Методика проведения театрализованных мероприятий
методическая разработка

Методика проведения театрализованных мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_teatralizovannyh_meropriyatiy.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения театрализованных мероприятий

1. Основы составления сценариев спектаклей, утренников для детей разных возрастных групп.

2. Инсценирование.

3. Подготовка детей к исполнению роли.

Ключевые слова: театр, костюм, инсценировка, драматизация, роль.

Цель – рассмотреть методические основы организации массовых мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.

 1. Основы составления сценариев спектаклей, утренников для детей разных возрастных групп

 Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью. Воспитателю следует с особой тщательностью подойти к выбору подходящих видов театрализованной деятельности, тем занятий и методике их проведения.

Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через призму доступного и занимательного для него способа переработки информации, то есть с помощью игры. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуков.

Театр – доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей.

Значение вовлечения детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене, состоит в том, что в процессе работы

1) расширяются знания малышей об окружающем мире, в частности, ребята знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами постановок;

2) формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;

3) развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);

4) обогащается словарный запас;

5) развивается память, фантазия, образное мышление;

6) совершенствуется пластика тела, координация движений, гибкость;

7) развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;

8) воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива (эта цель важна в любом возрасте, но для малышей подготовительной группы, которые готовятся к вступлению в новый коллектив, она имеет особое значение).

Осуществлению поставленных целей способствует решение следующих задач:

1) активизация познавательного интереса детей через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами (например, для ребят подготовительной группы это будут постановки интересных историй про Муми-троллей финской писательницы Туве Янссон, а для малышей – сказок В. Сутеева);

2) ликвидация скованности и зажатости юных театралов (постепенно дети перестают стесняться выступать на публике, что впоследствии очень важно для снятия напряжённости при устных или письменных ответах у доски в школе);

3) формирование быстрой реакции на команду или музыкальный сигнал (дети учатся выполнять смену разных видов деятельности по условному знаку, что также пригодится в школе на уроках, когда переключение от работы с учебником до выполнения самостоятельной работы, например, происходит очень быстро);

4) развитие умения координировать свои поступки с другими ребятами, то есть соотносить себя с коллективом;

5) тренировка речевого дыхания, дикции на материале стихотворений (в младшей и средней группах), скороговорок (в старших группах), а также расширение интонационной палитры речи;

6) знакомство с правилами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены, зрительного зала.

Базовым принципом занятий театрализованной деятельностью является развивающее обучение, опирающееся на закономерности общего развития малыша. Для этого важно создавать условия психологического комфорта, которые включают

1) разнообразие тематики (например, экологический пальчиковый театр во второй младшей группе на тему «Как звери готовятся к зиме»);

2) регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности (например, в качестве мотивирующего начала для занятий по развитию речи);

3) снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приёмов, настраивающих детей на занятие творчеством);

4) раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);

5) создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребёнок должен находиться в ситуации успеха – «У меня всё получится!»).

Формы организации театрализованных игр

Совместная со взрослыми творческая деятельность в рамках игр на занятиях или праздниках, организации музея кукол (уголка театра в группе) – эта форма востребована в образовательном процессе с детьми любого возраста. Сюда же относятся посещения театров.

Самостоятельная театральная деятельность применяется во время игр, подготовки и проведения утренников с детьми старших групп (иногда уже во втором полугодии воспитанники средней группы включаются в самостоятельную, то есть без участия взрослых, театрализованную деятельность).

Мини-игры на занятиях с привлечением кукол (Петрушки, Маши и др.) для решения познавательных задач. Так, в первой младшей группе на занятиях по рисованию, когда дети учатся изображать геометрические фигуры, воспитанники рисуют не просто круг, а бублик для кошки, которая случайно забрела в группу и призналась, что очень голодна.

Виды театрализованной деятельности

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр.

Театр на стенде. Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:

1) фланелеграф – доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);

2) магнитный стенд (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);

3) театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы – «живые тени»).

Театр на столе. Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:

1) бумажным (или картонным) – герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;

2) магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;

3) из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).

Театр «наручный». Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из картона, вырезанного в форме конуса; ткани; шариков для тенниса; пластиковых бутылок, тарелок, стаканов; спичечных коробков и пр.

Верховой театр. Этот вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке. Существует несколько типов верхового театра:

1) тростевой (кукла закреплена на высокой трости);

2) бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);

3) театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).

