Педагогический опыт на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес и Коврографа Ларчик».
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Касаткина Ксения Сергеевна

Знакомясь с любой развивающей игрой В.В. Воскобовича, ребенок попадает в сказку, страну – Фиолетовый лес. В этой стране каждая игра имеет своего героя. Дети, слушая сказку, становятся действующими лицами событий, «переживают» таинственные приключения, добиваются успеха, решают интеллектуальные задачи, выполняют творческие задания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasatkina_k._s._opyt_1.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное казенное дошкольное учреждение

               « Кетовский детский сад общеразвивающего вида №3»

Педагогический опыт на тему:

«Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес и Коврографа  Ларчик».

                            Касаткина Ксения Сергеевна, воспитатель  1 категория

 В современной образовательной ситуации одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО, ведущая форма деятельности в детском саду – игра, познавательная и исследовательская деятельность (п.1.2. ФГОС ДО). Играя, педагог создает условия для развития ребенка во всех образовательных областях: «социально–коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно–эстетическое развитие» и «речевое развитие».

Как сделать этот процесс интересным, привлекательным и «долгоиграющим»? Так важно становится для нас сейчас создать для ребенка развивающую среду, увлечь его развивающими играми, стимулировать его воображение, научить его составлять целостные образы.

В этом плане большой интерес представляют развивающие игры В. В. Воскобовича. Эти игры нацелены на развитие творческого начала и мышления ребенка. Самостоятельно выполняя разнообразные задания, ребенок делает много открытий и приучается мыслить креативно.  

Однако сейчас недостаточно просто предложить детям игры, познакомить с технологией, необходимо увлечь играми, научить работать с ними, чтобы затем самому придумывать образы и создавать их. Ребенок быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения. Об этом очень емко высказалась М. И. Чистякова: «Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение».

 Изучая различные технологии развития детей, я познакомилась с развивающими играми для дошкольников В.В. Воскобовича. Все развивающие игры автор разделил на несколько групп и объединил одним названием «Сказочные лабиринты игры».

Знакомясь с любой развивающей игрой В.В. Воскобовича, ребенок попадает в сказку, страну – Фиолетовый лес. В этой стране каждая игра имеет своего героя. Дети, слушая сказку, становятся действующими лицами событий, «переживают» таинственные приключения, добиваются успеха, решают интеллектуальные задачи, выполняют творческие задания.

  Заинтересовавшись этой технологией, я начала использовать её в работе с детьми. Эту игровую технологию в работе с детьми по речевому развитию я использую четвертый год.

Тема моего опыта «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес и Коврографа Ларчик».

Целью моих занятий с игровыми материалами В.В. Воскобовича является: развитие речевых умений у детей дошкольного возраста.

Эти игровые технологии способствует реализации Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации и помогает реализовать мне задачи по речевому развитию детей:

1. Содействовать  появлению и развитию потребности в речевом общении;

2. Формировать условия для восприятия на слух художественного слова (авторских и народных сказок);

3. Создавать возможность для формирования и развития звуковой и смысловой сторон устной речи;

4. Развивать умение логично и связно выражать свои мысли.

5. Развивать монологическую речь.

Во второй младшей группе, я предлагала детям обследовать развивающее пространство «Фиолетовый лес» и начать игру с простого манипулирования предметами. Строила педагогический процесс, способствующий интеллектуально-творческому развитию детей в игре, усложняла приемы подачи материала за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений: «Осеннее дерево», «Разложи воздушные шарики», «Поможем ёжикам», «Найди лишние яблоки», «Кто быстрее», «У кого выше?», «Кто больше собрал снежинок», «Узор», «К нам весна шагает быстрыми шагами», «Следы на песке». Эти упражнения всесторонне развивают детей и помогают решать большое количество развивающих и образовательных задач.

Придумывала небольшие сюжеты и определяла содержательную направленность работы с детьми с применением игровых ситуаций: «В гости к веселым гномам», «Кто кто в теремочке живет», «Лопушок и гусеница Фифа на прогулке», «Как гномы встречали Новый Год», «Теремок», Что покажет язычок?», «Мышка и ежик», « Расколдуй слова», «Кто, где спрятался?», так  дети учились развитию навыков связной диалогической речи, отработке произношений звуков, развивали артикуляционную моторику, учились самостоятельно употреблять в речи прилагательные и глаголы в зависимости от местоимения, развивали слуховое внимание.

В средней группе продолжали придумывать небольшие сюжеты, сказки, истории, где дети уже сами учились общаться с персонажами «Фиолетового леса», отвечать на вопросы, решать проблемные ситуации: «Как Эник рассказывал историю об осени», «Здравствуй, ёжик», «Как Лопушок и Фифа украшали новогоднюю ёлку», «Веселая история», «Мамин праздник в Фиолетовом лесу».  Во время игры «Назови три предмета» пополняли и активизировали словарь, формировали правильное звукопроизношение, связную речь.  Со второго полугодия начали знакомство с гласными звуками. В игре «Подбери слово» активизировали глагольную лексику, развивали словесно-логическое мышление. Вместе с героем Эником учились правильно рассказывать истории, выделять главную мысль. Учились сравнивать сказки, выразительно передавать разговор персонажей, упражнялись в употреблении разных интонаций. В игре «Праздник в Фиолетовом лесу» закрепляли представления о праздновании 8 Марта. Развивали словесно-логическое мышление, учились устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы. Учились образовывать существительные во множественном числе.

