Консультация для педагогов
консультация

Доля Альбина Викторовна

Одним из принципов педагогического процесса являются отношения с ребёнком, активное взаимодействие с ним. И основой этих отношений, по требованию проекта ФГОС, это субъект – субъектные отношения, т. е. положение педагога «не над ребёнком, а рядом», что позволяет ребёнку быть равноправным партнёром всех видов деятельности, в том числе и видов по художественно-эстетическому направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Консультация   по теме:

«Технология субъект-субъектного взаимодействия педагога и детей

в продуктивных видах деятельности».

Мы с вами знаем, что одним из принципов педагогического процесса являются отношения с ребёнком, активное взаимодействие с ним. И основой этих отношений, по требованию проекта ФГОС, это субъект – субъектные отношения, т. е. положение педагога «не над ребёнком, а рядом», что позволяет ребёнку быть равноправным партнёром всех видов деятельности, в том числе и видов по художественно-эстетическому направлению.

Какие же виды деятельности относятся к художественно-эстетическому направлению. Это – прежде всего музыкальная деятельность, изобразительная деятельность и конструктивно-модельная деятельность.

А теперь рассмотрим субъект - субъективные отношения на основе образовательного процесса. Для начала вспомним с вами этапы реализации ООД, в той форме, в которой мы с вами привыкли проводить.

  1. ​Организационный момент.
  2. Ход занятия.
  3. Рефлексия.

Разберём данные этапы поподробнее.

Организационный момент, что он под собой подразумевает? Конечно же организацию предпосылок к действиям ребёнка. И вот здесь крайне необходимо удивить, мотивировать его.

МОТИВАЦИЯ – побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении.

Для мотивации детей в своей работе по художественно-эстетическому направлению я применяю  такие методы и приемы:

1.создание провокационной ситуации, например, вот недавно мы с детьми начали готовить элемент капельки по технологии Квиллинг. При ознакомлении с этой технологией было трудно привлечь их к работе и,  чтобы их заинтересовать я придумала такую провокационную ситуацию: рассказала им, что дети из другой группы уже справились с этой задачей, у них  получилась, такая картина( показываешь картину), а у вас получиться? Вы умеете? Вот только тогда они заинтересовались, сосредоточились и настроились на работу.

Это помогло стимулировать детей к самостоятельному решению, формулированию своего намерения «Я тоже могу это сделать».

 Еще один из методов, который я часто применяю это - сюрпризный момент.  Появление какого-либо героя удивляет и радует  детей. У них сразу появляется желание помочь этому герою.

Переходим к  планированию образовательной деятельности. Здесь самый главный вопрос, который должен задавать воспитатель, прежде всего себе как вы, думаете, какой? «Для чего это нужно детям?»

Из практики можно видеть, что мы заменяем его собственной активностью при подготовке и организации детской деятельности, используя фразы «Для этого нам нужно…», «Сначала мы сделаем это, затем то…» и т. п. Это приводит к понижению или даже отсутствию детской самостоятельности при решении проблемы. Чтобы этого не допустить я хочу предложить вам ряд вопросов, которые помогают мне в работе  проявить детскую инициативу в полной мере:  «Подумайте, что для этого нужно?», «Что вам для этого понадобится?», «Что вы будете делать потом?», «Где вам удобно работать?» и т. д.

Следующий этап – ход занятия или осуществление действий.

Разрабатывая непрерывную образовательную деятельность по художественно-эстетическому направлению, я стараюсь избегать такой ситуации, которая далека от реальности и в жизни не только никогда не встретиться, но и фактически не возможна по своей сути. Но при этом не стоит кидаться из крайности в крайность. Для меня главной особенностью ООД в соответствии с принципами ФГОС – вопрос!

