РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ, РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО _ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
проект (средняя группа)

Приходько Гульнара Владимировна

Проблема речевого развития на сегодняшний день является одной из приоритетных в дошкольном образовании. По данным статистики, возрастает число речевых расстройств у детей дошкольного возраста, в связи с чем, актуальность проблемы раннего их выявления и коррекции становится неоспоримой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_na_vserossiyskiy_uroven.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ, РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО _ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Приходько Г. В.

Воспитатель МБДОУ №56 г. Апатиты,

Мурманской области

        Проблема речевого развития на сегодняшний день является одной из приоритетных в дошкольном образовании. По данным статистики, возрастает число речевых расстройств у детей дошкольного возраста, в связи с чем, актуальность проблемы раннего их выявления и коррекции становится неоспоримой.

        Проведя мониторинг речевого развития, в том числе учитывая  и мониторинг   учителя – логопеда, пришла к выводу, что данная проблема актуальна и для моей группы.

        Из мониторинга видно, что речевое развитие соответствует возрасту в пределах нормы только у 10 % воспитанников, а ведь, хорошая и правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности, является ключевым моментом в его развитии. Этим и обусловлен выбор моей темы.

        Педагогическую деятельность с воспитанниками  планирую  и организую в соответствии с основной  образовательной программой  дошкольного образования МБДОУ № 56г. Апатиты, разработанной с учетом  основной образовательной   программы   дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией  Н.Е.Вераксы, МА Васильевой, ТС Комаровой, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и парциальной программы по познавательно - речевому развитию детей «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры»  под редакцией О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой.

        Согласно ФГОС ДО, целью, речевого развития, является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Данную цель решаю посредством следующих задач:

•        Овладение речью, как средством общения и культуры;

•        Обогащение активного словаря;

•        Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

•        Развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи

•        Развитие речевого творчества;

•        Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы;

•        Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

        Одним из условий полноценного речевого развития является обеспечение развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ.  «В пустых стенах ребенок не заговорит» – заметила Елизавета Ивановна Тихеева, поэтому правильно организованная РППС, обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

       Цель РППС по ФГОС ДО – это, определенное пространство, организованно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

       Согласно ФГОС ДО РППС группы,  должна предоставлять каждому ребенку равные возможности приобретения тех или иных качеств личности, возможность его всесторннего развития.

        Для этого  в своей группе организовала следующие центры:

  • Центр речевого развития,
  • Центры игровой активности,
  • Центр ФЭМП – конструирования, логики и размышления, сенсорных игр;
  • Центр экспериментирования и уголок природы;
  • Центр творческого развития,
  • Центр здоровья.

        Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога и воспитанников

        Организовывая работу по двум направлениям: речевому развитию и РППС, использую  один из основных принципов ФГОС ДО: интеграции образовательных областей, в соответствии с их спецификой и возможностими, для обеспечения воспитанника целостного восприятия окружающего мира.

        Согласно принципу интеграции, речевое развитие детей осущест-вляется не только в процессе игр, упражнений и ОД по развитию речи, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

        Интегрированный подход позволяет сделать воспитательно – образовательный процесс более интересным и динамичным. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям. Интегрированный подход, это гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого – педагогических технологий обеспечивают высокие результаты.

      Свою работу строю по основным направлениям деятельности:

        Работа с воспитанниками:

•         Организованная образованная деятельность.

•         Совместная деятельность с воспитанниками.

•         Самостоятельная деятельность воспитанников.

        Взаимодействие с семьями воспитанников.

        Взаимодействие с педагогами.

       Важнейшей формой организации обучения речи считается ООД, на которой ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей.

       ОД стараюсь разнообразить формами и методами работы, включить разнообразные педагогические технологии, чтобы иметь возможность комплексно воздействать на ребенка, что дает успешную динамику речевого развития.

       В образовательный процесс, включаю ИКТ технологии, способствующие лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того, ИКТ способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей. Презентации способствуют увеличению словарного запаса ребенка, развитию его кругозора, мотивируют получать новые знания, развивают внимание и память:

•        Мультимедийные презентации – Дикие животные, Жилища,

•        Видеофильмы: Береги здоровье с молоду, Жизнь диких животных зимой

•        Вывожу на экран схемы, картины, дидактические игры: Четвертый лишний, Такой же, какой.

