Понятие "самостоятельность деятельности" детей старшего дошкольного возраста в современной педагогике. (статья)
статья

Кузнецова Наталья Михайловна

Современное общество нуждается в гражданах, отличающихся целеустремленностью, наблюдательностью, эрудированностью, умением находить выход из сложных ситуаций, мобильностью. Интерес к исследуемой нами проблеме определяетсяя, в современное время, гуманистическими задачами наиболее полного раскрытия индивидуальности развивающихся личностей, их творческого потенциала. Жизнь во всех ее выражениях становится все разнообразнее и труднее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческие подходы к решениям больших и малых задач, способности независимо ставить и решать новые проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие "самостоятельность деятельности" детей старшего дошкольного возраста в современной педагогике

Современное общество нуждается в гражданах, отличающихся целеустремленностью, наблюдательностью, эрудированностью, умением находить выход из сложных ситуаций, мобильностью. Интерес к исследуемой нами проблеме определяетсяя, в современное время, гуманистическими задачами наиболее полного раскрытия индивидуальности развивающихся личностей, их творческого потенциала. Жизнь во всех ее выражениях становится все разнообразнее и труднее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческие подходы к решениям больших и малых задач, способности независимо ставить и решать новые проблемы.

Ключевые слова: самостоятельность, дошкольник, возраст, деятельность, педагогика

Проблемы детской самостоятельности в последнее время зачастую становятся объектом повышенного внимания психологов и педагогов. С точки зрения этимологии, слово «самостоятельность» может быть установлено как «сам» и «стоять»; «самость»; «независимость». «Самостоятельность — обобщенные свойства личностей, проявляющиеся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувствам личной ответственности за свою деятельность и поведения» [1, с.586].

Становление самостоятельности в старшем дошкольном возрасте связано с освоениями детьми различных видов деятельностей (игровой, трудовой), в которых они приобретают возможности выразить свои субъектные позиции. Это связано не столько с реализациями личностно-ориентированного и деятельностного подхода к формированию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решений проблем подготовок подрастающих поколений к условию жизни в современных обществах, практико-ориентированными подходами к организациям воспитательно-образовательных процессов.

В границах данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду, должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, вносить предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласие, организовывать и корректировать ходы как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительных результатов [3].

Дети старшего дошкольного возраста зачастую недостаточно соответствуют этому ориентиру. В связи с этим становления самостоятельности старших дошкольников являются социально-педагогическими проблемами.

Старший дошкольный возраст –  это последний из периодов дошкольного детства, когда в психике детей возникают новые образования. В возрасте 5-7 лет закладывается основа будущей личности.

Ребенок данного возраста выражает больше инициатив и творчества в самостоятельной деятельности. Самостоятельность у него становится довольно устойчивой, многообразной. Происходит изменение и в представлении ребенка о самом себе, в его самосознании и самооценке, на что оказывают непосредственные влияния наиболее трудные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми. Задачи воспитателей и родителей – грамотно поддерживать данный процесс развития и основать условие для более удачного проживания.

К концу старшего дошкольного возраста инициативы и самостоятельность выражаются существенно дифференцированнее и многообразнее. У ребенка в данном возрасте самостоятельность обнаруживается в придумываниях многообразных игр, в замысле и в развертываниях сюжета трудных коллективных игр, в умениях самостоятельно исполнять трудные и ответственные дела, порученные группе. Возрастающая самостоятельность ребенка, также сказывается в их умениях оценить работу и поведения иных ребят. Отличительной спецификой самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста является ее организованность. Инициативы ребят направляются уже на то, чтобы действовать по-своему, т. е. вопреки требованию взрослых.

Переход в старшую группу связан с изменениями психологических позиций ребенка: он впервые начинает чувствовать себя самым старшим среди иных детей в детском саду. Ребенок понимает, что он — помощник воспитателей и может научить малышей тому, что может, также может многому научиться в силу своей любознательности. Для старших дошкольников свойственны потребности в самоутверждениях и признаниях их возможности со стороны взрослого. Формированию самостоятельности способствуют освоения ребенком умения поставить цели (или принять ее от воспитателя), обдумать пути к ее достижениям, реализовать свой замысел, оценить полученные результаты с позиций цели.

Наивысшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует основание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесные творчества. Это является обязательными элементами образа жизни старшего дошкольника в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольниками возникают проблемы самостоятельного установления замысла, методов и форм его воплощения.

В общей увлекательной деятельности формируется сотрудничество, пробуждаются воображения, инициатива. Формированию познавательной активности и интереса старшего дошкольника способствуют участия в разрешениях проблемных ситуаций, в проведениях элементарного опыта (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлениях игрушек-самоделок, простых механизмов и моделей.

В этом возрасте происходят социально-нравственные развития детей, становления их взаимоотношения с окружающими (позиции в коллективах сверстников: друзья, объединение детей на основе общностей игровых интересов или склонности к установленной деятельности).

Старший дошкольник может освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы исполнения правил, у них начинает формироваться чувство самоуважения и самостоятельность. В дошкольном возрасте, у ребенка развивается внимание, мышление и память, развиваются навыки элементарного самоконтроля, способности к саморегуляциям своего действия. С формированием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления продолжает формироваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.

Проведенный анализ установил необходимость выявлений психолого-педагогического условия развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. К ним мы относим:

• организации взаимодействий педагогов с родителями по вопросу развития у детей самостоятельности и инициативы деятельностей в системе семейного воспитания;

• основание предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях, способствующих развитиям у детей заинтересованности и стремлений самим решать задачи деятельности без помощи взрослых;

• организации педагогами специфического вида детской деятельности в целях развития у ребенка умения ставить цели деятельности, планировать их, достигать результатов;

• позиции педагогов в процессах организаций детской деятельности, характеризующиеся умениями устремлять детей к достижениям поставленных целей.

Результаты педагогических исследований показали, что такие психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у ребенка старшего дошкольного возраста [2]:

способствуют формированию у детей настойчивости в решениях задач деятельности, проявлениям независимости от взрослых, развитиям самоконтроля и

самооценки собственной деятельности, а также является значительным фактором социально-личностных созреваний и готовностей к школьному обучению.

Список литературы

1. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: АСТ; Харвест, 2016. - 660 с.

2. Люблинская, А.А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст]/ А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2015. - 216 с.

3. Теплюк, С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника [Текст] / С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 7. - С. 67-71.

4. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под редакцией Д.Н. Ушакова. - М.: Астрель, ООО «Издательство АСТ», 2016. - 848 с.

5. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст]: в 11 т. Т. 6 / К.Д. Ушинский. - М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2014. - 447 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное и нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики

  Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка.      Неразрывна связь процесса социального развития детей и освоения ими соответствующих нравст...

развитие связной речи старшего дошкольного возраста средсвами музейной педагогики.

речь-особый дар природы, который дает возможность общаться друг с другом.Интерактивный мини-музей - это музей в котором , ребенок включается в процесс ознакомления с экспонатами....

Формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики

в статье расскраваются особенности формирования представлений о дружбе у старших дошкольников средствами народной педагогики в условиях стандартизации. Автором представлены научно - методические основ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Удивительная Катальная горка”

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учётом принципа интеграции образовательных областей “Познание”, “Речевое развитие”, &ldquo...

Патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики

Из опыта работы по патриотическому воспитатнию детей дошкольного возраста...

Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики

Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики...