«Закрепление знаний и умений при решении задач на развитие логического мышления»
план-конспект занятия (старшая группа)

Бурова Инна Ильинична

Развитие логического мышления с использованием специальных обучающих игр. (Блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, «Волшебная восьмерка»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Богородского муниципального района

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

Методическая разработка занятия

в школе раннего интеллектуального развития

«Всезнайка»

Тема: «Закрепление знаний и умений

при решении задач на развитие

логического мышления»

(для детей 5-6 лет)

Выполнила:

педагог дополнительного

образования

 1-ой квалификационной

 категории  МБУ ДО«ЦВР»                                                                                                                                                                                                                               Бурова Инна Ильинична

 г. Богородск 2021 г

Введение

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Всезнайка» - это школа раннего интеллектуального развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Целью программы является развитие у ребенка логического мышления, творчества, умственных способностей, необходимых для успешного обучения в школе, посредством основного вида детской деятельности — игры. Данная методическая разработка может быть использована в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов.

 Краткое описание работы

 Данное занятие проводится с детьми 5-6 лет (1-й год обучения). Этот период называют сензетивным для развития познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения. Память является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало

Условия применения и реализации

Характеристика оборудования учебного занятия:

Дидактический материал: пособия Блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, «Волшебная восьмерка»;

Оборудование и материалы: листок в клетку, простой карандаш; ножницы, полоска бумаги с контурной линией, игра-набор кукольный театр по сказке «Теремок».

Тема учебного занятия: «Закрепление знаний и умений при решении задач на развитие логического     мышления».

Место проектируемого учебного занятия в учебном курсе. Данное занятие проводится с детьми 1 года обучения на этапе промежуточной аттестации по разделу программы «Символы и знаки» (в конце 1 полугодия).

Тип учебного занятия: закрепление полученных знаний и умений.

Форма организации учебного занятия – комплексное занятие с элементами игры.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • игровой;
  • частично-поисковый;
  • наглядный.

Цели и задачи

Цель занятия:

Развитие логического мышления с использованием специальных обучающих игр. (Блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, «Волшебная восьмерка»).

Задачи:

Обучающие

  • действовать с палочкой как с цифрой;
  • соотносить «число-цвет», «число-цвет-соседи числа»;
  • действовать с геометрическими фигурами, выстраивать сложные цепочки;
  • составлять геометрическую фигуру из разных фигур (прямоугольник-из квадратов и т.д.)

Развивающие

  • развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.  
  • развитие мелкой моторики рук детей,
  • развитие внимания, памяти и творческих способностей
  • развитие и обогащение словарного запаса детей.

Воспитательные

  • воспитание дружеских взаимоотношений, умения сопереживать товарищу, чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
  • формирование личностных качеств ребенка, таких как находчивость, самостоятельность, сообразительность, смекалка.

Хронометраж учебного занятия:

  1. Часть. Организационный момент – 2 минуты.
  2. Практическая часть- 20 минут.
  3. Часть. Подведение итогов - 3 мин.

Содержание учебного занятия

Ход занятия:

 1.Часть. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята! А вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите? С кем? (ответы детей).

Вот и сегодня мы с вами тоже пойдем в гости. А к кому - вы догадайтесь сами:

«Красивый домик, в нем живут: мышка – норушка, лягушка – квакушка…» кто уже догадался- помогайте, кто еще живет в этой сказке? (дети называют героев сказки «Теремок»). Молодцы, все вспомнили героев сказки… Какой? (ответы детей). Правильно, сказка «Теремок». Мы расскажем лесным жителям, что нового и интересного узнали на занятиях нашей школы «Всезнайка».

 Педагог: Дорога нам предстоит долгая. Сначала мы должны с вами пройти по широкой дороге, а потом – по узкой. У вас на столе лежат полоски бумаги – покажите мне широкую полоску (дети показывают) – правильно. А вот чтоб пройти по узкой тропинке – ее нужно найти на широкой полоске.  Кто догадался – где она спряталась? Правильно, она нарисована карандашом. И чтоб она появилась – ее нужно… кто догадался? Конечно, надо разрезать толстую полоску и тогда у нас появится две тропинки – одна будет …какая? а другая? Молодцы: узкая и широкая. А теперь берем ножницы и разрезаем по контуру (см. фото 1)

Дети разрезают широкую полоску бумаги на две узких, закрепляя при этом технику владения работы с ножницами.

2. Практическая часть.

 Педагог: Вот мы с вами и пришли в гости к героям сказки «Теремок». (настольный театр).  Они хоть и живут в лесу – но много слышали о вас: какие вы молодцы, как занимаетесь, чему учитесь, что умеете. И звери просят вас показать и научить их выполнять разные интересные задания с фигурами, цветными палочками. Вы готовы помочь лесным жителям? (Ответы детей).

