Выступление на педагогическом совете
материал

Светлана Сергеевна Рудаметкина

Ранний возраст это период, когда происходят  важнейшие изменения в психическом развитии детей

формируется мышление,

 активно развивается речь,

  двигательная сфера,

появляются  зачатки самосознания.

Сейчас мы с вами подробно обсудим психические процессы,

те изменения, которые в них происходят.

И подумаем о том, как педагог может помочь развитию и становлению этих новообразований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Ранний возраст это период, когда происходят  важнейшие изменения в психическом развитии детей

формируется мышление,

 активно развивается речь,

  двигательная сфера,

появляются  зачатки самосознания.

Сейчас мы с вами подробно обсудим психические процессы,

те изменения, которые в них происходят.

И подумаем о том, как педагог может помочь развитию и становлению этих новообразований.

 Речь. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. Автономная речь ребенка довольно быстро  трансформируется и исчезает, слова становятся схожи со взрослой речью. Речь взрослого ( педагога и родителя) образец. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР АВТОНОМНОЙ РЕЧИ.

Но переход речевого развития на новый уровень возможен только в благоприятных условиях – при полноценном общении ребенка со взрослыми, а это значит, что никакие развивающие программы по компьютеру и обучающие мультфильмы не будут способствовать развитию речи, потому, что они не побуждают к тому, чтобы подумать и сформулировать  свою мысль.

 Интерактивные игры, обучающие игры будут способствовать развитию восприятия, памяти, но к развитию речи это не будет иметь отношения.

Самое важное изменение в речи – то, что слово приобретает предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-либо признаку или способу действия с ними.

НАПРИМЕР, мой сын 2,4 года называет капка (шапка) шапку, козырек у коляски, и крону деревьев.

В раннем детстве растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. Позже, в 2-3 года возникает понимание речи-рассказа.

Интенсивно развивается и активная речь, но на данном возрастном периоде количество произносимых слов всегда меньше количества понимаемых.

Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами.

Расширяется круг общения – он уже может общаться не только с близкими людьми, но с другими взрослыми, с детьми.

В основном проговариваются практические действия ребенка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение.

ПРИМЕР сейчас ты надеваешь трусики, давай выберем майку. Ты какую хочешь надеть эту или эту? Это называется деловое общение.

Так как взрослый является носителем языка, речь взрослого должна быть грамотной. Зачастую, общаясь с маленькими детьми, мы, сами того не замечая, начинаем применять слова с уменьшительно ласкательными суффиксами: столик, глазик, диванчик, карандашик. При этом мы должны понимать, что мы может применять слово столик в том случае, если он на самом деле маленький, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ МАЛЕНЬКИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО  РЕБЕНКА, А НЕ ДЛЯ ВЗРОСЛОГО. А  если он большой то это стол, не зависимо от того с ребенком какого возраста мы общаемся. Иначе мы рискуем сформировать у детей неправильно представление о предметах – их названия и формирование такого понятия как величина тоже будет затруднено.

Особенности психологического развития

Действия педагога для развития

Психические процессы

Особенности

Речь

Интенсивно развивается активная речь, но активный словарь еще значительно уже пассивного.

-Много говорить (не только с группой детей, но и индивидуально).

- Все предметы и явления называть словом неоднократно и в разных ситуациях и модификациях.

-Просить  ребенка повторить названное слово.

-Называть слова правильно, без уменьшительно –ласкательных суффиксов.

 Восприятие.  Среди всех психических функций на этом возрастном периоде  доминирует восприятие. Важная характеристика восприятия – аффективная окрашенность, т.е. наблюдаемые предметы притягивают ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Поведение ребенка максимально связано с существующей ситуацией- оно полевое (это все то , что попадает в поле зрения, ребенок воспринимает только то, что видит) импульсивное (порыв, желание срочно что-то с этим сделать).

В поле зрения могут находиться несколько предметов, но не все, что видит ребенок вызовет у него аффективную реакцию и вызовет импульсивное поведение.

ПРИМЕР: в поле зрения ребенка находится стул и яркая игрушка. Что вызовет у ребенка аффективную реакцию? Как вы думаете?

На самом деле это может быть и то и другое. Все зависит от ребенка. Игрушка, может притянуть к себе ребенка, потому, что она яркая и ребенку захочется потрогать ее, рассмотреть.

