Консультация для педагогов "Организация режимных моментов для оздоровления дошкольников"
презентация

Екатерина Михайловна Шефер

Организация режимных моментов для оздоровления дошкольников

Почему режим дня так важен для здоровья ребенка?

Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности
и отдыха детей в течении суток.
- Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки , навыки , содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности.

Цель режимных моментов:

-  укрепление здоровья;
-  профилактика заболеваний;
-  физическое и умственное развитие детей;
-  воспитание культурно - гигиенических навыков;
- навыков самообслуживания;
- восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Формы оздоровительной работы в режимных моментах 

                                 Утренняя гимнастика
 Комплекс специально подобранных упражнений направленных на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, нацеленных, настроить, "зарядить", на весь предстоящий день.
           Утренняя гимнастика состоит из трёх частей:
I. Вводная часть.
                                                          Важно:
1. Организовать внимание детей;
2. Обучать согласованным действиям;
3. Подготавливать организм к выполнению более сложных упражнений;
4. Вырабатывать правильную осанку;
5. Предупреждать плоскостопие.
                                               В неё включают:
1. Построения (колонна, шеренга, круг) (в начале года детей 1 младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой);
2. Строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание);
3. Разные виды ходьбы;
4. Бег;
5. Прыжки.

Очень важно!

1. В начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании:
- обычная ходьба;
- на носках;
- пятках;
- краях стоп и т. д.

 2. Нужно следить, чтобы дети при ходьбе:
- не шаркали ногами;
- не раскачивались;
- голову держали прямо;
- ритмично размахивали руками;
- дышали через нос.

3.  Воспитателю важно:
 - несколько раз повторять задание, соответствующими указаниями необходимо  предупреждать ошибки, а если они все же возникают, исправлять их, не прекращая ход занятия.

II. Основная часть.
                           Важно:
1. Укреплять основные мышечные группы организма;
2. Формировать правильную осанку.

 Общеразвивающие упражнения  подбираются в следующей последовательности:
 
1. Укрепление мышц шеи, рук и плечевого пояса;
2. Мышц туловища, брюшного пресса;
3. Мышц ног и свода стопы (прыжки, бег).

 Обязательно ! ОРУ должны выполняться из                      разных и. п.:
- стоя;
- сидя;
- лежа. 

 

При  выполнении общеразвивающих упражнений воспитателю необходимо:
- наблюдать за качеством их выполнения;
- обращать внимание на правильную осанку (вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая»);
 - делать упражнение вместе с детьми (это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм).
               Количество ОРУ в комплексе:
- Млад. гр. – (3 – 4)
- Сред. гр. – (4 – 5)
- Стар. гр. – (5 – 6)
- Под. гр. -  (6 – 8)
Чтобы упражнения выполнялись правильно следует:
- впереди группы ставить ребенка, который правильно делает упражнения;
- внимательно наблюдать за каждым ребенком и, если возникает необходимость оказывать физическую помощь отдельным детям;
- делать указания, подбадривать (особенно детей младшего возраста).

В процессе утренней гимнастики необходимо:

 1.Следить, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища (способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела);
2. Закреплять навыка правильной осанки;
3. При выполнении упражнений закреплять у детей навыки правильного дыхания.
             В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков:
- прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.);
- перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики).
В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).
                     Дозировка прыжков (общее количество):
Млад. гр. - 5-10
Сред. гр. -10-15
Стар. гр. - 15-20
Под. гр. - до 30

                       Важно чередовать ОРУ:
- без предметов (1 неделя);
- с предметами (2 неделя),
-  гибкость (3 неделя);
-  полоса препятствия (4).

           Какие предметы нужно использовать:

- младшие группы - флажки, погремушки, кубики;
- средний возраст - флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки;
- старший дошкольный возраст - обручи, палки, мячи, скакалки.
 
3. Заключительная часть.

Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки.
                            Что использовать?:
1. Разные виды ходьбы;
2. Мп\и;
3. Хороводы;
4. Дыхательные упражнения.

Бодрящая гимнастика
 Важная цель - активизация обмена веществ, тренировка защитных механизмов организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями.
                                  Основное условия:
 - упражнения выполняются в постели, не вставая после пробуждения.
   
 Гимнастика состоит из нескольких частей:

- разминочные упражнения в постели;
- выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика или точечного массажа);
- выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика);
- ходьба по массажным коврикам.

Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или обливанием (рук или ног).

I часть – гимнастика в кроватках 

 Включает следующие элементы:

- потягивание;
- поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног;
- элементы пальчиковой гимнастики;
- гимнастики для глаз и т. п.

Главное правило !
 - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

 Длительность гимнастики в постели - около 2-З минут.

II часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры 
– направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза.

Основные движения:
- ходьба на носках;
- пятках;
-  на внешней и внутренней сторонах стопы;
- с высоким подниманием колен и др..

 Важно !
Проводить в хорошо проветренной групповой комнате с применением  массажных ковриков.

Дыхательная гимнастика.