         Использую игровые технологии: дидактические игры, они являются мощнейшим средством развития речи у детей. Игра учит детей общаться и понимать других людей. В процессе работы над темой разработала дидактическое пособие, которое находится в развивающей зоне творческой стены. Главная составляющая – магнитная доска с различными элементами: магнитный театр, лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой, втулками и вкладышами и так далее.

         На полочках, относящихся к развивающей зоне, размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и так далее.

         Большинство игр на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика, а также самостоятельно созданные дидактические пособия.

         Например: «Что сначало, что потом», «Расскажи сказку», «Придумай сказку», «Скажи словечко», «Разложи по корзинкам», «Какая – осень, зима, весна, лето»,  «Опиши картину» «Кто где?», «Чего не хватает», «Найди предмет на звук»,  и так далее.

         Для выбора дидактических игр учитываю возрастные особенности детей, уровень их индивидуальной подгототовленности.

         Внедряю здоровьесберегающие технологии: дыхательные упражнения, которые улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, что обеспечивает нормальное голосо и звукообразование формирует правильность речи. Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, которые оказывают стимулирующее влияние на развитие речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Физминутки помогают снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

        В процессе обучения рассказыванию, у детей формируется умение связно описывать изображенное, расширяется словарь, формируется грамматический строй речи. В своей работе использую как сюжетные картины, где персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом: «Собака со щенятами», «На полянке»; так и предметные по лексическим темам.

           В группе собраны наборы сюжетных картин по темам «Весна», «Зима», «Птицы», «Животные» и другие.

          Для более успешного и наглядного понимания ввожу опорные схемы описания животных, игрушек, в процессе работы совместно с детьми придумываем наши схемы для описания. Пример использования схемы вы могли видеть во время открытого показа.

           С целью обогащения содержания речи, развития словаря, воспитания желания использовать в речи средства интонационной выразительности провожу экскурсии, наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы.

       Использование во время ОД театрализованной деятельности делает занятие  интересней, содержательней, наполняет яркими впечатлениями. Речь детей становится образной, выразительной. В группе имеется богатый материал для театрализованных игр: это различные виды театров (пальчиковый, настольный, театр на прищепках, перчаточный, театр ложек, фланелеграф и другие); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширма для кукольного театра, костюмы и маски для детей. Театрализованные игры способствуют усвоение речевого общения детей.

        Следующее направление в работе это - совместная деятельность с воспитанниками, в процессе которой формируются, развиваются и закрепляются речевые навыки. Совместная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов: рассказывание по картине; рассказывание на тему из личного опыта; рассказывание по предложенным сюжетам; пересказ (частичный или подробный); беседы, привлечение подвижных игр и физических упражнений, специальные занятия на которых осуществляется просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы; музыкальные занятия; экскурсии; праздники, конкурсы; во время прогулки: это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи детей. Территория детского сада большая и разнообразная. В теплое время года на клумбах множество цветов. Выход на прогулку начинаю со слов: «Обратите внимание, дети, какой сегодня день!». На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свои впечатления словами, а я им в этом помогаю. Рассматриваем листья с разных деревьев, называем их. Играем на прогулке в речевые игры: «Погода какая?», «Что может делать собака?», «Назови ласково: птица – птичка, кошка – кошечка и т.д.». Таким образом, правильная организация прогулки является действенным средством развития речи детей, в индивидуальной работе.

        Самостоятельная деятельность воспитанников обуславливается в первую очередь развивающей предметно - пространственной  средой. В группе создана развивающая среда, направленная на развитие речи и коммуникативных способностей детей, с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и конструируется она таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело.

         Для осуществления речевого развития детей в группах выделены центры, которые включают в себя дидактические, настольно-печатные игры, материалы для игрового творчества способствующие овладению речевыми навыками.

         Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра. Поэтому большое внимание уделяется созданию Центру игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Гараж». Играя, у детей формируются, как игровые умения, всестороннее воспитание, развивается самостоятельность, инициативность, творчество, так и  речь.

         В процессе самостоятельной деятельности  дети выбирают игры по интересам, желанию, распределяют роли, обговаривают правила игры, моя же задача направлять детей, корректировать их действия и речь, для этого вступаю в игру в роли участника.

         В ходе работы стараюсь целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая актив¬ность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стиму¬лирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

        Ребенок успешнее овладеет речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Поэтому очень важным является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.

