консультация 2
материал (подготовительная группа)

Козорезова Екатерина Владимировна

семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей240.05 КБ

Предварительный просмотр:

Программа онлайн - семинара

«Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагогов»

____________________________________________________________

срок проведения:   

09 февраля 2022 года с 18.00 до 20.00 (МСК) 

Спикер:

Фортунатов Мартемьян Олегович-

нейропсихолог, клинический психолог, специалист в области преодоления трудностей в обучении детей дошкольного и школьного возраста, проведение нейропсихологической диагностики и коррекции.

Москва, 2022


Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИНГА

Цель: сформировать представления о практических приемах формирования и коррекции трудностей произвольного внимания с помощью игр и упражнений.

Для кого семинар: для психологов и дефектологов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, а также родителей, которые хотят помочь своему ребёнку.

Актуальность темы:

Что делать, если ребенок невнимательный, часто отвлекается, проявляются элементы двигательного беспокойства?

Какие трудности лежат в основе неспособности ждать свою очередь или отвечать, не дослушав вопрос до конца?

На эти вопросы поможет найти ответ нейропсихологический подход и понятие управляющих функций в психологии, контроль над импульсивностью и гиперактивностью, проведение динамических пауз и упражнений для развития произвольного внимания.

Практическая значимость: на семинаре мы разберем упражнения и игры, которые помогут ребенку останавливаться, переключаться и чувствовать, что значит быть внимательным!  

  1. Представление спикера семинара

D:\Мартемьян\фотосессия\цветкор-20211027T191506Z-001\5U5A3513.jpg

Фортунатов Мартемьян Олегович: нейропсихолог, клинический психолог, специалист в области преодоления трудностей в обучении детей дошкольного и школьного возраста, проведение нейропсихологической диагностики и коррекции, эксперт в области нейропсихологической диагностики и коррекции отклоняющегося развития и сенсомоторной нейрокоррекции основных линий психического развития, автор семинаров и лекций по применению нейропсихологического подхода.

martemanfortunatov@gmail.com

+7 985 167 4901

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ семинара

2.1. Краткое содержание

Продолжительность ~ 2 час

Тайминг

  1. Понятие управляющих функций в отечественной нейропсихологии.

18.00-18.20

  1. Какие возможны проявления несформированности управляющих функций?

18.20-18.30

  1. Общая схема помощи при несформированности управляющих процессов.

18.30-18.50

  1. Упражнения на развитие произвольности – от простых к сложным.

18.50-19.20

  1. Двигательные упражнения, проблема синкинезий.

19.20-19.30

6.  Ответы на вопросы.

19.30-20.00

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнения по нейройоги

1. Простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики. «Часики».

Исходное положение - сидя. Энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться плеча ухом. Следить, чтобы плечи не поднимались. Делать до 25 движений. Вначале делать осторожно, постепенно добиваясь резкого бросания головы. Темп переменный, начинать упражнение медленно, затем убыстрять движения, меняя темп, заканчивать медленно. Добавлять слова «Тик-так». «Бом-ку-ку».

Исходное положение - сидя. Энергично, с усилием забрасывать голову вверх, направляя затылок к спине, и вниз, стараясь достать подбородком груди. Начинать с медленных движений. Делать до 25 движений, считая движение вверхвниз за одно.  На первых порах упражнение делать осторожно.

«До свиданья».

Исходное положение - «вывеситься»: в положении сидя вытянуть вперед прямые руки и ноги таким образом, чтобы ноги по всей своей длине – от бедер до икр и пяток – не касались пола. Стараясь держать прямые руки и ноги неподвижно, начать одновременные движения кистями рук и стоп вверх, направляя ладони и носки вверх, в потолок, и затем вниз, стараясь направить ладони и носки по направлению к полу. Движения делать энергично, до упора. Делать 5, 10, 15, 20, 25 движений, считая движение вверх-вниз за одно.

«Самолет».

Исходное положение - руки к плечам. Вращать руками вперед-назад. Затем руки в стороны – изображать крылья. «Смотрим по сторонам». Исходное положение - сидя или стоя. Поворот влево - левая рука движется назад, правая рука лежит на области сердца; поворот вправо - правая рука назад, левая на сердце и т.д. Движения свободные и размашистые. Голова также поворачивается вместе с туловищем в одну, а затем в другую сторону.

«Ушки зайчика».