В каких режимных моментах можно использовать ?:

- утренняя гимнастика;
- гимнастика пробуждения;
- физкультминутки;
- физкультурные паузы;
- после физической нагрузки;
- подвижные игры;
- беседы;
-  различные формы активного отдыха;
-  пальчиковая гимнастика;
-  в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии;
-  прогулка (при температуре 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра).

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

1. Воздух набирать через рот и нос, выдыхать – через рот;
2. Плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе;
3. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды ;
4. Не напрягать плечи, шею, руки, живот;
5. Упражнения проводить плавно, под счёт или музыку, в проветриваемом помещении;
6. Не надувать щеки (для начала их можно придерживать руками);
7. Выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
8. Дозировать количество и темп проведения упражнений.
   
    . Методические рекомендации:

1. Заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды;
2. Начинать дыхательную гимнастику можно с детей младшего возраста;
3. Начинать с упрощенной формы с постепенным усложнением;
4. Не следует переутомлять ребёнка;
5. Проводить в игровой форме (у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление);
6.
Можно использовать стихотворные тексты.

       Существуют различные методики дыхательной гимнастики:



- гимнастика по А. Н. Стрельниковой
- гимнастика по К. П. Бутейко
- гимнастика  по Б. С. Толкачева
- гимнастика по М. Л. Лазарева и др.   
                                                         
Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются:

- глубокое дыхание;
-  искусственное затруднение дыхания;
-  задержка дыхания;
-  замедление дыхания;

-  поверхностное дыхание.

       Гимнастика для глаз

-снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению материала.

   Применяется:

-во всех возрастных группах;

- несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться.

     •Варианты использования зрительных гимнастик:

•со стихами;
•с опорой на схему;
•с сигнальными метками;
•с индивидуальными офтальмотренажерами;
•с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
•электронных зрительных гимнастик.

С настенными или потолочными офтальмотренажерами

Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазам;
при этом глаза должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.

С опорой на схему.

С использованием специальных таблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dlya_pedagogov_shefer_e.m.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация режимных моментов для оздоровления дошкольников

Слайд 2

Почему режим дня так важен для здоровья ребенка? Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток. - Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки , навыки , содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности.

Слайд 3

Цель режимных моментов: - укрепление здоровья; - профилактика заболеваний; - физическое и умственное развитие детей; - воспитание культурно - гигиенических навыков; - навыков самообслуживания; - восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Слайд 4

Формы оздоровительной работы в режимных моментах

Слайд 5

Утренняя гимнастика Комплекс специально подобранных упражнений направленных на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, нацеленных, настроить, "зарядить", на весь предстоящий день. Утренняя гимнастика состоит из трёх частей: I. Вводная часть. Важно: 1. Организовать внимание детей; 2. Обучать согласованным действиям; 3. Подготавливать организм к выполнению более сложных упражнений; 4. Вырабатывать правильную осанку; 5. Предупреждать плоскостопие. В неё включают: 1. Построения (колонна, шеренга, круг) (в начале года детей 1 младшей группы перед выполнением упражнений не строят : они ходят и бегают стайкой); 2. Строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание); 3. Разные виды ходьбы; 4. Бег; 5. Прыжки.

Слайд 6

Очень важно! 1 . В начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: - обычная ходьба; - на носках; - пятках; - краях стоп и т. д. 2 . Нужно следить, чтобы дети при ходьбе: - не шаркали ногами; - не раскачивались; - голову держали прямо; - ритмично размахивали руками; - дышали через нос. 3. Воспитателю важно: - несколько раз повторять задание, соответствующими указаниями необходимо предупреждать ошибки, а если они все же возникают, исправлять их, не прекращая ход занятия.

Слайд 7

II. Основная часть. Важно: 1. Укреплять основные мышечные группы организма; 2. Формировать правильную осанку. Общеразвивающие упражнения подбираются в следующей последовательности : 1. Укрепление мышц шеи, рук и плечевого пояса; 2. Мышц туловища, брюшного пресса; 3. Мышц ног и свода стопы (прыжки, бег) . Обязательно ! ОРУ должны выполняться из разных и. п.: - стоя; - сидя; - лежа.

Слайд 8

При выполнении общеразвивающих упражнений воспитателю необходимо: - наблюдать за качеством их выполнения; - обращать внимание на правильную осанку (вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая» ); - делать упражнение вместе с детьми (это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм) . Количество ОРУ в комплексе: - Млад. гр. – (3 – 4) - Сред. гр. – (4 – 5) - Стар. гр. – (5 – 6) - Под. гр. - (6 – 8) Чтобы упражнения выполнялись правильно следует: - впереди группы ставить ребенка, который правильно делает упражнения; - внимательно наблюдать за каждым ребенком и, если возникает необходимость оказывать физическую помощь отдельным детям; - делать указания, подбадривать (особенно детей младшего возраста) .