        С родителями систематически проводятся беседы, им даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц и т.д., домашнии задания: Прочитай и нарисуй рисунок к сказке, Придумай слова, в которых звучит звук, Придумай загадку,  Опиши любимую игрушку. Консультации и советы, какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста.  Родители активно участвуют в изготовлении пособий: изготовление различных видов театров, театральных костюмов для детей и декораций, масок. С участием родителей создаются речевые альбомы «Копилка слов» (дети вместе с родителями рисуют мягкие, колючие, вкусные слова и т.д.).

         Родители помогают пополнить РППС группы  лепбуками «Зимнии виды спорта», «В здоровом теле, здоровый дух», «Ягоды Кольского полуострова» которые мы рассматриваем,  закрепляя зимнии виды спорта, формируя представления о сохранении и укреплении здоровья, о ЗОЖ, знакомясь с ягодами нашего края.

         С помощью родителей библиотека нашей группы  постоянно пополняется  новыми, хорошо иллюстрированными детскими произведениями.  Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Иллюстрации к произведениям помогают ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

         Также, ежегодной традицией нашей группы стали театрализованные постановки сказок. Родители показывают для своих детей постановки ,как по знакомым сказкам, так и в современной обработке, демонстрируя  все свои знания, умения, и, конечно же, свое талант, что способствует развитию речевой культуры в семье.

          Свою работу организую совместно с педагогами и специалистами ДОО:  учителем – логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Совместно мы организуем игровые тренинги для родителей «Лаборатория речи», «Игры, которые лечат», проводим встречи за круглым столом «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада», «Речевая среда и дети», мастер – классы «Речевые игры как средство речевого развития», «Дыхательные тренажеры», родительские собрания в виде театрализованных представлений «Сказка о непотерянном времени», «Суд над компьютером», индивидуальные встречи.

           Делюсь своим опытом на педагогических советах: «Организация образовательной деятельности в ДОО по познавательно-речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО», «Влияние театральной деятельности на сохранение и стимулирование здоровья дошкольников», представляю на методических объединениях: «Влияние игры на формирование устной речи и навыков общения дошкольников», принимаю участие в творческих неделях, на которых не только набираюсь опыта в проведении ОД у стажистов, но и преставляю свои наработки: «К дальним берегам» в рамках  творческой недели в ДОО «Учимся говорить красиво», «Путешествие по городу красивой речи» в рамках творческой недели в ДОО «Речевое развите дошкольников», «К нам весна шагает», в рамках творческой недели в ДОО «Профессионального мастерства в детском саду», открытый показ дыхательной гимнастики на творческой неделе «Разные виды гимнастик в работе педагога по формированию ЗОЖ и сохранению здоровья воспитанников» в рамках педагогического совета  «Основные направления деятельности коллектива и родителей воспитанников по здоровьесбережению и формированию привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».

            В ходе работы над данной темой активный словарь детей обогатился, дети с удовольствием рассказывают по картине, при описании используют схемы,  используют в речи наиболее  прилагательные, умеют вступать и вести диалог. Родители стали компетентны в вопросах речевого развития, они стали больше интересоваться успехами детей, с удовольствием подключаются к ОД в виде выполнения домашних заданий, к проектной деятельности.

          В ближайшем будущем планирую подробно рассмотреть вопрос развития речи через внедрение лего – конструирования и робототехники, которые объединяют в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизируют мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивают конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствуют интерпретации и самовыражению, расширяют кругозор, позволяют поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие эмоционального благополучия детй старшего дошкольного возраста посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды"

Эмоции детей развиты слабо, они маловыразительны и однообразны. Степень выраженности тех или инных нарушений может быть различна,но в любом случае это сказывается на поведении ребенка. В своей работе ...

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды группы

Одним из важных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (пункт 2.6 ФГОС ДО) является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, п...

Педагогический опыт на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес и Коврографа Ларчик».

Знакомясь с любой развивающей игрой В.В. Воскобовича, ребенок попадает в сказку, страну – Фиолетовый лес. В этой стране каждая игра имеет своего героя. Дети, слушая сказку, становятся действующи...

Особенности развития детей младшего возраста и организация развивающей предметно-пространственной среды

Особенности развития детей младшего возраста и организация развивающей предметно-пространственной среды...

«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»

Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...

«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»

Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...

Опыт работы "Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством создания развивающей предметно-пространственной среды"

Основная наша идея заключается в том, что развивающая предметно-пространственная среда позволит создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия педагогов с детьми и родителями. Ро...