Главные вкладки

    картотека "Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста"
    картотека по теме

    Митрушина Ольга Борисовна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kartoteka_kommunikativnye_igry.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра «Газета»

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: На пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей. (Для этого надо обняться, уменьшив, таким образом, физическую дистанцию.)

    Упражнение «Ток»

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).

    Игра «Пожелание»

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Дети сидят в кругу и, бросая друг другу мячик, говорят добрые пожелания.

    Упражнение «Напряжение – расслабление»

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Дети садятся на пол, сгибают ноги в коленях, подбородок к коленям, руки обнимают колени - напряжение. Расслабление - свободная поза.

    После проделанных упражнений дети обсуждают, что они чувствовали, каковы их ощущения. Например, при напряжении: «Я понял, что, если сжаться, мне неприятно, я ощущаю себя маленьким, ничтожным, колючим, мне хочется кого-нибудь ударить» и т. п. При расслаблении: «Я понял, что, если расслабиться, мне становится приятно, тепло, у меня хорошее настроение, я добрый, мне не хочется никого обижать» и т. п.

    Игра «Ура победителю!»

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Стулья расставляются по кругу спинками внутрь. Стульев на один меньше, чем участников игры. Все бегают вокруг стульев, пока

    ведущий не хлопнет в ладоши. Как только это произошло, нужно успеть занять стул. Участник, оставшийся без стула, выходит из игры. При этом он должен издавать звуки, имитируя какое-либо животное (хрю-хрю, или му-му, или мяу-мяу и т. п.). Бегающие по кругу оставшиеся участники игры опять должны по сигналу ведущего успеть занять стулья, которых снова на один меньше, чем участников (ведущий убирает лишний стул). Игра продолжается, пока не останется один победитель. Он залезает на стул и кричит: «Ура победителю!», а все проигравшие хором издают звуки, которые они издавали во время игры.

    Упражнение па сплоченность группы

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Руки всех детей вытянуты вперед. На счет «три» все должны одновременно хлопнуть в ладоши.

    «Колокол»

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Все встают в круг, один ребенок - в центре. Стоящему в центре нельзя переступать с ноги на ногу, отрывать ноги от пола. Все толкают его от себя, и он свободно падает из стороны в сторону, как язык колокола.

    «Сороконожка»

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Все встают в затылок друг другу, берут впереди стоящего за пояс, садятся на корточки и двигаются по кругу. Задача – не упасть.

    «Оцени поступок»

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Ведущий сообщает детям конфликтную ситуацию. Ситуация инсценируется детьми, после чего они с помощью ведущего определяют, какая норма поведения была нарушена. Далее этюд, в котором отражена та или иная отрицательная черта характера конкретного ребенка, должен быть повторен так, чтобы в нем была показана модель желательного поведения в такой же ситуации. (На занятиях с детьми, отличающимися чрезмерной застенчивостью, эгоизмом, упрямством, жадностью, притворством, трусостью, склонностью к ябедничеству и т. п., знающими моральные предписания, но не следующими им, упор делается на эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера).

     «Доброе слово»

    Цель: Коррекция нежелательных черт характера, поведения детей.

    Содержание: Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.

    «Хромой ведет слепого»

    Цель: Коррекция нежелательных черт характера, поведения детей.

    Содержание: «Хромому» подвязывают ногу веревкой. У «слепого» глаза завязаны повязкой. На полу - газетные обрывки («трясина») , стулья («препятствия»), «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в трясину и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых». Что они чувствовали?

    «Чей голос»

    Цель: Коррекция нежелательных черт характера, поведения детей.

    Содержание: Дети сидят в кругу. Все закрывают глаза повязками. Ведущий, пересаживает несколько человек. Затем тот, до кого ведущий дотронется рукой, произносит слова: «я здесь». Все должны угадать, чей это голос.

    «Инсценировка»

    Цель: Коррекция нежелательных черт характера, поведения детей.

    Содержание: Дети по очереди инсценируют фразы, которые произносит ведущий. Возможные фразы: «Я съел шоколадку», «У меня болит зуб», «Мне купили велосипед», «Я поссорился с другом» и т. п.

    «Молекула»

    Цель: Коррекция нежелательных черт характера, поведения детей.

    Содержание: Все бегают по комнате. При слове «молекула», которое произносит ведущий, все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.

    «Что и когда я чувствую»

    Цель: Коррекция нежелательных черт характера, поведения детей.

    Содержание: Ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытывать люди. Дети отвечают: злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. п. Далее каждому ребенку предлагается выбрать из набора карточек со схематичным изображением эмоционального состояния одну карточку и рассказать, когда он бывает таким («Я радуюсь, когда ...», «Мне бывает страшно, когда…» и т. п.).

    Упражнение «Привет другу»

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Дети стоят кружком, держась за руки.

    Итак, я начинаю и говорю: «Я посылаю привет Максиму». При этом я пожимаю руку своему соседу справа, тот также дружелюбно пожимает руку следующему. И так дальше по кругу, пока «привет» не вернется к Максиму. Теперь свой привет передает следующий по кругу от меня. Он говорит, кому его передаст. Желательно, чтобы каждый ребенок получил «привет».

    Упражнение «Дружат в нашей группе

    девочки и мальчики»

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание:

    Дружат в нашей группе

    Девочки и мальчики,

    Пусть соединятся

    Их маленькие пальчики.

