Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны
материал (средняя группа)

Солонина Юлия Ивановна

Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_solonina_yu_i_1.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

(В.А. Сухомлинский).

Один из непростых исторических периодов переживает Россия в настоящее время, и это связано не с экономическими и политическими проблемами, а с психологическими, а именно с разрушением личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно в дошкольном детстве закладывается основа моральных качеств. Духовно-нравственное развитие ребенка во многом зависит от того, насколько успешно осуществляется этот процесс.

Дошкольный возраст – фундамент развития всех высоких человеческих начал. Важнейшими задачами воспитания духовных качеств личности являются: сохранение в детях человечности, формирование нравственных основ, правил общения, умения жить среди людей. Детский сад – это культурно-социальная ступень для каждого дошкольника, на которой закладывается и отрабатывается его социальный опыт. Здесь дети познают сложные жизненные явления, у них смягчаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность, также ребенок осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него формируется система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В культурно-образовательном процессе ДОУ дошкольник адаптируется к жизни, к социальной среде, а также преобразует себя и самореализуется.

Все народы имеют собственную национальную культуру. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти образы, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Люди стремились воспитывать молодёжь, развивая в них чувство прекрасного, прививая юному поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. 
Прививание детям народной культуры является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм нужно прививать с раннего возраста. В детском саду закладывается основа, происходит накопление первых, решающих впечатлений. 

Современный дошкольник получает огромное количество информации из окружающего мира, которая часто не содержит полезных знаний, положительных эмоций, ярких впечатлений. Проживая в нашей Воронежской области, дети зачастую имеют недостаточно информации о самобытной культуре своих предков. Но ведь это – собственная богатая история, обычаи, традиции, предания, бережно хранимые предметы быта, одежды, передающиеся из поколения в поколение легенды, произведения литературы и искусства, праздники. Сохранение национального богатства – это одна из актуальных проблем в наше время. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия.

Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества. Как отметил Д.С. Лихачёв: «Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». А корни, как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции.

У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек появился на свет, живёт и трудится. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей?

Приобщение детей к культурному наследию родной страны стало в последнее время очень актуальной темой.

Молодое поколение не получает достаточного нравственно – патриотического воспитания, поэтому у детей нарушены представления: о справедливости, доброте и милосердии.

Развитие интереса к национальным традициям является очень важным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам русского народа. Чтобы возродить традиции русского народа необходимо начать воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине. И начинать это  нужно с самого раннего возраста с младших дошкольников.

В своей работе по данной теме  я использую идеи великих педагогов Ушинского, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, и др

Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;

Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?»;

Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»;

Новицкая М. Ю. Наследие. «Патриотическое воспитание в детском саду»;

Л. Соколова, А. Некрылова. «Воспитание ребенка в русских традициях»;

Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми»

При решении проблемы были выделены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны.

2. В совместной деятельности уточнить и конкретизировать понятия «Родина»«Традиции»«Страна».

В своей работе по данной проблеме мною была определена система образовательной деятельности:

- Создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию у детей патриотических чувств (костюмы в русском-народном стиле).

-В группе постоянно пополняется атрибутами к новым сказкам театрализованный уголок.

- Проводится совместная работа с родителями направленная на приобщение к культурному наследию (мастер-классы по данной тематике, создание русских народных костюмов, атрибутов к русским народным играм).

Для приобщения дошкольников к культурному наследию родной страны были определены основные цели:

- формировать у детей знания и представления о культуре русского народа, его истории и традициях.

-воспитывать чувство любви и привязанности к своей стране, малой родине уважение и гордость за свой народ, его историю, культуру;

Осуществление педагогического процесса происходило в соответствии с интересами каждого ребенка, оказывая ему помощь при возникновении трудностей и вопросов. Так же были использованы методы интеллект-картирования, которые повлияли на повышение интереса к различным видам деятельности, становлению эмоционально – положительной обстановки в группе.

Cовместно с детьми были изготовлены интеллект-карты «Одежда наших предков», «Народные игрушки». Дети c удовольствием играют в такие дидактические игры как «Cобери матрешку», «Наряди матрешку», «Раccтавь по порядку» и др. Использовались здоровье сберегающие технологии, которые позволяют чередовать двигательную активноcть и спокойное состояние для снижения усталости и повышения внимания детей. Так же была использована музейная технология для создания пространственного представления детей о культуре и быте русского народа.

Для того чтобы дошкольники могли окунуться в быт нашего народа, познакомились с видами росписи- мы с детьми посещаем мини-музей нашего детского сада. Наш мини – музей не только наполнен интересными экспонатами, но и несет в себе очень важные педагогические функции. Он является частью образовательного пространства детского сада, и напрямую cвязан c cистемой занятий, экcкурcий, доcугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Через этот уголок дети познают окружающий мир, приобщаются к культуре родного края, узнают виды росписи. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками и руками родителей. Во время занимательных дел и экскурсий, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.

Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в нашем детском саду  проводятся русские народные праздники и обряды. С помощью подобных мероприятий предоставляется отличная возможность приобщения детей к истокам русской народной культуры. Это очень важно в условиях современного времени, когда так не хватает добрых, гармоничных человеческих отношений, единения человека с природой и понимания особенностей и ценности русского национального характера.

Наши предшественниеи свято чтили традиции, часть которых отмечалась путем проведения обрядовых игр, тематических увеселительных развлечений. Народные праздники на Руси отмечались с песнями, плясками, своеобразными ритуалами. Их проведение в наши дни помогает детям окунуться в мир духовного и земного бытия прадедов.

Ежегодно в нашем саду проводятся традиционные обрядовые праздники такие как «Святочные вечера», «Масленица», «Пасха в гости к нам пришла» и другие.

 А в нашей группе совместно с детьми и родителями в группе были оформлены альбомы «Костюмы наших предков»«Предметы быта».

Использовала в работе моделирование по русским народным сказкам, театрализацию, драматизацию, экскурсии, чтение познавательной литературы, разучивали потешки и заклички.

Тематические беседы - общения, позволили детям получить новые знания и ответы на интересующие их вопросы;

Анализируя проведенную работу, можно сделать следующий вывод: Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны методом интеллект-картирования необходима. Пытаясь дать детям знания об истоках народной культуры, мы формируем у детей самосознание принадлежности к нации, а значит, воспитываем в них уважение к своему народу, даем осознать важность сохранения именно наших русских традиций и обычаев. Прививаем любовь к родному краю, его природе и красоте. Cтараемся привить уважение к людям и их труду, к соблюдению определенных норм поведения в обществе. Кроме этого формируем чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего. Пока нашим детям будет интересно культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого русского народа!

МБДОУ «Детский сад №1»

Воспитатель: Ю.И. Солонина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Приобщение дошкольников к культурному наследию России через знакомство с Урало - Сибирским промыслом

В статье раскрывается история, особенности Урало-Сибирской росписи и значение приобщения дошкольников к ее традициям с точки зрения патриотического воспитания и культурного наследия....

ОБРАЗ ПЕТРА ВЕЛИКОГО КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ СТРАНЫ

Во все времена острым остаётся вопрос о духовно–нравственном воспитании подрастающего поколения, уважения и гордости к своей стране, к духовной жизни наших предков, к их традициям и обычаям. Кры...

Приобщение детей к культурному наследию родного края

Дошкольный период детства является наиболее благоприятным для приобщения к истокам русской народной культуры....

Приобщение дошкольников к культурному наследию родной страны

Приобщние дошкольников к культурному наследию родной страны. Презетация ....