Театр на полу. Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.

Театр живых кукол. Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно пересказать сказку; разыграть сюжет для зрителей.

Различают 3 типа театра живых кукол:

1) масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);

2) платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);

3) театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях – ребята из старшей или подготовительной группы).

Костюмированные представления. Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий. Кроме того, костюмированные представления являются точками контроля работы театральной студии.

Виды занятий по театрализованной деятельности. Исходя из целей театрализованных игр в образовательном процессе ДОУ, можно сделать вывод, что, кроме занятий по театрализованной деятельности, этот вид творческой активности гармонично вписывается в рамки любого урока в детском саду. Однако наиболее активно элементы данного вида работы применяются на некоторых из них.

Развитие речи. Малыши учатся правильно интонировать, вырабатывают чистую артикуляцию, учатся слушать и слышать собеседника. При этом элементы театрализации можно использовать уже с первой младшей группы, когда дети повторяют реплики персонажей вслед за рассказчиком-взрослым. И с гораздо большей охотой они будут это делать, если герой будет маленьким гномом на пальце, тенью котёнка по имени «Гав» или жёлудем Гошей, потерявшим свою шапочку во время прогулки.

Музыкальное занятие. Музыка, рисование и театр настолько тесно взаимосвязаны, что порой бывает трудно определить доминирующий вид деятельности. Например, для раздела «Пение» программы музыкальных занятий можно использовать приём озвучивания, когда малыши, разучивая песенки, исполняют их от лица персонажа пальчикового или перчаточного театра.

Самостоятельная деятельность. Причём речь идёт и об отдельном виде работы (своего рода домашнем задании по заучиванию текстов роли), и об элементах активности в рамках других занятий (например, во время этапа самостоятельной работы на рисовании дети старшей группы могут вырезать шаблоны для бумажного театра на столе).

Комплексное занятие. Например, в рамках занятия во второй младшей группе на тему «Домашние животные» театрализованная деятельность в виде театра масок может применяться для закрепления звукоподражательных слов «кто как говорит»: «муу», «мяу», «гав».

Занятие по экологии. Кроме театра на столе из природных материалов, в работе можно использовать пальчиковый театр, например, при разыгрывании сюжета для детей средней группы о том, как медведь, волк, белка, синица ищут свои домики.

Приёмы для занятий театральной деятельностью. Для того чтобы творческая активность не стала обыденной, воспитателю необходимо менять набор приёмов в работе с детьми, учитывая их возраст.

Просмотр сценок кукольного театра. Этот вид театрализованных игр особенно актуален для детей младшей и средней групп, в которых малыши ещё не вполне готовы к полноценному участию в данном виде творческой деятельности. Но зато с удовольствием участвуют в ней в качестве зрителей. Так, сказку «Репка» можно разыграть пальчиковыми куклами.

Разыгрывание сказок и инсценировок. Это приём особенно активно используется в старших группах, когда дети уже знакомы со всеми видами театрализованных игр. В зависимости от типа театрализованной деятельности такие постановки могут быть в рамках утренника, открытого занятия, обычного урока или как вид работы над изучением литературного произведения. Например, в средней группе для проведения мероприятия по случаю проводов осени можно организовать постановку сказки «Теремок». И хотя полноценно «игровые» виды театра рекомендуется начинать в старших группах, такие хорошо известные сюжеты, в которых не будет проблем с заучиванием небольшого текста, можно использовать в качестве сценария для драматизации с детьми младших групп.

Беседы о театре. Приём, который используется уже в младшей группе. При этом малыши постигают театральную тематику, начиная со знакомства с персонажами, которые там представлены (например, герои пальчикового театра, куклы бибабо и пр. в младшей группе, персонажи театра теней – в средней, тростевой театр в старшей и т.д.).

Выполнение упражнений, направленных на формирование выразительности исполнительского мастерства. Например, в старших группах дети с удовольствием принимают участие в этюде «Тень», развивающем внимание и наблюдательность. Суть упражнения заключается в том, что малыши разбиваются на пары, воспитатель даёт установку (например, «дети идут по дороге»), один «актёр» выполняет действия, а второй, его «тень», их повторяет.

