Как создать проект
консультация

Вязина Марина Сергеевна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_sozdat_proekt.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

           

В переводе с греческого проект - это путь исследования.

           

Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

                                    

Типы проектов:

      Исследовательско - творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого - либо творческого продукта (газеты, драматизации, детского дизайна)

         Ролево - игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.

         Информационно - практико - ориентированные: дети собирают информацию о каком то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы.

         Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки.

        

Продолжительность проекта:

  1. Краткосрочный: ( несколько занятий, 1 - 2 недели );
  1. Средней продолжительности: ( 1 - 3 месяца );

   3. Долгосрочный - до 1 год.

        

Педагогическое проектирование - это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

        Основная  функция проектирования - наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

       Использование проектного метода считается наиболее эффективным так как он позволяет сочетать интересы всех участников.

       Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.

       Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе.

       Деятельность детей организованно в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

 Внедряя метод проекта в образовательный процесс, определяют цель, задачи.

     Перед тем, как начать работу определяют: направления работы, формы работы, методы работы.

    

 В организации проектной деятельности выделяют следующие этапы:

        1. Целеполагание: педагог помогает детям выбрать и

           установить посильную для них задачу на определенный

           отрезок времени.

        2. Диагностико - аналитическая деятельность по данной 

            проблеме.

        3. Разработка проекта: планирование деятельности, сбор

            информации, подбор материалов, оборудование,

           обучения навыкам новой  деятельности.

        4. Выполнение проекта - реализация практической части

            проекта.

        5. Подведение итогов - определение задач для новых

            проектов.

 В начале работы над проектом педагог должен изучить саму проблему, тематику проекта, соответствующую дополнительную и нормативно - правовую литературу.

Педагог должен анализировать собственный уровень и уровень родителей готовности к работе с детьми по данной проблеме.

 При составлении плана работы над проектом поддерживать детскую инициативу,  стараясь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

 Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

   Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

 Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваются тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

  В работе над проектом соблюдаются принципы, индивидуальный подход к ребенку.

    В совместную работу над проектом привлекать родителей ненавязчиво, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Работа по проектам в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

     Как показала практика метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом - проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления: ориентируясь на личный опыт ребенка, мы старались создать атмосферу сотворчества.

     Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.

    Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности

История проектной деятельности

Из истории известно, что понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание.

1920 г. – США педагог, психолог, философ Джордж Дьюи.

Обучение сообразно личным интересам.

1926 г. – советская педагогика, Е. Г. Кагаров впервые определил этапы проекта: начало проекта – детский интерес сегодняшнего дня, самостоятельное планирование программы занятий, выполнение запланированного.

1931 г. – проектный метод осужден постановлением ЦК ВКП (б)

1950г. – Широкое распространение проектного метода в садах западной Европы (сады Монтессори). Дошкольники составляют планы на день, неделю сообразно своим интересам. Взрослый – помощник в достижении целей.

Сейчас проектный метод – основа американской программы СОРОСа «Шаг за шагом», в России – один из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками.

3 слайд

Проект – что это?

Слово «проект»заимствовано из латыни«выброшенный вперед»«выступающий»«бросающийся в глаза».

А в переводе с греческого – это путь исследования.

Проект – специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

4 слайд

Проект это инновационный метод работы с детьми согласно федеральным государственным требованиям. Что же такое метод проектов согласно ФГТ.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

5 слайд

Основной тезис современного понимания метода проектов:

«Все, что я познаю - я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»

• Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей.

• Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

6 слайд

Зачем нужны проекты

! Поддержка и развитие самостоятельной и познавательной деятельность детей.

Развитие познавательной сферы, расширение кругозора.

Развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.

Развитие умения наблюдать, слушать.

Развитие мышления, навыков обобщать и анализировать, внимания, воображения, памяти, речи.

Развитиеумения увидеть проблему комплексно с разных сторон.

Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).

7 слайд

Основная цель проектного метода

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса

8 слайд

Виды проектов

По количеству участников в проекте:

индивидуальные

групповые

коллективные

9 слайд

Виды проектов

По продолжительности выполнения проекта:

краткосрочные (1-3нед.)