В конце учебного года отправились в путешествие по играм В.В. Воскобовича, где закрепили знания об играх, умение правильно пользоваться ими, чтобы в дальнейшем оставить у детей положительный эмоциональный настрой.

В старшей группе начали знакомство с буквами, звуками, слогами и словами через игры: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читайка на шариках 1 – 2», игры – эрудиты: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», знаковые конструкторы: «Шнур- малыш», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Конструктор букв». В этих играх мы решаем логические задачи с буквами, составляем слоги, слова, занимаемся словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием. Подготовка к обучению ребёнка чтению идёт в три этапа: 

Первый этап: знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Второй этап: знакомство со слогами. Слияние букв.

Третий этап: слоговое чтение. Чтение простых слов.

 Каждая игра обязательно имеет свою сказку, но дети очень любят придумывать свои сказки к играм. Придумывание собственных небольших сказок - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления.

В подготовительной группе мы начали использовать Коврограф Ларчик. Набор букв и серия картинок «Буквоцирк» помогли увлекательно и доступно ввести детей в уже знакомый мир букв. Появилась возможность моделировать буквы с помощью разноцветных верёвочек. В играх «Ро-ли-ки», «Паровоз», Помири буквы», учились составлять и читать слоги, слова и словосочетания. Продолжаем развивать умение составлять предложения из трёх и четырех слов, рассказывать по сюжетным картинам, мнемотаблицам, например, в игре: «Составь рассказ по графической схеме». Занимательные игры, например, такие как: «Маленькое слово», «Найди цифре место» помогают детям освоить предлоги, научится точно, без ошибок употреблять их в речи.

Развивающую среду «Фиолетовый лес» и «Коврограф Ларчик» использую постоянно на занятиях не только по развитию речи, но и на занятиях по: познавательному развитию, физическому развитию, художественно-эстетическому развитию.

На занятиях по познавательному развитию по теме: «Что нам осень принесла» дети прикладывали на ковер овощи и фрукты. На занятиях по ФЭМП «Фиолетовый лес» помог нам освоить счет в пределах 5, закрепить понятия «право-лево,  впереди-  сзади».  

На занятиях по физическому развитию игра «Следы» научила различать детей следы правой и левой ноги. По социально-коммуникативному развитию в игре «Наш зоопарк» дети искали животных в «Фиолетовом лесу», рассказывали о деревьях.

Технология «Вечерний круг» помогла детям рассказать Малышу Гео, как они провели день в детском саду. Дети учатся умению слушать и понимать друг друга. На занятиях по художественно-эстетическому развитию перед рисованием деревьев, цветов, дети рассматривали красоту яблонь, цветов, деревьев в «Фиолетовом лесу».

Так как игры Воскобовича отличаются статичностью, в связи с этим устраиваю небольшие перерывы, выполняю с детьми физкультминутки и пальчиковые гимнастики.

Использую такие формы организации детей на занятии, как фронтальная, подгрупповая и индивидуальная, а также помогаю организовывать самостоятельную деятельность детей с играми (по циклограмме).

Свой опыт работы обобщала на учрежденческом уровне, на педагогическом совете  с мастер-классом на тему «Использование предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича при взаимодействии с дошкольниками» - на муниципальном уровне. Межмуниципальные педагогические чтения 2020  – выступила с сообщением на тему «Использование предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» в развитии речи детей дошкольного возраста». На районном методическом объединении выступила с мастер-классом на тему: «Использование предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича при взаимодействии с дошкольниками».

Часто родители воспитанников обращаются ко мне с вопросом: «Как организовать совместные игры и занятия с ребёнком, чтобы они были интересны, приносили радость, развивали его?» Что посоветовать родителям? Я много размышляла над этой проблемой и пришла к выводу, что работа должна вестись сразу в двух направлениях – с родителями с одной стороны и с детьми, с другой.

Сделать так, чтобы ребенок играл, развивался, обучался одновременно – задача очень сложная, и организовать этот процесс нелегко даже нам, педагогам. В разговоре с родителями я интересуюсь: «В какие игры вы играете со своим малышом?» Многие отвечают, что отдают предпочтение настольно – печатным играм, другие – знакомят детей с компьютерными играми и упражнениями, и, лишь небольшая группа родителей фантазирует вместе с малышом, придумывая сюжет игры, делая постройки для героев, обыгрывая их.

На одном из собраний я предложила родителям на короткое время побыть в роли детей и поиграть в игры, которые затем можно предложить ребенку дома.

Наблюдая за взрослыми во время игры, я поняла, почему их волнует вопрос об организации игр со своим малышом. Дело в том, что папы и мамы не умеют играть.