    Педагог: Покажите мне свою правую руку, а теперь левую. Дотроньтесь своими пальчиками до пальчиков соседа. Замкните круг. А теперь поднимите руки вверх. Мы вместе! Замечательно!

    Дети должны почувствовать свою принадлежность к группе, ощутить чувство единения с ней.

    Упражнение «Собираем добрые слова»

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Дети вспоминают добрые слова или хорошие качества человека и называют их, перебрасывая друг другу мячик. Слова не должны повторяться.

    Упражнение «Ручейки и озера»

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Дети строятся произвольно кружком. По сигналу «Ручейки!» дети встают друг за другом в колонну по одному (руки кладут на пояс впереди стоящего) и произвольно двигаются по групповой комнате. Колонны бегают не мешая одна другой. По сигналу «Озеро!» дети, взявшись за руки, образуют круг – «озеро», «Гора!» - образуют один большой круг, а затем медленно сходятся в центре, «Песчинки!» - разбегаются, кружась, «Кочки!» - приседают, наклоняют голову к коленям.

    Упражнение «Смешинка».

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: К нам пришел гномик Весельчак. Он хочет нас развеселить, но мы постараемся оставаться серьезными. Кто рассмеется, тот будет играть роль Весельчака,

    Упражнение «Ожившие линии».

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Детям предлагается изобразить на листе бумаги различные линии: «веселую», «испуганную», «колючую», «смелую», «добрую»; «добрый круг», «круг-проказник», «робкий круг», «круг друзей».

    Упражнение «Похвалилки» (в кругу с мячом).

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Ребенок бросает мяч другому и говорит о нем что-нибудь хорошее (личностные качества, умения, хорошее поведение, внешность и т.п.). Тот отвечает: «Да, это так, я ... (ловкий), а еще я ... (и называет еще одну похвалу в свой адрес)».

    Упражнение «Два мешочка».

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Педагог подготавливает два мешочка, например, серый и желтый. Затем берет по одной табличке, на которых написаны различные качества людей, зачитывает их и складывает в соответствующие мешочки (вариант: дети читают сами). Таким способом следует определить, какое качество в какой мешочек положить. (Доброта - добрый, злость – злой, сердитый и т. п.).

    В темном мешочке качества, мешающие нам жить мирно и счастливо, в светлом - соответственно - те, что помогают, радуют.

    Упражнение «Два вредных колечка».

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Что это? Колечки? Их можно надеть на пальчик? Вы знаете, эти колечки заколдовал злой волшебник, и кто их наденет, тот становится злым (1 вариант) или нерешительным (2 вариант).

    Дети разыгрывают ситуации.

    Педагог. Давайте попробуем выполнить упражнение «Драка». Для этого нам потребуется два шарфа, концы которых завязаны в узлы, и свисток. Представьте, вы поссорились и очень сердиты: брови сдвинуты, в руках шарф, которым размахиваете. Вы наступаете, начинаете драться шарфами, но по правилам.

    • Бой начинать и заканчивать только по сигналу свистка.
    • Шарфом не касаться головы и лица.
    • Можно издавать во время «боя» соответствующие звуки.

    Какое чувство мы изображали? Найди и покажи личико-схему (пиктограмму) этого эмоционального состояния.

    Но вот «бой» окончен, дети расходятся, «засыпают». Другие ребята подходят и снимают с них «вредные» колечки, и дети становятся добрыми! Они «просыпаются», подходят друг к другу и обнимаются.

    Игра повторяется с другими детьми.

    Упражнение «Поссорились – помирились»

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: Из группы выбирают двух участников, им предлагается разыграть ситуацию: поссорились. Затем педагог говорит: «Чтоб не обижаться, надо расслабляться». Детям демонстрируется мягкая игрушка, они ее трогают, проверяют, действительно ли она мягкая, а затем сами стараются стать такими же мягкими. Что дети чувствуют в этом случае? Обсуждение.

    Педагог предлагает детям проверить качества настоящего друга. Он начинает, а дети заканчивают: «Настоящий друг - это тот, кто ... », «Друзья всегда ... », «Качества настоящего друга ...».

    Упражнение «Маски настроения».

    Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

    Содержание: На столе разложены маски-эмоции (бумажные), их должно быть не  менее 6-8 на каждую эмоцию: маски веселого человека, грустного, спокойного, злости, грусти, испуга. Дети, составив пару, должны подобрать маску, наиболее подходящую партнеру: по тому, какое у него настроение сейчас. Затем ребята обмениваются своими мыслями и ощущениями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста.

    Основные функции дидактической игры.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и фор...

    Фольклорные игры для детей дошкольного возраста

    В воспитании дошкольников мы широко используем фольклор  и  фольклорные  игры, которые способствуют не только формированию эмоционально положительного положения к миру как к чуду, но и...

    Развивающие игры для детей дошкольного возраста

    Развивающие игры предопределяют интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого  мышления. Интуитивно осуществляется предматематическая  под...

    Развитие музыкально -сенсорных способностей детей в музыкально - дидактических играх у детей дошкольного возраста

    Статья для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...

    Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

    Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:...

    Проект «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры «Семья».

    Уважаемые коллеги! Хочу представить dашему вниманию проект^ «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры &la...

    Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

    Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...