 Педагог: Ребята, кто первый поселился в теремке? Правильно – мышка-норушка – вот она (показывает). Ой, посмотрите, что у нее в лапках? (нарисованные геом. фигуры). (Ответы детей).  (см. фото 2,3,4,5)

 Педагог: Молодцы, ребята. А давайте покажем зверятам, как можно с ними играть.

 Работа с блоками Дьенеша (Приложение №1)

Задания:

Педагог: выложи все синие блоки и сделай из них круг; чем они все похожи? (цветом), а чем отличаются? (фигурами, величиной и толщиной, т.е. дается уточнение свойств блоков) (см. фото 6,7)

  • убери все маленькие тонкие, а теперь -  все маленькие толстые (работа с раздаточным материалом). Какие блоки у вас остались? Что общего, чем они похожи? (цветом и величиной). А чем отличаются? (формой и толщиной). А как сделать, чтоб все фигуры были толстые? Правильно, надо убрать все тонкие. (действия детей). А теперь чем они похожи? (дети называют общие свойства блоков). Молодцы!
  • посчитайте, сколько фигур у вас на столе (количественный счет) – всего четыре фигуры (добиваться полного ответа), правильно.
  • постройте из этих фигур высокий домик, затем слева от синего домика выложите такой же красный, а справа от синего- такой же желтый (работа со свойствами блоков) (фото 9,10,11)

Педагог: Вот у нас и получилось три домика.  Чем они похожи? (цветом, толщиной и величиной). (см. фото 8)

Педагог: Правильно, ребята, а скажите кто из наших зверят может жить в таких домиках?  (ответы детей). А мышка, зайка и лягушка могут жить в таком большом домике? А давайте им сделаем маленькие домики. А как? Правильно, надо убрать или прямоугольники, или квадраты – и тогда домики будут маленькие и всем будет весело.

Педагог: Вот посмотрите, Зверята, какие теремочки вам построили дети. Умнички!

Физкультминутка (фото 14):

Педагог: А теперь давайте вспомним веселый стишок про зайку и мишку!

Мишка по лесу идет,

А за ним и заинька.

У медведя дом большой,

А у зайки – маленький (показ движений).

Педагог: Ребята, давайте дальше вспоминать сказку. Кто пришел жить в сказку третий?  (зайка) Правильно. Ой, посмотрите, какая красивая одежда у него (шорты, кофта). А какого цвета? А можно сказать, что одежда у зайки разноцветная?  (ответы детей).

Педагог: Ты знаешь, зайка, а у наших ребят тоже красивая одежда разных – разных цветов, ты даже и не слышал -  какие есть цвета.  Сейчас тебе ребята расскажут и покажут волшебные чудо – палочки. Давайте, ребята, построим для зайки разноцветную лесенку, чтоб он мог по ней скакать.

 Работа с цветными палочками Кюизенера (Приложение 2)

Задания:

Педагог: я буду называть число, а вы должны показать мне какого она цвета (1 – белый, 2 - розовый и т.д. и найти место палочки у лесенки (ориентировка в пространстве – на столе)

  • если у вас появятся соседи числа – то назовите их.

(дети строят числовую цветную лесенку, уточняя соседей числа и находя место каждой палочке на числовой лесенке) (фото 12,13).

Педагог: Вот, зайка, посмотри -  какая лесенка получилась у ребят. Теперь ты со своими друзьями можешь по ней прыгать и скакать, только будь осторожным, не упади!

Педагог: Ребята, а кто же пришел в сказку последний? Конечно, медведь! А в сказках медведь какой? Вот лиса – хитрая, плутовка, а медведь? Конечно – умный, рассудительный, вежливый и т.д. (ответы детей).

Педагог: Мишка, а ты знаешь, наши ребята тоже очень умненькие и могут выполнять самые трудные задания с цифрами, даже могут из одной цифры выложить другую.  Сейчас они тебе покажут, только немного погуляют по тропинке.

Физкультминутка:

Мы гуляли по тропинке – так, так, так (хлопки),

Мы качались как осинки – так, так, так,

Громко хлопали в ладоши – так, так, так,

Покружились мы немножко – так, так, так,

 Мы, как птички, полетали – так, так, так,

 Опустились над цветами – так, так, так,

Мы поплавали, как рыбки, - так, так, так.

Подарили всем улыбки – так, так, так!

Педагог: А сейчас, ребята, давайте покажем мишке «волшебство» с цифрами:

Работа с пособием «Волшебная восьмерка»: (см. фото 15)

  • 8- (преобразование цифр)
  • убери палочку наверху слева – какая получилась цифра? (ответы детей) -9
  • убери палочку внизу слева (3)
  • убери палочку наверху справа и переложи ее наверх слева (5) а какая цифра стоит после 5?  Правильно, это цифра 6. Что нужно сделать, чтоб она получилась? (индивидуальные ответы детей) - нужно добавить одну палочку вниз слева и т. д.