Изучив различные технологии развития детей, я предложила родителям познакомиться с развивающими играми для дошкольников В. В. Воскобовича – инженера – физика из Санкт – Петербурга, который в начале 90х годов разработал методику развивающего обучения для детей дошкольного возраста. Я рассказала, что все развивающие игры автор разделил на несколько групп и объединил одним названием «Сказочные лабиринты игры».

Продемонстрировав всё разнообразие развивающих игр В. В. Воскобовича, рассказав об их особенностях, я предложила родителям поиграть в любую понравившуюся им игру и затем высказать свое мнение. Так прошёл наш первый семинар – практикум, который положил начало плодотворной работе педагогов и родителей по реализации творческого проекта «Сказки Фиолетового леса для пап и мам», целью которого стало расширение и углубление знаний родителей по организации совместных игр с детьми дома, а также единение семьи.

Вскоре начала работу мастерская «Моя дружная семейка». Мамы кроили, шили, вязали, рисовали, делали аппликации, а папы выпиливали из фанеры, красили, крепили готовые макеты.

Шаг за шагом создавалось сказочное пространство – Фиолетовый лес. Работа в творческой мастерской сдружила родителей, выявила общие интересы, появились новые вопросы, на которые мы сообща искали ответы.

Знакомясь со сказками Фиолетового леса, развивающими играми В. В. Воскобовича, овладевая умением играть в них, создавая своими руками сказочное пространство – Фиолетовый лес и его персонажей родители постепенно подходили к ответу на вопрос об организации игр с малышами дома. Идея создания сказочной страны увлекала их, заставила взглянуть на общение с ребенком по-другому. Помогла пополнить родительскую копилку интересными знаниями и умениями, позволила включиться в процесс образования ребёнка, и, самое главное, изменить самих себя – стать более коммуникабельными, раскрепощёнными, творческими личностями. Во время создания развивающего пространства родителям были предложены различные варианты игр с использованием развивающих пособий В. В. Воскобовича. Взрослые погостили в городе Говорящих Попугаев. Братья Эник и Бэник разучивали с родителями словесные игры, пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением.

Наблюдая за взрослыми во время игры, я увидела уверенных, жизнерадостных людей, умеющих работать в команде, завлечь, поддержать, создать радостное настроение. Совместная работа над проектом «Сказки Фиолетового леса для пап и мам» дала положительные результаты.

Ещё хочу отметить, что участие в семинарах обоих родителей способствует единению семьи, сплочению её. Доброта, поселившаяся в доме, делает малыша счастливым, а занятия с мамой или папой приносят радость и развивают его.

Работа велась на протяжении 3-х лет и 8 месяцев, и была она систематической и планомерной. Разрабатывала перспективные планы, конспекты игр и технологические карты.

Для оценки уровня речевого развития детей провожу мониторинг два раза в год -  в начале учебного года и в конце. Эти данные оформляю в таблицу.

Мониторинг освоения содержания программы образовательной области «Речевое развитие»

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Наименование образовательной области.

Речевое развитие

Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия.

Основную массу звуков произносит без нарушений

Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами.            

Поддерживает беседу, использует все части речи, понимает и употребляет слова антонимы

Умеет выделять первый звук в слове.

Рассказывает о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого составляет описательные рассказы

Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение.

Знает считалки, поговорки, стихи.

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.

Драматизирует, инсценирует с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок)

Итоговый результат

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г.

к.г

н.г

к.г

н.г

с.г

н.г

к.г

н.г.

к.г

н.г.

к.г

н.г

к.г

Критерии оценки выполнения:

- 3 балла - Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимает речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета;

-2 балла - Ребенок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;

-1 балл - Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Результаты мониторинга показали, что уровень освоения содержания программы по образовательной области «Речевое развитие» увеличился.

Использование технологии «Фиолетовый лес», «Коврографа Ларчик» помогли мне развить: потребность в речевом общении у детей, сформировать условия для восприятия на слух художественного слова, научить детей логично и связно выражать свои мысли, развить монологическую речь.

Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».  И еще важно, что ребенок всегда может исправить неточности на игровом поле при выполнении заданий, что создает дополнительную «ситуацию успеха».

Список литературы:

1. В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. Развивающие игры В.В.Воскобовича с детьми дошкольного возраста.-СПб.: ООО «Политон-СПб», 2013.-148с.

2. В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.-СПб.: «Свое издательство», 2014.-172с.

3. В.В. Воскобович. Развивающая среда «Фиолетовый лес».-СПб.: «Свое издательство», 2014

4. Воскобович В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры”. СПб.: НИИ “Гириконд”, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

ВведениеПроблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать...

Обобщённый педагогический опыт по теме "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Ведущая педагогическая идея опыта.     Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с применением со...

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды группы

Одним из важных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (пункт 2.6 ФГОС ДО) является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, п...

Родительское собрание на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   "ДЕТСКИЙ САД №42"        Родительское собрание на тему:«Развитие речи д...

Рабочая программа дополнительного образования По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование инновационных тех

Рабочая программадополнительного образования  По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста  через  использование инновационных технологий"...

«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»

Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...

«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»

Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...