Исходное положение – сидя на полу с вытянутыми вперед ногами. Стопами производить разнонаправленные и одновременные движения. Руками дотягиваться до стоп, затем поднимать руки вверх и махать. «Подъемный кран». Исходное положение – сидя на полу. Прямыми ногами «рисуем» дом и большие окна.

«Тянемся к солнышку».

Исходное положение - стоя у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. Делая вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание — кончиками пальцев рук тянемся к солнышку. При этом необходимо тянуться вверх всем телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

«Потянемся-1».

Исходное положение - лежа на спине, руки вверху, над головой, ноги вместе. По команде руки тянутся вверх, а ноги и мысочки - вниз. По другой команде - руки и ноги расслабляются.

2. Массажи. «Молоток».

Руки вытянуть вперед, кисти сжать в кулаки; резкие удары выполнять сначала кулаками, обращенными вверх, а затем — вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

3. Глазодвигательные и артикуляционные упражнения «Глазки».

Исходное положение – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Эффект. Выполнение этих упражнений вызывает раздражение вестибулярного аппарата, посредством движения эндолимфы полукружных каналов в них возникают нервные импульсы, которые поступают в головной мозг, и, следовательно, осуществляют стимуляцию работы нервов.

4. Упражнения для развития общей и мелкой моторики. «Кнопки». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе.

5. Сложные растяжки «Чемоданчик».

Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. С полным вдохом перевести прямые руки за голову. С полным выдохом сесть (спина и руки составляют одну линию) и, продолжая выдох, наклониться вперед с прямой спиной. Взяться средними пальцами рук за большие пальцы ног, кончики указательных и больших пальцев рук соединить. Ноги прямые, колени не сгибать, подбородок стремится за колени. В идеале грудная клетка должна лечь на бедра. Задержаться в позе на задержке выдоха до дискомфорта. С вдохом сесть, руки скользят по ногам, с выдохом лечь на пол, руки – возле бедер. Эффект. Улучшает функции печени, селезенки, почек, поджелудочной железы и других органов брюшной полости. Дает отдых сердцу, успокаивает нервы, благотворно влияет на половые железы. Увеличивает подвижность позвоночника, способствует исправлению его искривлений, растягивает и тонизирует мышцы спины, ног и рук. «Чемоданчик». «Заяц».

Исходное положение - сидя на пятках. Положить ладони на бедра пальцами вперед. Закрыть глаза. Завести руки за спину и обхватить запястье одной руки второй рукой (подобно ушам зайца, сложенным у него на спине). Сделать глубокий вдох и на выдохе нагнуться вперед, опустив грудную клетку на бедра, а лоб – на пол перед коленями, как затаившийся заяц. Задержать позу на секунду и на вдохе медленно выпрямиться. Эффект. Это упражнение производит сильное успокаивающее действие.

«Заяц». «Кошка».

Исходное положение - стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину в поясничном отделе. Голова при этом движется синхронно с изменением поз: прогибание - голова вверх, выгибание - голова вниз. Можно добавить разворот корпуса («кошка смотрит на свой хвост») в одну и другую стороны. Добавьте «мурр» при прогибе и «мяу» при выгибании. Эффект. Помогает успокоить нервы и улучшает сон, развивает гибкость ног и позвоночника. «Злая кошка и добрая кошка».

6. Функциональные упражнения. «Четыре стихии».

Участники сидят в кругу. Ведущий договаривается, что, если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" – потрясти руками. Эффект. Развитие внимания, снижение импульсивности.

7. Скороговорка. «Трава».

«На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора». Эффект. Выработка правильной речи. Тренировка произношения звука «р».

8. Дыхательные упражнения.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. «Буквы». Исходное положение – сидя на полу. Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-зз. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му; а-а-а. «Продуваем двигатели». Исходное положение – сидя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Эффект. Активизация работы правого и левого полушарий. «Воздушный шарик-1». Исходное положение – сидя на полу. Вдох. Расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета. Пауза (задержка дыхания). Выдох. Втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

9. Релаксация. «Пора отдохнуть».

Исходное положение – лежа на спине. Инструктор: «Закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки, все наше тело. Мы сегодня славно потрудились, выполнили все задания и можем отдыхать. Лежим и слушаем, как поют птички за окном нашего домика. Наши руки становятся тяжелыми, наши ноги становятся тяжелыми. Все наше тело тяжелое-тяжелое. Птички поют. А мы отдыхаем. Постепенно птички поют все тише и тише. И мы ощущаем себя в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....