Педагог: Молодцы, ребята! Я думаю, что зверятам было очень интересно посмотреть, что вы умеете делать. Вы их многому научили.

Давайте попрощаемся с нашими лесными друзьями и отправимся домой. Мы с вами так далеко ушли от дома, что выбраться нам поможет лабиринт, по которому мы сейчас пойдем.

Работа на листе бумаги в клетку (ориентировка в пространстве) (см. фото 16,17)

Задания:

Педагог: - 3 клетки -  вниз, 2 -  вправо, 5 – вверх и т. д.

 Вот мы и дома! Все дошли, никто не заблудился?  (проверка задания).

 Педагог: Ребята, понравилось вам в гостях у жителей «Теремка»?

Все вы были молодцы, многому научили лесных зверят. А чему мы их научили?

(ответы детей). Подведение итогов занятия, поощрение каждого ребенка.

Педагог: Сегодня мы с вами не только побыли в гостях лесных жителей, но и показали хорошие наши знания и умения в решении трудных логических задач. А главное – у нас появились новые друзья, и мы непременно побываем еще у них в гостях!

Анализ и рефлексия

Результаты учебного занятия:

Дети закрепили:

  • умения действовать с палочкой как с цифрой; соотносить «число-цвет», «число-цвет-соседи числа»; действовать с геометрическими фигурами, выстраивать сложные цепочки; составлять геометрическую фигуру из разных фигур (прямоугольник-из квадратов и т.д.)
  • знания о числе на основе счета и измерения.  

Дети обогатили словарный запас, развивали   внимание, память и творческие способности.

Во время занятия дети учились работать в коллективе, сопереживать, приходить на помощь товарищу. Также у них развивались личностные качества: находчивость, самостоятельность, сообразительность, смекалка.

 Самоанализ

         Данное занятие имело целью закрепить знания и умения, учащихся по разделу «Символы и знаки». В результате дети показали хорошие знания и умения, проявляли интерес и желание заниматься. Для активизации деятельности учащихся использовались различные виды деятельности.  Дети учились видеть и передавать свои эмоции, закрепляли знания и умения понятиями в процессе игры, выполняли практическую работу, играли в подвижные игры.

        Урок построен с учетом возрастных особенностей детей в форме игры, сказочная атрибутика создает атмосферу доброжелательности, способствует развитию интереса и более легкому восприятию знаний, умений.

        Хронологические рамки выдержаны верно. Контроль знаний проводится на протяжении всего урока в игровой форме. В конце занятия подводятся общие итоги в виде беседы, опроса.

Устная речь педагога построена грамотно. Педагог внимательно выслушивает ответы детей, корректно и доброжелательно давая оценку действиям детей.

 Перспектива развития темы.

Знания и умения, закреплённые на этом занятии, будут использованы в дальнейшем на 2 году обучения по программе «Всезнайка» с усложнением.

Список литературы

  1. Дедова О.Ю., Яшина Н.Ю. Преемственность дошкольного и начального образования – Н. Новгород. Вектор ТиС:2006
  2. Ломова Н.В., Куколевская Г.И.  Математика. Система развивающих упражнений. -М.: УЦ «Перспектива», 1996г
  3. Лещинская – Гурова О.В. –Игра в образовательном процессе- Н. Новгород, 1999г
  4. Развивающие игры «ОКСВА»- Мировые головоломки, Санкт Петербург, 2007
  5. Смоленцева А.А.   Применение дошкольниками математических знаний в повседневной жизни и играх-Н. Новгород, 1991г.
  6. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей – Н. Новгород
  7. Цветные счетные палочки Кюизенера. ООО «Корвет», Россия, С-Пб.
  8. Цифры. Развивающая игра. -М., ЗАО «Степ Пазл», «Дрофа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста

Развитое логическое мышлениеявляется очень важным показателем интеллекта растущего ребенка. Для того чтобы заинтересовать маленьких детей заданиями,которые помогут развить у них логику, необходимо при...

Загадки и задачи на развитие логического мышления.

Загадки и задачи на развитие логического мышления....

Задачи на развитие логического мышления для старших дошкольников

Решая занимательные задачи, малыши смогут научиться устанавливать связи между предметами или явлениями, рассуждать,сравнивать и анализировать....

Занимательные задачи на развитие логического мышления у детей 5-7 лет

В данном материале представлены задачи на развитие логического мышления у детей 5-7 лет, а также задания на сообразительность....

Загадки и задачи на развитие логического мышления.

Загадки и задачи на развитие логического мышления.Развитие логического мышления через загадки и задачи.В воспитании и обучении дошкольников большое значение принадлежит занимательным играм и задачам. ...

Занимательные задачи на развитие логического мышления у детей 5-7 лет. Часть 2.

В материале представлена подборка занимательных задач на развитие логического мышления у детей 5-7 лет....