Но вполне возможно, что ребенок сейчас активно учиться залезать на стул. И тогда аффективную реакцию вызовет у ребенка стул.

Аффективная реакция приведет к  импульсивному поведению – достать эту вещь, потрогать, попробовать на вкус, рассмотреть,  залезть на нее, что-то с ней сделать, поэтому все предметы должны располагаться на уровне глаз ребенка.

Восприятие

 Восприятие  полевое, импульсивное, действия ребенка определяются тем, что он видит. Восприятие   аффективное т.е. наблюдаемые предметы притягивают ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию.

Правильно организовывать среду:

-Следить за тем, чтобы часто обновлялась, чтобы был эффект новизны.

-Среда должна быть доступна, безопасна, мобильна, трансформируема.

-Образовательная ситуация должна подразумевать возможность манипуляции с предметом, потрогать, послушать, увидеть (информация не должна восприниматься только на слух, дети должны иметь возможность видеть, трогать).

 -В среде, игрушках должны преобладать 3 основных  цвета, не должно быть полутонов. Если мы даем колечко пирамидки и говорим, что это красный, то это должен быть красный. А не розовый и не малиновый. В этом возрасте идет освоение основных цветов, и не стоит создавать у них путаницу вынужденной необходимостью вводить полутона раньше, чем дети освоили основные тона. Только потому, что кольца у пирамиды оранжевые, малиновые, голубые…

-тщательно отбирать наглядный материал, дабы не вызывало сомнения то, что мы видим – заяц должен быть похож на зайца, медведь на медведя. Так как мы являемся носителями информации для детей и формируем у них эти представления.

 Память. В процесс активного восприятия включается память, в основном это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше – ему что-то вспоминается.

Память, так же как и восприятие в этом возрасте непроизвольная. То есть если надо, чтобы запомнили -необходимо чтоб это было интересно и эмоционально окрашено.

Память

память становится как бы продолжением  восприятия, проявляется как узнавание предмета, припоминание.

-Материал, с которым знакомит педагог в НОД  должен быть эмоционально окрашен.

-Необходимо  многократное повторение материала  с подкреплением (визуальным, тактильным и т.д.)

Мышление Мышления как совокупности  процессов анализа, синтеза, обобщения и т.д. нет. Мышление основывается на восприятии: что –то вижу, что –то делаю,  думаю об этом. Это и есть наглядно -действенное мышление, оно является следствием восприятия. И если ребенку запрещать возможность трогать, пробовать, слушать, смотреть, то мы будем тормозить интеллектуальное развитие. И перехода на следующий уровень наглядно-образного мышления может и не случиться.

 На протяжении всего раннего возраста важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность, совместно со взрослым, рядом со взрослым, как взрослый.

Ребенок уже может переносить свои действия, усвоенные с одним предметом на действия в других условиях. У ребенка появляется возможность соотносить свои действия с действиями взрослого и воспринимать их как образцы.

В возрасте до 3 лет,

 когда он еще не отделился от матери,

когда действия родителя(близкого родственника) это еще образец, ориентир,

когда есть колоссальное доверие к маме, т.к. это часть ребенка

можно ребенка обучить всему, действуя вот этому алгоритму.  

Что лежит в основе японского воспитания «после трех уже поздно»?  

Понимание того, что в этом возрасте он максимально открыт всему новому. Потому, что еще нет прошлого неудачного опыта, а значит нет страха быть неуспешным, не развита самокритика, причинно-следственные связи, не будет задета самооценка.

Но для того, чтобы научить ребенка что-то  делать необходимо уметь и делать это самому. Нельзя привить любовь к  книге, если в семье никто не читает ребенку.

Пример: мой сын (ему нет еще и трех) режет ножом огурцы, ему это очень нравится, причем делает он это абсолютно самостоятельно. Мы освоили эту деятельность, потому что ему это было интересно. И потому, что у меня нет страха по этому поводу.

А моя старшая дочь впервые взяла нож в руки лет в 5-6, под моим строгим контролем. И еще долго не могла решиться сделать это самостоятельно.

А сколько у нас подростков, которые очень несамостоятельные в вопросах самообслуживания, и получается, что даже уже ко взрослому человеку мы относимся не как к субьекту, а как к обьекту –посадить и накормить.

