формирование читательской грамотности на ступени старшего дошкольного возраста
презентация к уроку (подготовительная группа)

Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Формирование  читательской грамотности у воспитанников на

ступени дошкольного образования.

Разработан:

Старшим воспитателем Медведевой А.М.

                                                                                      Воспитателем Езынги О.М.

.

СЛАЙД 2

«Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?»

С. Михалков.

Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и

компьютерных программ? А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли

прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да!

Оказывается, сделать это легко!

СЛАЙД 3

Педагогический коллектив подготовительных групп детского сада «Солнышко» работая

над проблемой формирования ранней читательской грамотности у воспитанников на ступени

дошкольного образования, основными механизмам и способами достижения поставленной

цели выделил следующие:

 -Внедрение долгосрочного проекта «КРАЙ В КОТОРОМ Я ЖИВУ…»

-Активное сотрудничество с детской районной библиотекой

- Обогащение предметно-развивающей среды детского сада

Разработан:

старшим воспитателем Медведевой А.М.

Воспитателем Езынги О.М.

Внедрён:

Педагогическим коллективом детского сада «Солнышко»

Сроки реализации:

2021-2022 учебный год

СЛАЙД 4

АКТУАЛЬНОСТЬ

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и

«читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи,

лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн,

А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей.

Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого

рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

СЛАЙД 5

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества,

проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала

наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации,

которую очень сложно дифференцировать. Современные дети — это больше «зрители»,

которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится

не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на

которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень

читательской грамотности, культуры и образования в целом.

СЛАЙД 6

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от

нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой

в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

 СЛАЙД 7

В рамках реализации проекта  «Край в котором я живу…» , в ходе которого, мы  знакомим детей с культурой, традициями , природой, флорой , фауной Ямало-Ненецкого округа, для развития читательской грамотности у дошкольников, педагогами, родителями и детьми  разработана «АЗБУКА СЕВЕРА».  В ходе совместной  и плодотворной работы на каждую букву алфавита взяты  слова которые характеризуют наш «Север». (Н-Р: А- АЙСБЕРГ, Б- БОЛОТО, В- ВЕРТОЛЕТ, ВЕЗДЕХОД,Г-ГАЗ и т.д) .Ребята совместно с родителями подбирали слова на каждую букву, как результат, было предложено множество вариантов, из всех предложенных вариантов детьми были выбраны те или слова. К примеру на букву М, из множества предложенных вариантов таких как Муравленко, Медвежье, морошка, медведь, дети выбрали слово « Медведь».

СЛАЙД 8

. К каждой букве алфавита подобрана соответствующая картинка. Таким образом составлена своя « Азбука Севера» .

СЛАЙД 9

 Также в ходе реализации проекта воспитателями использовались различные квесты. Квест – это игра, которая включает в себя выполнение заданий одно за одним. Чем больше участники находят ответов, тем больше у них возникает вопросов. В конечном итоге, пройдя все испытания, участник получает ответ на главный вопрос квеста. Литературные квесты для дошкольников имеют большую игровую направленность, чтобы удерживать внимание детей, однако, все задания связаны одной общей тематикой. Кроме того, квест помогает ребятам социализироваться и учиться работать в команде. Технология квестов для дошкольников является лучшим вариантом на наш взгляд для прививания любви к чтению, для формирования начальных навыков грамотной работы с текстами и помогают воспитывать личность.

СЛАЙД 10,11

Квесты включают в себя множество форм проведения игр,это и проведение дидактических игр по теме «Край, в котором я живу…». Словесные игры, игры на развитие речи, фонематического слуха. Чтение художественной литературы, игры на развитие внимания и логического мышления. Физминутки. Пальчиковые игры.

СЛАЙД 12

Активно, так же педагоги старших и подготовительных групп применяют в своей деятельности интерактивную панель « Региональный компонент ЯНАО». Программное обеспечение которой знакомит детей с символикой родного края (флаги, гербы городов ЯНАО), значимыми достопримечательностями, национальными костюмами, растительным и животным миром. Что позволяет в игровой форме развивать логику, мышление, мелкую моторику старших дошкольников.

СЛАЙД 13

Вывод: И так, само понятие читательская грамотность принято понимать так – это умение человека вдумчиво читать, анализировать, рассматривать с различных точек зрения и понимать написанное, пользуясь исключительно рамками текста, не задействуя воображения и домыслы. Однако, самым важным здесь считается не как научить детей читать грамотно, а когда.

 Во время формировании базовых навыков у детей гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, нежели в более старшем возрасте. Дети гораздо обширнее видят текст, и хотя когнетивное мышление не сформировано у большинства учащихся до 11 лет. Воспитанники детских садов гораздо увереннее справляются с поставленными задачами.

Реализация проекта «Край в котором мы живем…» уже принесла определенные результаты. Мы видим, что дети стали  эмоционально более отзывчивы, активность и объективность читательского воображения стала более уверенной. Формируется аналитическое мышление (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев),осмысление художественной формы на уровне детализации и композиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....

Буклет "Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

 Современные дети — это больше «зрители»,  которые хотят  воспринимать    «красивую картинку». Чтение уходит на второй  пл...

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьюте...

«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер...

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста...

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста...