мечи, волшебные палочки, оружие, аксессуары.

Сюжетно-ролевая игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребёнка, для формирования его способностей и становления личности в целом. Надевая костюм врача, парикмахера, полицейского ребенок словно «пропускает»  себя через эти профессии.

Маркеры роли: каски, форма, кепки, костюмы, полицейские палочки, оружие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : Маркеры игрового пространства.Пособие:"Волшебное озеро"

Данное пособие расширяет представления о природе,о водоемах и их обитателях, развивать умения внимательно слушать рассказ педагога, рассматривать картинки, задавать вопросы, развивать и активизировать...

Тема : Маркеры игрового пространства.Пособие:"Волшебное озеро"

Данное пособие расширяет представления о природе,о водоемах и их обитателях. Маркер представляет собой куб,выполненный из ПВХ,ткани флис.В игру входят предметы:фигурки рыб,ракушки, мешочки заполненные...

Статья «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»

Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда, насыщенная предметным и игровым материалом вызывает у детей  эмоционально положительное отношение к детскому саду,  обогащает н...

Мастер класс для родителей «Изготовление маркеров игрового пространства». Конструируем игровое поле своими руками: фотографии и рекомендации.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет большие фантазии и воображения, чем во мн...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

Консультация «Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования и использования маркеров игрового пространства»

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макет...