ОБРАЗ ПЕТРА ВЕЛИКОГО КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ СТРАНЫ
статья

Лукьянчикова Елена Михайловна

Во все времена острым остаётся вопрос о духовно–нравственном воспитании подрастающего поколения, уважения и гордости к своей стране, к духовной жизни наших предков, к их традициям и обычаям. Крылатая фраза «Все начинается с детства» как нельзя больше сочетается с данной темой. Для этого необходимо знать историю, в которой немаловажную роль сыграли отдельные личности. Именно пример их отношения к Родине поможет гордиться и, самое главное, уважать свою родную землю. Личность Петра Первого имела огромное значение для всей истории России. Его можно смело назвать создателем русской культуры нового времени, его преобразования оказали значительное влияние на ход исторического процесса. Петр Первый до сих пор остается героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может со временем поблекнуть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗ ПЕТРА ВЕЛИКОГО КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ СТРАНЫ

Во все времена острым остаётся вопрос о духовно–нравственном воспитании подрастающего поколения, уважения и гордости к своей стране, к духовной жизни наших предков, к их традициям и обычаям. Крылатая фраза «Все начинается с детства» как нельзя больше сочетается с данной темой. Для этого необходимо знать историю, в которой немаловажную роль сыграли отдельные личности. Именно пример их отношения к Родине поможет гордиться и, самое главное, уважать свою родную землю. [1]

Современный ритм жизни все сильнее отрывает нас и наших детей от истоков народной культуры. И все реже при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ педагогам удается восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности привить любовь к малой Родине, воспитать гордость за всю страну, пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера, дать первоначальное представление о народной культуре во всем ее многообразии.

У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях. Президент РФ Владимир Путин подписал указ о праздновании «О праздновании 350–летия со дня рождения Петра I» «в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа». [2]

Личность Петра Первого имела огромное значение для всей истории России. Его можно смело назвать создателем русской культуры нового времени, его преобразования оказали значительное влияние на ход исторического процесса. Петр Первый до сих пор остается героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может со временем поблекнуть.

Изучая интервал истории, который касается жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Поэтому в рамках патриотического и гражданственного воспитания дошкольников была поставлена цель – вызвать интерес детей к историческому прошлому страны через знакомство с Петром Великим.

Задачи:

1. Познакомить детей с исторической личностью – Петром I, с отдельными событиями в истории России времён его правления.

2. Воспитывать интерес к истории нашей страны.

3. Обогащать представления об историческом прошлом, связанном с духовной жизнью наших предков, традициях и обычаях.

4. Воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.

Для решения поставленных целей и задач нами согласно перспективному плану был проведен ряд мероприятий. Вся работа строилась на интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.

Сначала мы познакомили детей с историческим прошлым Древней Руси, детством Петра I. При просмотре презентаций «Детство Петра Великого» и «Потешное войско» дошкольники узнали много интересного о детстве царя и о его становлении как основателя регулярной армии и флота и талантливого полководца.[3]

Большой интерес у детей вызвали: рассказы педагогов на тему «Как маленький царь играл?», «Первый император Всероссийский»; просмотр презентаций «Полтавская Битва». После этого ребята с удовольствием строили из конструктора корабли, организовывали сюжетно-ролевые игры, с большим интересом собирали пазлы «Город на Неве», играли в настольные и дидактические игры.

Наши воспитанники познакомились с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закрепили названия предметов защитного вооружения русских воинов, научились отличать старинное снаряжение воинов от современного, закрепляли знания в дидактической игре «Четвёртый лишний», «Найди усы боярина».

Воспитывая чувство сострадания к людям, жившим много веков назад, и гордость за мужество первого императора мы познакомили детей с историей кораблестроения, были проведены беседы с использованием презентаций «Российский флот», «Рабочий день Петра I» и рассматривание репродукций картин Л. Лагорио «Русский флот при Петре I», М. Добужинского «Петр Великий в Голландии».

О строительстве Петром I города на реке Неве дошкольники узнали в ходе образовательной деятельности «Город «Святого Петра» и из беседы с использованием презентации «Петропавловская крепость».

В ходе проведенных мероприятий дети узнали, что многие художники и композиторы использовали образ Петра I в своём творчестве. В процессе нашей деятельности познакомились с картиной И.К. Айвазовский, которая была посвящена образу Петра Первого. Картина носит название «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим».

Наиболее интересным и эффективным методом форм использования информационных технологий в ДОУ является виртуальная экскурсия. Чтобы познакомить дошкольников с отдельными наиболее яркими событиями из жизни великого императора нами были организованы виртуальные экскурсии. С их помощью дети увидели музей «Кунсткамера», «Кабинет редкостей» и собранные Петром Первым редкие вещи (посуда, оружие, инструменты, чучела птиц и зверей, даже крокодила). Во время виртуальных экскурсий наши воспитанники узнали, что именем Петра I названы города и улицы, а совсем недавно в нашем городе был открыт памятник великому полководцу.

В нашей группе была организована выставка рисунков «Петр Великий – славное имя России». А так же было проведено итоговое мероприятие «Эпоха правления Петра Первого». Дети читали стихи о России, о Петре I. Ещё раз вспомнили героические моменты из жизни императора. Переодевшись в костюмы, мальчики представили себя в роли воинов потешного войска Петра I, продемонстрировав в играх и эстафетах храбрость, отвагу и смелость.

Завершая можно сказать, что не нужно бояться рассказывать дошкольникам об историческом прошлом страны, о многочисленных войнах того времени. Детям свойственно правильное понимание добра и зла, чувства справедливости и сострадания, и они испытывают гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины. Героическое имя Петра Великого освещает путь в будущее, а сам царь является примером идеала русского духа.

Список литературы:

  1. Гриценко, С.А. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста / С.А. Гриценко – Детский сад: теория и практика – 2019, – № 9
  2. Маслов, Н.В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания / Маслов Н.В. – Белгород: Самшит–издат, 2020, –386 с.
  3. Якунина, И.В. Духовно–нравственное воспитание подрастающего поколения /Дошкольное образование и воспитание. – 2019, – № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Приобщение дошкольников к культурному наследию России через знакомство с Урало - Сибирским промыслом

В статье раскрывается история, особенности Урало-Сибирской росписи и значение приобщения дошкольников к ее традициям с точки зрения патриотического воспитания и культурного наследия....

Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны

Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны...

Статья "Приобщение дошкольников к культурному наследию своей родины."

Приобщение дошкольников к культурному наследию своей родины....

Приобщение дошкольников к культурному наследию родной страны

Приобщние дошкольников к культурному наследию родной страны. Презетация ....