Картотека коммуникативных игр
картотека

Кириченко Александра Леонидовна

коммуникативные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

                      «Коммуникативные игры в группе»

                                                               

 

«МЕНЯЛКИ»

     Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.

     Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

                                                     «Мост дружбы»

Инструктор просит детей образовать пары, придумать и показать какой- нибудь мостик ( при помощи рук, ног, туловища). Например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают их вверх, изображая « Мост дружбы».

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

     Цель. Снять излишнюю двигательную активность.

     В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

«ЗЕВАКА»

     Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.

     Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

«СЛУШАЙ КОМАНДУ»

      Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

      Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии  и хорошо слушать, и выполнять задание.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«ЗАПРЕЩЕНО ДВИЖЕНИЕ»

     Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.

     Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«СЛУШАЙ ХЛОПКИ»

     Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности.

     Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другу позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

     Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.

     Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два – здороваемся плечами; три хлопка – здороваемся спинами.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

«КОСТЕР»

     Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинутся от «костра», по команде «руки замерзли» - протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» - встать и махать руками, по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

«КОМПЛИМЕНТ»

     Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…».  Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.

«СОРОКОНОЖКА»

     Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

                                                «Приветствие»

Дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной, ухо с ухом и т. д. Дети могут поменять несколько партнеров.

«ЛАДОНЬ В ЛАДОНЬ»

     Дети разбиваются на пары, прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия. Каждая пара должна их преодолеть, не разъединяя ладошек.

                                             

«Волшебная палочка»

    Игра проводится стоя в кругу. Ведущий просит назвать дни недели по порядку. Ребенку дается палочка и задание: «Называй, начиная со среды».

Валеологические     игры

 «СКАЖИ ЛАСКОВО»

     Цель. Учить детей использовать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Рука – ручка, нога – ножка, плечо – плечико, нос – носик, волос – волосик и т.п.

«ДОСКАЖИ СЛОВО»

     Цель. Уточнить, для чего нужны разные части тела.

Ведущий начинает предложение, дети заканчивают.

                                 «Головой мы что делаем? (Думаем!)

                                 Ушами мы что делаем? (Слушаем!)

                                 Глазами…, носом…, ртом…, руками…,

                                 Пальцами…, ногами…» и т.п.

«НЕ ПЕРЕПУТАЙ»

     Цель. Игра развивает быстроту реакции, внимание. Закрепляет название различных частей тела, лица, головы.

     Ведущий объясняет участникам правила игры – при слове «нос» нужно дотронуться до носа, при слове «лоб» - до лба и т.п. Второй вариант игры усложнен запутыванием.

«ОДИН - МНОГО»

     Цель. Закрепить умение детей называть части тела во множественном числе.

Ведущий:               «У меня один, у вас (много)

                                У меня рука, у вас (руки),

                                У меня нога, у вас (ноги),

                                У меня плечо, у вас (плечи),

                                У меня нос, у вас (носы),

                                У меня волос, у вас (волосы),

                                У меня палец, у вас (пальцы)» и т.п.

«ЗНАЮ ЛИ Я ЧАСТИ СВОЕГО ТЕЛА?»

     Цель. Уточнить знают ли дети части своего тела и где они находятся. Определяют ли количество частей тела.

  1. Ведущий предлагает детям показать на себе те части тела, которые он назовет.
  2. Ведущий молча дотрагивается до каких-либо частей тела, дети должны их назвать.
  3. Определение количества частей тела: глаз (два глаза), ухо (два уха), нога (две ноги), нос, губа, затылок.

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

     Цель. Игра развивает быстроту реакции, внимание, умение держать информацию в памяти и правильно выполнять задания.

     Играющие становятся попарно в круг, ведущий находится в его середине. По команде ведущего «лицом к лицу» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу. По команде «спиной к спине» - становятся спиной друг к другу. По команде «меняйтесь в парах» - каждый ищет себе другого партнера. В это время ведущий старается встать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится ведущим.

«ПЕСЕНКА СТРЕКОЗЫ»

     Цель. Развитие координации движений.

Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

«Я летала, я летала,

Устали не знала

(дети плавно взмахивают руками)

Села, посидела,

Опять полетела.

(опускаются на одно колено)

Я подруг себе нашла,

Весело нам было.

(вновь делают летательные движения руками)

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило»

(берутся за руки и водят хоровод)

«ОТГАДАЙ, ЧЕЙ  ГОЛОСОК?»

     Все играющие, кроме одного, образуют круг. Водящий становится в центр круга. Дети идут по кругу вправо, влево.

«Вот построили мы круг,

Повернемся разом вдруг.

А как скажем: «Скок, скок, скок!»

Отгадай, чей голосок?

Говорит один ребенок, после этого водящий открывает глаза и отгадывает, кто сказал слова. Если отгадывает, то тот, кто говорил, становится водящим.

«ТИШИНА»

Дети идут в обход площадки в колонне по одному и говорят:

«Тишина у пруда.

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте, малыши».

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза на 10 секунд. Присев, нужно не шевелиться и соблюдать тишину. Нарушивший это правило становится в конец колонны.

                                                      «УГАДАЙ СЛОВО»

      Игра проводится с мячом, который предается друг другу. Ведущий называет первый слог, ребенок должен продолжить: «Ка (-пуста), кар (-тофель), чес (-нок)»

«ВЕСЕЛАЯ ПЧЕЛКА»

     Цель. Научить детей «направлять» дыхание на определенный участок тела.

Вдох свободный, на выдохе произносим звук «з-з-з». Представим, что пчелка села на нос, руку, ногу и т.п.

«Я -РЕБЕНОК»

Я – ребенок, ты – ребенок.

У меня - нос, у тебя – нос

(каждый указывает сначала, на свой нос, затем на нос партнера)

У меня гладкие, у тебя гладкие

(указывают на щеки)

У меня сладкие, у тебя сладкие

(указывают на губы)

Я твой друг и ты мой друг

(показывают на себя, потом на партнера)

Мы любим друг друга!

(обнимаются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека коммуникативных игр и упражнений

Развитие умения устанавливать контакт с собеседником...

Картотека коммуникативных игр для детей 5 - 7 лет

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно...

Картотека коммуникативных игр.

В данной картотеке собраны игры, способчтвующие развитию  коммуникативных навыков: конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциона...

Активизация речи детей в коммуникативной деятельности (картотека коммуникативных игр)

Коммуникация - это всегда обмен информацией между людьми, который может осуществляться вербально (речь) и невербально (жесты, мимика, интонация). Одной из форм активизации речи является создание игров...

Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных умений

Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных уменийИгры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слыша...