Задавая свои вопросы детям, я не тороплюсь с ответом «за детей», это ведь наш с вами бич, уважаемые коллеги.  Здесь, конечно же, надо иметь терпение, потому что дети часто не могут ответить на заданный нами вопрос. В таком случае я  убеждаюсь в том, что понятен ли детям вопрос и при необходимости его перефразирую. Так же при ответах детей на заданный вопрос стараюсь не ориентироваться на первый правильный ответ, но ни в коем случае его не проигнорирую. В этом случае мне помогает снова метод провокации «Ты уверен? Докажи», «Кто-нибудь считает так же?» Так я  выясняю, понимает ли ответивший суть вопроса или просто дает  заученный ответ. Так же этот прием позволяет задуматься в своих ответах остальных. Обычно у нас как бывает, спросишь – один ответит, а другие за ним повторяют этот ответ, т.е. дети ориентируются на ответ, так называемых «звёзд группы», но когда мы подвергнем их к  сомнению  ответа, то  тут  и начнётся смятение. В таком случае я использую разнообразные речевые формулы: точно, согласна, может быть, интересная версия, возможно, необычно, так же, не мало важную роль играют жест, улыбка и кивок. Для развития детской любознательности, закрепления материала, очень хорош способ, я его назвала «научите». Притворяюсь, что ничего не умею делать или забыла, как это делается, прошу помощи у детей, при этом поддерживаю положительную самооценку ребёнка. Например, «Как хорошо, что ты, Миша, попробовал, теперь мы точно знаем, как надо делать». Так же применяю способом переадресации вопроса (особенно при повторении правил техники безопасности с трудовым материалом). Например, «Соня, я не помню, как надо работать с ножницами, но может ребята знают…», или, например, «Ребята, послушайте какой интересный вопрос задал Миша…», «А ты сам как думаешь?» Здесь правда существуют подводные камни, есть возможность, что вопрос или информация «не по теме» может увести нас в другое русло и НОД может потеряться – стать другим. Например, в каждой группе есть так сказать «неудобный ребёнок», который может в любой момент сказать, «А у меня дома…» и что то в этом роде (вот недавно при рисовании рябины акварелью, у нас один мальчик работал-работал и вдруг, вспомнил, что ему вчера купили котенка) Как тут действовать? Необходимо ли реагировать? Как вы думаете, уважаемые коллеги? Конечно, необходимо, но тут же, если случившееся неактуально, закрыть её. Это и есть работать в режиме экспромта.

В ходе продуктивной деятельности, организованной педагогом при активном сотрудничестве с детьми доделывание работы за ребёнком, навязывание своей помощи не приемлемо. Поэтому я при работе с детьми стараюсь так распределить время, чтобы ребёнок смог полностью реализовать свой замысел. В тех случаях если это не оказалось возможным, вместе с детьми решить данную ситуацию «К сожалению, у нас нет времени доделать, что мы можем придумать?»

Главное, чтобы в ходе всего этапа осуществления действий все дети были охвачены, заинтересованы в результате.

И наконец, четвёртый этап – рефлексивный,  итоговый.

Рефлексия – это самооценка причин успеха, неудачВ данной формулировке ключевое слово – самооценка. При проведении детьми самоанализа нужно задать им не более 3-4 вопросов открытого характера, но наиболее значимых и весомых.

Вот ряд предположительных вопросов, которые я применяю в своей работе с детьми:

  • ​- Для чего мы это делали?
  • - Все ли получилось?
  • – Что хотели добиться?
  • – Вспомните какие трудности у вас были?
  • – Для чего это вам нужно?
  • – Чему научились?
  • – Почему не получилось?
  • – Что нам помогло?
  • – Что помешало?
  • – Что можно рассказать родителям о сегодняшней встрече?
  • – Что можете рассказать друг -другу?

Ни в коем случае не делать выводы за детей. И обязательная «оценка» деятельности, поведения, эмоционального настроя детей.

И в итоге хотелось бы сказать, чтобы осуществить грамотную реализацию продуктивных видов деятельности по художественно-эстетическому разитию детей в полном объёме, необходимо прежде всего, проанализировать собственную деятельность на предмет наличия ошибок. Ибо на ошибках учатся. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....