Слайд 9

В процессе утренней гимнастики необходимо: 1.Следить, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища (способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела) ; 2. Закреплять навыка правильной осанки ; 3. При выполнении упражнений закреплять у детей навыки правильного дыхания . В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: - прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.) ; - перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики) . В младших группах при прыжках применяется имитация ( «зайчики» , «мячики» ). Дозировка прыжков (общее количество): Млад. гр. - 5-10 Сред. гр. -10-15 Стар. гр. - 15-20 Под. гр. - до 30

Слайд 10

Важно чередовать ОРУ: - без предметов (1 неделя); - с предметами (2 неделя), - гибкость (3 неделя); - полоса препятствия (4). Какие предметы нужно использовать: - младшие группы - флажки, погремушки, кубики; - средний возраст - флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки; - старший дошкольный возраст - обручи, палки, мячи, скакалки. 3. Заключительная часть. Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Что использовать?: 1. Разные виды ходьбы; 2. Мп\и ; 3. Хороводы; 4. Дыхательные упражнения.

Слайд 11

Бодрящая гимнастика Важная цель - активизация обмена веществ, тренировка защитных механизмов организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями. Основное условия: - упражнения выполняются в постели, не вставая после пробуждения. Гимнастика состоит из нескольких частей: - разминочные упражнения в постели; - выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика или точечного массажа); - выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика); - ходьба по массажным коврикам. Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или обливанием (рук или ног).

Слайд 12

I часть – гимнастика в кроватках Включает следующие элементы: - потягивание; - поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног; - элементы пальчиковой гимнастики; - гимнастики для глаз и т. п. Главное правило ! - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели - около 2-З минут.

Слайд 13

II часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры – направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза. Основные движения: - ходьба на носках; - пятках; - на внешней и внутренней сторонах стопы; - с высоким подниманием колен и др.. Важно ! Проводить в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков .

Слайд 14

III часть – заключительная – повышает физический и эмоциональный тонус ребенка, создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей активной деятельности. Может быть проведена на основе гимнастики игрового характера с использованием 3-6 имитационных упражнений: -подражание движениям птиц; - животных; - растений; - различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т. д.). Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен .

Слайд 17

В каких режимных моментах можно использовать ?: - утренняя гимнастика; - гимнастика пробуждения; - физкультминутки; - физкультурные паузы; - после физической нагрузки; - подвижные игры; - беседы; - различные формы активного отдыха; - пальчиковая гимнастика; - в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии; - прогулка (при температуре 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра).

Слайд 18

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей: 1. Воздух набирать через рот и нос, выдыхать – через рот; 2. Плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе; 3. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды ; 4. Не напрягать плечи, шею, руки, живот; 5. Упражнения проводить плавно, под счёт или музыку, в проветриваемом помещении; 6. Не надувать щеки (для начала их можно придерживать руками); 7. Выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей; 8. Дозировать количество и темп проведения упражнений. .

Слайд 19

Методические рекомендации: 1. Заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды; 2. Начинать дыхательную гимнастику можно с детей младшего возраста; 3. Начинать с упрощенной формы с постепенным усложнением; 4. Не следует переутомлять ребёнка; 5. Проводить в игровой форме (у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление); 6. Можно использовать стихотворные тексты .

Слайд 20

Существуют различные методики дыхательной гимнастики: - гимнастика по А. Н. Стрельниковой - гимнастика по К. П. Бутейко - гимнастика по Б. С. Толкачева - гимнастика по М. Л. Лазарева и др. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: - глубокое дыхание; - искусственное затруднение дыхания; - задержка дыхания; - замедление дыхания; - поверхностное дыхание.

Слайд 21

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению материала. Применяется: во всех возрастных группах; несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться.

Слайд 22

Варианты использования зрительных гимнастик: со стихами; с опорой на схему; с сигнальными метками; с индивидуальными офтальмотренажерами ; с настенными и потолочными офтальмотренажерами ; электронных зрительных гимнастик.

Слайд 23

С настенными или потолочными офтальмотренажерами Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазам; при этом глаза должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.

Слайд 31

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Новые подходы к оздоровлению дошкольников"

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя и родителей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовн...

Мой опыт работы. Консультация для воспитателей "Формы и методы оздоровления дошкольников на современном этапе"

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии...

Консультация "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"

Эта информация будет полезна как для родителей, так и для воспитателей и моих коллег - музыкальных руководителей!...

картотека по воспитанию культурно гигиенических навыков в ходе режимных моментов у старших дошкольников

У дошкольников игра является одним из основных методов формирования навыков личной гигиены, многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с в...

Консультация"Театрализация в режимных моментах"

Театральная деятельность в детском саду –это развитие ребёнка. Развитие памяти, умения вести себя на сцене, но главное –это развитие речи. Играя роль какого-либо персонажа, ребёнок должен представить ...

Консультация родителей «Значение режимных моментов для здоровья ребенка»

Режим дня – это чередование различных видов деятельности и отдыха детей дошкольного возраста, отвечающее педагогическим и гигиеническим требованиям....

Картотека Культурно-гигиенических навыков в режимных моментах для старших дошкольников

Материал включает в себя стихи, потешки, прибаутки по КГН в режимных моментах в детском саду для старших дошкольников....