ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ, ТРАДИЦИЯМ МАЛОЙ РОДИНЫ
статья

Жукова Татьяна Николаевна

 

«Без прошлого нет будущего»- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».

Как же можно приобщить ребёнка к истокам и традициям малой Родины, для этого нужно посеять и взрастить в детской душе семена любви к своей малой Родине, ее природе, родному дому, семье, истории и культуре своего города, страны. Каким образом спросите вы, а мы ответим только, передавая ребёнку свои чувства восприятия окружающего мира, родного края, свою любовь и свои ощущения. Ведь ребёнок прежде всего впитывает и воспринимает окружающий его мир через отношения к нему взрослых, перенимая от них взгляды, их суждения, их эмоции и настроения. Дошкольный возраст -  стартовый период всех высоких человеческих начал.

В детском саду ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды: местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.

Поэтому актуальность данной работы заключается прежде всего в создании условий, образовательной среды, направленной на возможность детей почувствовать сопричастность, любовь к природным и культурным ценностям родного края. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

Проблема патриотического воспитания в условиях модернизации системы дошкольного образования направила нас на поиск современных подходов в решении данного вопроса. Ведь чтобы понятие «Родина» не стало абстрактным для детей, необходимо тщательно продумать процесс их ознакомления с историческим, культурным прошлым и настоящим своей страны, родного города.

Малой родиной для наших детей является город Иркутск, микрорайон, где расположен детский сад, улицы, на которой они живут. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, опытно-экспериментальную деятельность, общение, труд.

Так как развитие представления дошкольников о своей малой родине, воспитания интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения - не только педагогов, но и родителей, то с целью выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своей малой Родине было проведено анкетирование родителей. Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и определить круг проблем.

Целью нашей педагогической работы стало создание оптимальных условий для формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников. Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма способствует более углубленному изучению истории родного края, местных достопримечательностей.

Задачи:

- создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культуре родного края;

- способствовать умению детей использовать различные источники краеведческой информации;

- формировать у детей умения вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их;

- развивать навыки познавательной деятельности;

- выражать свои впечатления, чувства посредством нетрадиционной художественной техники – пластилинографии, рисование пастелью, монотипия и т.д.;

- воспитывать чувства патриотизма и уважения к своему народу, к его обычаям, традициям, языку.

Исходя из поставленных задач, в нашей группе были разработаны несколько тем: «Я люблю свой детский сад», «История города, его символы», «Улицы нашего города», «Культура и традиции родного края», «Кто прославил мой город», «Мир природы».

Для работы по данным темам была создана предметно-развивающая среда:

- дидактическое пособие «Мой любимый город» в который вошли рассказы о истории города Иркутска, символах города, достопримечательностях Иркутска, известных людях нашего города, стихи о городе;

- наборы открыток, альбомов («Иркутск», «Птицы Байкала», «Байкал», «Животные Иркутской области», «Буряты – коренные жители Сибири»)

- дидактические игры («Прошлое и настоящее Иркутска», «Одень куклу в национальный костюм», «Собери картинку», «Назови достопримечательность города», «Герб города»);

- настольные игры (лото «Мой Иркутск», серия игр «Народные промыслы»);

- картотека народных и игр культурно-исторического содержания («Плетень», «Горелки», «Просо», «Веночек», бурятские народные игры «Табун», «Найди палочку», «Рукавичку гнать» и др.);

- видеотека («Зимний Иркутск», «Осенний Иркутск», «Байкал –жемчужина Сибири», «Красная книга Иркутской области», фото экскурсия «Кружевной Иркутск», «Байкал в картинах художников», «Мой Иркутск»);

- сюжетно-ролевые игры («Дом», «Семья», «Путешествие по Байкалу», «Библиотека», «Театр» и т.д.);

- при активном участие родителей был создан мини-музей, где собраны и созданы элементы жилища, быта, одежды русских и бурят и т. д.

- подборка литературных произведений об Иркутске и произведения сибирских авторов.

Ведь всем понятно, что тщательно продуманная среда развития побуждает детей к активности, исследованию, проявлению инициативы и творчества. Оснащенность техническими средствами дает возможность просматривать слайды, видеофильмы, слушать стихи и песни.

Учитывались и основные принципы построения развивающей среды:

 принцип насыщенности, транспортируемости, регионализации, интеграции, вариативности, доступности, безопасности.

В работе с детьми по данным темам используются следующие методы и приемы воспитания патриотических чувств у старших дошкольников: художественное слово (устное народное творчество), музыка, беседы, целевые прогулки, экскурсии, народные праздники, игры.

Реализация поставленных задач проходила через все виды детской деятельности: Непосредственная образовательная деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность, продуктивная деятельность.

Благодаря тесному сотрудничеству нашего детского учреждения с библиотекой № 37 и МБОУ г. Иркутска СОШ № 50 проводились различные мероприятия: библиотечные уроки о родном крае, о национальностях, проживающих в нём, о традициях и культуре, праздниках и т. д. Дети посещали музей школы где для них были подготовлены уроки памяти, посвящённые Великой Отечественной войне.

Наши воспитанники принимали участия в концертах для ветеранов, посвящённых дню Победы, выставках («Новый год», «Рождество», «Масленица», «8 марта», «День Победы») в Музеи ремёсел и библиотеке.

Совместно с родителями группы был создан альбом «Листая семейный альбом» в котором были собраны документы и фотографии близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

В результате проделанной работы дети показали хорошие результаты по освоению данной темы:

- познакомились с историей, культурой, традициями своей малой Родины;

- расширили знания о традициях своей семьи (других народов);

- знают и рассказывают об основных достопримечательностях города;

- научились отражать полученные впечатления в речевой, игровой и художественно-продуктивной деятельности;

- проявляют активность и любознательность, выражая свое отношение к происходящим событиям города.

А наша работа с родителями и детьми помогла объединить группу и получить большую группу союзников - помощников для дальнейших планов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Кочкуровский сад «Улыбка» Пузиной Анны Павловны по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»

Целью опыта является совершенствование нравственно-эстетического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В нашем детском саду театральной студией «Лучик» в 2014-2015 учебном году было поставлено и показано детям, родителям несколько сказок: «Конек-горбунок»; «Муха-цокотуха»; «Волк и семеро козлят» ...

Программа по патриотическому воспитанию "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины"

Цель: формировать у детей патриотические отношеия и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края....

Консультация для родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и традициям своей малой Родины»

Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: ...

Протокол заседания ММО "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям любви к малой Родине"

Цель ММо: воспитание гражданско - патриотических чувств у дошкольников, чувства гордости за родной край; расширять представления детей о месте, где живешь; вовлечение родителей в педагогический процес...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям и обычаям людей малой Родины.

Дети - это  наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности.Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском г...