среднесрочные (до 1 мес.)

долгосрочные (полугодие, учебный год)

10 слайд

Виды проектов

По характеру содержания:

монопроекты (1 образовательная область) – чаще применяются в школе (биология, история).

Интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) – в основном используются в ДОУ.

11 слайд

Виды проектов

По доминирующему виду деятельности(по Л. В. Киселевой)

Исследовательско-творческие

Информационно-практико-ориентированные

Творческие

Ролево- игровые

12 слайд

Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования. (старшая группа)

Творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник)(2 младшая группа)

Ролево – игровые - с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. (2 младшая группа)

Ознакомительно-ориентировочный (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. (средняя группа)

Практико – ориентированные (прикладные) - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголкапроект правил группы, витражи и т. д.) (старшая группа)

13слайд

Способы разработки проектов

Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:

1. Что мы знаем?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

2. Что мы хотим узнать?

Затем воспитатель задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать?

Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

3. Что узнали?

Ответы на вопрос Что мы узнали? Дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проектыВоспитательдолжен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

14 слайд

Основные этапы проектирования

1.Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);

С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов

15 слайд

План работы по разработке проекта

1. Подготовительный / Целеполагание (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта).

Глубоко изучите тематику проекта, помогите ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени, заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддержите его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

Ненавязчиво вовлекайте родителей, социальных партнеров в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

16 слайд

2. Деятельностный/ Разработка проекта – план работы по подготовке проекта (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка).

На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Составление плана-схемы проекта.

Сбор, накопление материала.

Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

Домашние задания для самостоятельного выполнения.

17 слайд

Выполнение проекта – практическая часть.

Создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения

Соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

18 слайд

4. Завершающий/ Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом).

19 слайд

Результаты проекто - тематического обучения

Помогает:

- осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- развивать творческие способности детей, навык обобщать и анализировать;

- развивать мышление, воображение, память, внимание;

- развивать речь (задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; комментировать свои действия; делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы; высказываться в связи с высказываниями других; сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение; договариваться о правилах; поддерживать разговор; использовать элементарные нормы общения);

20 слайд

- контролировать свое поведение, выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе);

- организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое);

- сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.

21 слайд

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

        

Фио ребенка

Необходимость в открытии дежурной группы

Справка от работодателя о непрерывности рабочего цикла и невозможности оставить рабочее место.

Новый год !Новый год!

В гости елочка придет

Дед мороз и зайки

Принесут подарки.

Новый год! новый год!

Ждали мы тебя весь год.

Ярко огоньки сверкают,

Нашу елку украшают.

Скоро дед мороз придет,

Всем подарки принесет,

Мы ему стишок расскажем,

Вокруг елочки запляшем.

Вход,

слова воспитателя

сели

Снегурочка

елка не загорается

снегурочка-капризка

Гномики танец

снегурочка...

пяточка носочек танец

...

дед мороз

игра

хоровод маленькой елочке..

Стихотворения: Авдеева Ульяна, Лещева Настя Германов Марк

танец снежинок

Подарки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Создай свою футболку"

Проектная деятельность способствует развитию у детей творческих способностей, организованности, ответственности и активного общения со сверстниками....

Проект совместной творческой деятельности "Создай свой мир"

Долгосрочный прект направленный на формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и участие  в посильной   деятельности по уходу за р...

Методическая разработка: проект в средней группе "Кто создает скульптуры животных?"

Описание проектной деятельности в средней группе по программе "Мы входим в мир прекрасного"...

Консультация для родителей "Как создать родословную своей семьи"."Как создать герб и флаг своей семьи".

Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.О своих родных...

Создаем детско-родительский проект

Консультация для педагогов...

Презентация к проекту "киностудия" - "Кто создает кино"

краткое знакомство с прфессиями людей, работающих в киностудии....

Проект кукольный театр своими руками "Мы сказку создаем сами"

Создание кукольного домика и кукол своми руками для постановки...