Работа над упражнениями по социально-эмоциональному развитию детей ведётся, начиная с младшей группы. К примеру, с детьми 2-3 лет это может быть вариант выбора обращения («мяу-мяу», «гав-гав») к котятам, собакам на прогулке. Таким образом, дети не только знакомятся с окружающим миром, но и воспринимают как данность то, что некоторые животные спокойно сосуществуют с человеком и последний не должен создавать для них угрозы. А вот в средней группе малышам можно давать задание «Потеряшка», которое развивает слуховое внимание, эмоциональность, воспитывает ответственность. Воспитатель предлагает малышам представить ситуацию: они оказались в лесу и узнали, что один из ребят потерялся. Будучи обеспокоенными, остальные дети по очереди зовут «потеряшку»: «Ау, Серёженька!», а тот, стоя спиной к одногруппникам, должен по голосу распознать, кто же его позвал.

Психогимнастика (может использоваться в рамках физкультминутки). Этот приём помогает ребятам прислушаться к своим ощущениям, провести рефлексию. Задания обычно представляют собой сочетание инструкций взрослого и музыки. Чаще всего это звуки природы и просьба представить себя на берегу моря, в лесу, а затем проиграть разные эмоции, связанные с этой ситуацией: зашли в море, приятно, потом тревожно, ведь не знаем морское дно – хмуримся, подплыли рыбки, удивились, испугались – что-то незнакомое, обрадовались новым друзьям – морским жителям.

Игры с драматизацией. Отличный приём для проведения подвижных игр, в том числе и на улице.

Пример игры с драматизацией «Зайцы и волк» для средней группы.

Цель – учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, ведущий говорит: «Зайцы скачут скок, скок, скок, на зелёный на лужок. Травку щиплют, кушают, осторожно слушают – не идёт ли волк». Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.

Театральная студия в детском саду.

Эстетическое развитие детей невозможно без изобразительной, музыкальной, художественно-речевой деятельности. Широкое поле для раскрытия творческих способностей ребят даёт театрализованная деятельность. Поэтому для детей 3-7 лет в ДОУ проводятся дополнительные занятия по этим видам творческой активности под руководством педагога дополнительного образования. Программы работы студии являются авторскими разработками, составленными с учётом возрастных особенностей участников кружка, а также межпредметных связей и обновлений содержания других образовательных программ, используемых в работе детского сада. Разработка программы может составляться на год, два, а может и на весь период работы студии – 4 года, охватывая младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы.

Занятия обычно проводятся с октября по май 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность работы: 15 минут с маленькими артистами 3-4 лет; 20 минут с малышами 4-5 лет; 25 минут с детьми 5-6 лет; 30 минут с ребятами 6-7 лет.

 2. Инсценирование

Праздники в детском саду являются яркими и радостными событиями в жизни ребёнка. Сочетая различные виды искусства, они оказывают влияние на чувства и сознание детей. Большой интерес у детей на праздниках вызывает использование театральных инсценировок.

Театрализованные инсценировки на праздниках – это игры-представления, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Театральные инсценировки на праздниках являются одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Они доставляют детям радость, развивают воображение и фантазию, способствуют творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры.

Благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

Коллективный характер театрализованных инсценировок позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

Театрализованные инсценировки на праздниках способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др.

Выделяется несколько этапов подготовки инсценировок к празднику с детьми старшего дошкольного возраста.

Подготовительный этап. При обсуждении праздника с воспитателями из нескольких вариантов выбирается инсценировка, доступная по возможностям детей; учитываются гендерные особенности группы.

При обсуждении сценария праздника учитывается, какое необходимо количество детей, чтобы никто из детей не остался на празднике без роли (кто-то танцует, кто-то поёт, кто-то играет в оркестре, кто-то читает стих), в то же время, распределяя роли, нужно избежать перегрузки детей. Также обговариваются необходимые атрибуты, маски, костюмы, их обновление или изготовление новых. При подборе инсценировки на праздник учитывается её продолжительность 5-15 минут, продумываются номера до и после инсценировки, так как необходимо переодеть детей, установить, убрать атрибуты.

1 этап. Проводится непосредственно с детьми, со всей группой, в свободное от занятий время. Воспитатель заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его; интересуется, понравилось оно детям или нет. Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях перед родителями на празднике и повторно выразительно читает его детям.

Воспитатель кратко передаёт художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом и т.п.), вновь выразительно читает произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились. Затем анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.

После распределения и принятия ролей воспитатель побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку.

На втором этапе проводится работа подгруппами в музыкальном зале. Музыкальный руководитель очерчивает границы «сцены», напоминает, куда должен быть направлен взор детей при выступлении, распределяется пространство зала (где будет стоять домик, ширма, дерево и т.п., где будут лежать необходимые атрибуты). Обсуждение с детьми заканчивается выразительным чтением инсценировки педагога с участием детей. Затем музыкальный руководитель предлагает ввести музыку, оживить сказку. Так обыгрывается вход и выход каждого героя под музыку, предлагается изобразить танец героев или разучить песню. Так проигрываются отдельные этюды героев инсценировки.

От характеристики движений каждого героя переходят к характеристике речи персонажей. Вначале, в зависимости от образа и характера его героя, предлагается каждому ребёнку выбрать соответствующую интонацию, а затем, так же, как и при выработке движений, подводят детей к обобщённым представлениям о характере речи данного образа в целом.

На последующих индивидуальных занятиях этюды собираются в единое целое, проигрывается вся инсценировка полностью. Работа над ролью заканчивается подведением детей к пониманию необходимости создания неповторимого своеобразия каждого образа, в котором предстоит ему действовать.

Третий этап – выступление на празднике. Ведущий называет произведение с указанием автора, рассказывает о том месте, где происходит действие инсценировки. По окончании инсценировки ведущий называет каждого героя и его исполнителя.

После праздника инсценировку дети показывают малышам, устраивая для них концерты.

Таким образом, использование театральных инсценировок на празднике способствует развитию творчества детей, социализации, коммуникации, обогащению впечатлений и развитию эмоций детей.

 

3. Подготовка детей к исполнению роли

 

Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов.

Сначала необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения сказки А.Н. Толстого «Приключения Буратино» можно предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?».

Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической выразительности. От педагога требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребёнок, слушая его чтение. Это подчёркивал В.А. Сухомлинский. Если ребёнок, писал он, «не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».

Именно поэтому встают две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал. Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, воспитатель показывает иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?». Отвечая, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определённый образ.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации, видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).

После беседы о прочитанном необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причём никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно поправить и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако когда текст будет достаточно хорошо усвоен, то следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.

Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

- в младшей группе формировать образно-выразительное умение (имитация движения животных);

- в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

- в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

- в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

В старших группах для обучения детей средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги» и т.д. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения: «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными состояниями (радость, печаль, страх, злость и др.) и способами невербального и вербального выражения.

Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения» (по карточкам-пиктограмма), чтение произведений, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (Л.Н. Толстой «Лев и собачка», Н.Н. Носов «Живая шляпа»)., упражнения типа «Я радуюсь когда…», «Я грущу когда…» и т.д.

При этом воспитатель должен быть особенно тактичным, придерживаться чувством меры. Моменты фиксации эмоциональных состояний должны проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.

Можно предложить разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенность ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или ребёнок испугался медведя. Хорошо, если проиграют эту сценку несколько пар. При этом не следует обращаться с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого похоже и почему.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:

1) выбор детьми роли по желанию;

2) назначение на главную роль наиболее робких;

3) распределение роли по карточкам (выбирается любая карточка с изображением персонажа);

4) проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

1) что делать, если не хватает на всех ролей;

2) кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую проблему помогает решить подгрупповая организация, кроме того можно придумать дополнительные роли.

Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то и дети хотят исполнять роль положительного героя и не хотят играть злодеев. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные и отрицательные роли. Причём отрицательного героя сыграть намного сложнее.

Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театральной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребёнка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно этот образ как бы прилипает к нему, и в конце концов этот ребёнок начинает вызывать насмешки у других детей. Поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка становится возможным при выполнении следующих условий:

1) насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

2) постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

3) наличии интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми;

4) совместном участии в данном процессе детей и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"

Цель:  Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей,  помочь педагогам использовать  разнообразные  формы организации театрализованной деятельности,  мет...

Методика проведения театрализованных игр в дошкольном образовательном учреждении.

Методика проведения театрализованных игр в дошкольном образовательном учреждении...

Методика проведения театрализованной игры.

«Каков ребенок в игре, таков во  многом  он  будет  в  работе,  когда вырастет. Поэтому воспитание будущего  деятеля  происходит,  прежде  всего,...

Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"

Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, методы и приемы. ...

Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду»

Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей,  помочь педагогам использовать  разнообразные  формы организации театрализованной деятельности,  методы и приемы...