Хотя целевые ориентиры говорят нам о том, что уже даже ребенок раннего возраста является субьектом деятельности.

Единственное что может помешать освоению любой деятельности до 3 лет это страх взрослого,  стереотипы, ну и какие –то физиологические особенности ребенка. Например, неразвитая моторика, отсутствие слуха, голоса и т.д.

Естественно, мы должны кидаться в крайности, необходимо учитывать психофизиологические особенности ребенка, возрастные возможности, интерес ребенка, при этом не уйти в попустительство –границы, рамки  в любом случае должны присутствовать в жизни ребенка.

       На данной стадии умственного развития ребенку характерен эгоцентризм. Ребенок  уже осознает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: "Я центр вселенной", "Весь мир вращается вокруг меня".

Пример: если я закрыл руками лицо и не вижу тебя,  значит и ты меня тоже не видишь.

мышление

Мышление наглядно-действенное оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком с предметом.

Ребенок эгоцентричен,  считает, что все видят мир так же, как и он.

-Демонстрировать образцы взаимодействия с предметом, создавать условия для переноса действий с одним и тем же предметом на разные ситуации.

-Показывать, как можно одним предметом заменить другой.

Половая идентификация.     Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана культурными стереотипами.       К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Наблюдая за близкими – родителями, братьями, сестрами дети формируют представление о том, как он должен себя вести в соответствии с его половой принадлежностью .

Половая идентификация

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

-Позволять  ребенку поведение, не соответствующее его полу.

(не осуждать, не одергивать)

-Акцентировать внимание детей на качествах, характерных мальчикам и девочкам.

-Помогать идентифицировать себя в соответствии с полом, поощрять, хвалить за поведение соответствующее поведение.

-Создавать условия для рассматривания в зеркале себя и представителя противоположного пола, отмечая разницу в одежде, прическе.

-Подготовить одежду для ряжения, отражающую фенотипические (гендерные) отличия: юбки, шорты, рубашки.

 

 Эмоциональное развитие неотделимо от развития психических функций – поскольку восприятие аффективно окрашено, ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает, он радуется или огорчается ситуативно.

Желания ребенка неустойчивы,

быстро преходящи, он не может их сдерживать,

все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов.

 

Пример: ребенок, который увидит на обеденном столе котлету и печенье, будет есть одновременно и котлету и печенье.

 Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, в случае если он столкнется с трудностью, которую он не сможет преодолеть будет  эмоциональная вспышка.

 Эмоциональное развитие 

Поскольку восприятие аффективно окрашено, ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает, он радуется или огорчается ситуативно. Желания ребенка неустойчивы, быстро преходящи, он не может их сдерживать, все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка, аффективные реакции на трудности, когда что-то не получается и некому ему помочь, вероятна эмоциональная вспышка.

Проговаривать чувства ребенка.

Использовать «Я-послания».

Заменить нотации короткими выводами.

Оценивать поступок, а не ребенка.

Предупреждать аффективные состояния (яркие эмоциональные вспышки).

Развитие эмоциональной сферы тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием.

Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавания себя – простейшая, первичная форма самосознания.

Появляются представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может.

Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, потом к 3-м годам появляется «я». Разрушается ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого – ситуация «мы» и наступает психологическое отделение от матери.

Появляется «Я», но понятие  «я, как часть коллектива», появиться только среднему возрасту. Поэтому, Попытка выстроить детей в хороводы, и все игры, где успех возможен в случае слаженной работы всех участников игры, обычно безрезультатна.

 Дети в этом возрасте не могут быть вместе, могут быть только рядом. Игры по типу «Раздувайся пузырь» «карусель» и пр лучше отложить на более поздний возраст.

У ребенка появляется и первичная самооценка

у него развивается притязание на признание со стороны взрослых.

Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание, осознание того, что «я хороший».

Осознавание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития – кризис 3 лет.

Самосознание

Разрушается ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого – ситуация «мы» и наступает психологическое отделение от матери. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание, осознание того, что «я хороший».

-Поощрять за проявление самостоятельности.

поддерживать, если не справляется предложить помощь.

 -Демонстрировать значимость того или иного поступка лично для педагога.

-Оценивать поступок, а не ребенка.

-Способствовать развитию осознания себя как отдельной личности.

- Акцентировать  внимание  ребенка на  его уникальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...